Статья Консультация для воспитателей Тема: «Фольклорные мотивы в подвижных играх в старшей группе»
статья (старшая группа)

Ангерт Наталия Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения            средней общеобразовательной школы № 206                                                   Центрального района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей

Тема:

«Фольклорные мотивы в подвижных играх в старшей группе»

                                                                                                                         

                                                                                                           Выполнила:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                           Ангерт Н.Н.

                                                   Санкт - Петербург

                                                                  2021г.

«Если вы хотите узнать душу народа,

приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Л. А. Лямина

   Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

   Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек

Цели, задачи и принципы работы с народными играми:

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:

  • Расширение культурных границ.
  • Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
  • Развитие памяти, речи, воображения.
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

   Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:

  • Пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
  • Развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
  • Развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
  • Воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

  • Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
  • Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
  • Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (например, пересказ действий ведущего в игре «Дятел»).
  • Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).

                                       Правила проведения игр

   На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:

Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.

Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено. Игры можно проводить и в помещении, и на улице

Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и маленькие леди и т. д.).

Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.

                                            Классификация народных игр

   Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.

По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.

По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.

По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России:

Русские, башкирские, татарские, чувашские и пр.

А также игры отличаются принципом проведения:

хороводные (к примеру, «Каравай»);

сидячие (например, «Кольцо»);

подражательные («Заинька»);

Сидячие игры можно вводить после занятий, требующих повышенной двигательной активности ребят, например, хореографии.

Подражательные («Заинька»);

В играх дети учатся подражать движениям животных с преследованием («Селезень»);

С выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);

С диалогом («Что ты делаешь, коршун»);

Игры-забавы («Я змея»).

   Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием.

   Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором.

   Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

                                                     Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д.

Для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов.

Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

  • Уличная площадка для игр;
  • Оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
  • Игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).
  • Музыкальные инструменты — необходимая часть инвентаря для игр
  • Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для малышей.

Наглядный материал

   В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

  • фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;
  • рисунки детей, созданные по мотивам забав;
  • папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;
  • выставку фотоиллюстраций и проектов, выполненных совместно с родителями, например, «Так играли мои бабушки» и т. д.

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит.

Они могут использоваться как:

  • физкультминутки;
  • упражнения на занятиях физической культурой;
  • части театрализованных постановок;
  • досуг на улице и т. д.

   Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут.

Таблица: пример конспекта по игре «Селезень»

                                     Картотека народных забав

   Определяющим фактором выбора забавы является возраст детей, поэтому и картотеку игр уместно организовать по этому принципу.

   Для детей младшей группы наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.

   Во второй младшей группе сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с первой.

   В играх с детьми старшей и подготовительной групп задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.

   Такие забавы — отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве:

  • способа скоротать время до обеда, если из-за погоды не ходили на улицу или не было занятий;
  • составной части тематического праздника;
  • перехода от одного вида работы к другому (от занятий по изучению окружающего мира к музыкальному);
  • элемента утренника;
  • номера для конкурса на лучший проект по народным играм;
  • компонента фестиваля народных игр и пр.

   Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Как выбирают водящего

   Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой

коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его

назначают или выбирают по считалке.
   Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку.

   Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

   Если участников игры немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить — ловить мяч, догонять и салить убегающих, быть коршуном или наседкой.

    Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчёта.

Есть и более простой способ выбора очерёдности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.

Сговорки

   Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.
  Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «сорокой», а. другой — «змеем-горынычем». Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут.

Как бросают жребий

   Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.
  Жребий — это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.
  Если нужно выбрать вожака в игре, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают, и затем играющие по очереди берут по одной. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим, начинать игру.
  Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады. Один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьёвщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!» К нему подходят двое из играющих, жеребьёвщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берёт?» Один берёт в правой, другой в левой руке. Жеребьёвщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.
  Иногда по количеству играющих берут соломки, палочки, бумажки; одна из них должна быть короче или длиннее других. Верхние их концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную или короткую палочку, соломинку или бумажку, тот и начинает игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Подвижная игра  как развитие физ. качеств и воспитание детей...

ПРОЕКТ «Народные детские подвижные игры» в старшей группе

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с ос...

подвижные игры в старшей группе

комплекс подвижных игр...

Консультация для воспитателей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

В данной консультации говорится о важности народных игр в развитии детей....

Методическая разработка "Фольклорные мотивы в подвижных играх (старшая группа)"

Фольклорные мотивы в подвижных играх(старшая группа)...

Фольклорные мотивы в подвижных играх, их значение в физическом и нравственном воспитании детей.

Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются ...