Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
методическая разработка

Абрамова Наталья Сергеевна

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень литературы, пользующейся спросом у массового читателя, возросло влияние телевидения, кино и компьютерных сетей на детское сознание. Общение детей стало опосредованным: электронная почта, “контакты”, “одноклассники” и т.д. Непосредственное общение, коммуникативные навыки необходимо развивать специально.

Поэтому так важны коммуникативные тренинги и тренинги, развивающие мотивацию общения детей. Показателем степени социализации ребенка и одновременно ее необходимым условием является его поведение. Установки и способы поведения помогают детям найти адекватные ситуации ресурсы для собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых и сверстников, психологически обжить новые пространства жизнедеятельности.

Важным для социализации ребенка является приобретение им опыта конструктивного, толерантного непосредственного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

Предлагаемый тренинг включает систему упражнений, где в форме игр и в их обсуждении дети ищут способы и ресурсы для оптимального взаимодействия с другими людьми, самим собой, с культурой и с миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_trenninga.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга

«Общение»

Выполнила:

Абрамова Наталья Сергеевна

Челябинск

2018

Введение

Актуальность проведения:

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень литературы, пользующейся спросом у массового читателя, возросло влияние телевидения, кино и компьютерных сетей на детское сознание. Общение детей стало опосредованным: электронная почта, “контакты”, “одноклассники” и т.д. Непосредственное общение, коммуникативные навыки необходимо развивать специально.

Поэтому так важны коммуникативные тренинги и тренинги, развивающие мотивацию общения детей. Показателем степени социализации ребенка и одновременно ее необходимым условием является его поведение. Установки и способы поведения помогают детям найти адекватные ситуации ресурсы для собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых и сверстников, психологически обжить новые пространства жизнедеятельности.

Важным для социализации ребенка является приобретение им опыта конструктивного, толерантного непосредственного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

Предлагаемый тренинг включает систему упражнений, где в форме игр и в их обсуждении дети ищут способы и ресурсы для оптимального взаимодействия с другими людьми, самим собой, с культурой и с миром.

Теоретический блок

Основные понятия: общение, контакт, вербальное и невербальное общение, передача информации, обсуждение.

Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

Задачи:

  • создать доверительную обстановку во время групповой работы;
  • познакомить с понятием «общение», с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;
  • формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;
  • способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Теоретическое обоснование методов:

  • Дискуссия (обсуждение) – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов
  • Лекция - Устное изложение предмета или какой-н. темы
  • Игры-симуляции – игры, содержащие в себе притворное выражение чувств; симуляция имеет целью убедить наблюдателя в действительности того, чего нет на самом деле.
  • Игры - решение узкоспециальных вопросов
  • Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Проективный тест - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.

Практический блок

Упражнение-разминка «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «СКАЛУ», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего - пройти вдоль этой «СКАЛЫ», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки - участники с одного конца «СКАЛЫ» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Обсуждение.

  • Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «СКАЛУ» при выполнении данного упражнения?
  • Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
  • Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Вводный рассказ «Что такое общение?»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
  • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;
  • перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Предлагает обсудить вопросы: Что такое общение? Какого человека мы называем общительным? Подводя итоги обсуждения, предлагается отметить, что общение - это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Невербальное общение

Упражнение «Передай другому». Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • А в чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • А в чем заключались трудности?

Наблюдательность в общении

 Упражнение «Что помню?». Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего - как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности?
  • Почему?
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение?
  • Почему?

Умение слушать другого

Упражнение «Спина к спине». Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.

  • Легко ли было вести разговор?
  • В чем были трудности?
  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Точная передача информации

Упражнение «Передача информации». Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника. Затем выполняется упражнение согласно инструкции. Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация». Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста - около 50 строк (психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения).

Обсуждение.

  • За счет чего произошло искажение информации?
  • Что «своего» каждый внес в рассказ?
  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
  • Что с вами происходит, когда вы не понимаете смысла происходящего, что вы чувствовали и как раньше на это реагировали?

Упражнение «Ассоциация», направленно на развитие конструктивного взаимодействия и группового сплочения.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На какую песню?», «На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - вырывает из игры.

Обсуждение.

  • Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?
  • Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими - другим людям.

Упражнение «Зеркало»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды - тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики - уверенного, неуверенного пли грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем - разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

  • Какие позы чаще загадывались, почему?
  • Какие легче угадывались, почему?
  • Какое значение имеет вербальное и невербальное общение?

Упражнение «Льдина»

Ведущий выкладывает на полу несколько газет с таким расчетом, чтобы на них свободно поместились все участники тренинга. Упражнение можно драматизировать - предложить детям представить себя участниками полярной экспедиции на льдине в океане. Если кто-то из участников «падает со льдины», то экспедиция считается провальной. По сценарию льдина постоянно «подтаива¬ет» (можно момент таяния производить «ночью», когда все участники «в снах уходят со льдины»). Во время «таяния» льдины ведущий сворачивает какую-то из газет или убирает, после чего группа опять размещается «на льдине». «Таяние» льдины осуществляется до тех пор, пока вся группа не включится в процесс взаимной поддержки, после чего «экспедиция успешно завершается». После обсуждения стратегии взаимной поддержки «экспедицию» можно повторить, а «льдину» сократить сильнее. Упражнение позволяет посредством физического контакта сократить дистанцию между участниками, а за счет обсуждения стратегии поведения принять эффективное групповое решение.

Проективный рисуночный тест  включает два задания:

1.        В начале тренинга нарисовать свою команду так, чтобы в рисунке был обозначен каждый из присутствующих.

2.        Когда тренинг окончен, нарисовать свою команду и обозначить в рисунке каждого из присутствующих.

При качественном анализе рисунков можно смотреть как когнитивные, так и эмоциональные моменты динамики группы и состояний каждого из участников тренинга. Обращается внимание на следующие компоненты рисунка:

  1. интерпретация рисуночной графики;
  2. интерпретация рисуночной символики.

Рефлексия

  • Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?
  • Что нового узнали по данной теме?
  • Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?
  • И где, когда вы их сможете применить?

Список использованной литературы:

  1. Бакшеева Т.С., Преображенская Г.А. Занятие-тренинг «Общение - это…». Кемерово, 2010
  2. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. «Генезис», 2013
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Москва «Генезис», 1998
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Изд-во «Совершенство», 1998
  5. Чикер В.А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. Изд-во «Речь», 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по изодеятельности "Волшебные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 3 до 7 лет

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Статья на основе практического опыта описывает особенности проведения тренинговой работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата...

Программа тренингов общения с педагогами ДОУ

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно восприня...

Авторская программа по изодеятельности "Чудесные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения)

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. ...

Родительское собрание с использованием элементов психологического тренинга "Я и мой ребенок"

Родительское собрание с использованием психологического тренинга в средней группе...