Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Щетинина Аида Алимовна

Игра - самый близкий и ведущий вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок перевоплощается в образ того или иного персонажа. Дети великолепно включаются в игру, «входят в образ». Музыкальные игры объединяют в себе музыкальное движение, слово, мимику и пантомиму. Всё это подчинено главной задаче -  созданию художественного образа

Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой. Они способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогают воспринимать и любить музыку, развивают музыкальный слух, музыкальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_chto.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребёнка начала – игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей» - писал А. Г. Усов.

Чтобы ребенок раскрылся в полной мере своих возможностей,  соблюдаются  две необходимые ключевые позиции педагога по отношению к ребенку:

- отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений;

- создание  на музыкальном занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком.

Чем больше идей от детей, тем занятия интересней, нужно только побудить их к выдаче этих идей. Игровое общение на занятиях с детьми обладает огромным творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов, смешной ситуацией и ролей. Дети с удивительным вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. Однако педагог должен быть естественным в ситуации игры,  вместе с детьми с заинтересованностью получать от игры искреннее удовольствие. Игра для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивирующей деятельностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития.

Игра - самый близкий и ведущий вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок перевоплощается в образ того или иного персонажа. Дети великолепно включаются в игру, «входят в образ». Музыкальные игры объединяют в себе музыкальное движение, слово, мимику и пантомиму. Всё это подчинено главной задаче -  созданию художественного образа

Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой. Они способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогают воспринимать и любить музыку, развивают музыкальный слух, музыкальные способности.

Значение музыкальной игры (особенно в младших группах) велико еще и потому, что слушание как вид музыкального воспитания и развития музыкальных способностей самостоятельного значения не имеет и, как правило, сопровождается игрой.

Посредством музыкальной игры мы закрепляем представления детей и вызываем интерес к окружающему их миру, обогащаем кругозор, учим слушать музыку, отражая ее характер в движущемся образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций и наблюдений.

Исключительно большое значение имеет музыкальная игра для общего физического развития двигательных умений правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Соответственно организованная музыкальная игра помогает детям:

ориентироваться в пространстве;

воспитывает выдержку, волю;

развивает воображение детей;

умственные способности, память, внимание, мышление, речь.

Правильно преподнесенная и проведённая игра всегда вызывает интерес и создает у детей положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе, и воспитывает у них положительные черты.

Музыка близка эмоциональной природе ребенка, но для того, чтобы он мог двигаться в соответствии с характером музыки, запомнить музыку, нужно развивать в нем:

-    восприятие;

-    воображение;

-    память;

-    музыкальный слух.

Всему этому способствует музыкальная игра.

Основными требованиями игры являются:

доступность;

эмоциональный характер;

педагогическая целесообразность;

воспитательно-коррекционная направленность:

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь.   Вся деятельность ребёнка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обострённое музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и усвоением музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

Таким образом, учитывая значение музыкальной игры, возможности и способности детей дошкольного возраста, считается целесообразным использовать музыкальную игру как одно из средств обучения детей, способствующих выполнению музыкальных и общевоспитательных задач.

В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой; она активизирует мышечный тонус ребёнка, углубляет восприятие музыкального образа и усиливает эмоциональную сторону игры. Движения в игре выступают своеобразным выразительно-изобразительным средством, помогающим в воплощении содержания музыки.

Музыкальные игры детей принято делить на два типа:

  1. игры под пение;
  2. игры под инструментальную музыку (сюжетные и бессюжетные)

Игры под пение (хороводы, инсценирование песен) являются неотъемлемым компонентом музыкального развития ребёнка дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте музыкальные игры проводятся, как правило, под пение педагога (воспитателя или музыкального руководителя), а начиная со среднего дошкольного возраста – под пение педагога и самих детей. Подходящий репертуар для игр под пение – народные попевки, прибаутки, хороводные песни. Их мелодии и музыкальные образы просты и доступны для дошкольника, имеют яркую изобразительную основу, что позволяет сопровождать пение выразительными движениями в соответствии с характером музыки и музыкального образа.

В играх под пение ребёнок учится передавать движениями содержание песни, общий характер музыки. Выразительные средства музыки (особенно её ритмический рисунок) усваиваются легко и непринуждённо в игровых движениях, имитирующих то или иное движение.

Игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определённый сюжет или выполняют игровые задания) могут быть более разнообразными по темповому воплощению. В сюжетных играх музыкально-ритмические движения детей обусловлены развитием сюжета и особенностями движений, характерных для персонажей. Для активизации творческой активности ребёнка сюжетная игра может предваряться объяснением в виде образного рассказа. Словесный метод помогает ребёнку создать выразительный музыкально-двигательный образ, соответствующий характеру музыки.

Умение «оживлять» игровой персонаж и согласовывать выразительные движения с музыкой развивает воображение, обогащает эмоциональную сферу и музыкально-двигательный опят детей.

Несюжетные игры (разновидность подвижных игр) нацелены на обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, её общим настроением и выразительными средствами. В этом виде игр дети используют раннее усвоенные движения: бег, прыжки, различные построения. Несюжетные игры часто содержат элементы соревнования, поэтому участие в игре требует очень быстрой и чёткой реакции на музыку. Несюжетные игры способствуют формированию у детей точности, ловкости, чёткой координации движений.    

Таким образом, развитие музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность), в основе которой лежит игра. Но считается, что конечной целью музыкального воспитания детей является – научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...