Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Ахмадиева Эльза Юрьевна

«Роль кинезиологических упражнений в развитии речи

 старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль кинезиологических упражнений в развитии речи

 старших дошкольников»

Ахмадиева Э.Ю.

МАДОУ Детский сад №1 «Айгуль» г. Бирска

Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их и в образовательной деятельности, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Из всего многообразия кинезиологических упражнений на занятиях по развитию речи применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, которые мы используем в образовательном процессе:

  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  • сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в образовательной деятельности:

1.Разучивание с воспитанниками кинезиологических упражнений, отрабатывание техники.

       2.Добавление к этим упражнениям речевое сопровождение;

       3.Подключение движение языка к движениям рук;

       4.Сочетание дыхательных и двигательных упражнений;

       5.Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью воспитателя), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений.

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова  учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:

  • обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
  • формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие связной речи.

Например,  упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п. Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Педагог проводит предварительную работу по теме лексической теме, обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например, упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку. По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения: «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»

Применение на занятиях по развитию речи кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Литература:

1.Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии: Практическое пособие для учителей и родителей. Сфера 2017-128с.

2.Сиротюк А.Л. Упражнение для психомоторного развития: Практическое пособие 2014- 60с.

3.Сиратюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников-М: ТЦ Сфера 2018-48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...

Подборка игр и упражнений по развитию речи старших дошкольников

Материалы самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Цель:  Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;Задачи:     - совершенство...

Кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только станов...

Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для родителей  на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»Содержание:1. Введение………………&helli...

Нейропсихологические игры и кинезиологические упражнения для развития речи и оздоровления дошкольников с ОВЗ

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), которая как раз и нацелена на понимание связи структуры и функционирова...