ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА НА КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИ
статья (старшая группа)

Солодилова Светлана Михайловна

В настоящее время все ступени образования переживают период трансформации и перестройки. Запрос на ускорение технологического прогресса, а, следовательно, появление соответствующих кадров потребовало форсированного создания новых моделей образования, одно из которых – сеть детских технопарков «Кванториум». Дополнительные занятия техническим творчеством стали проводиться и в дошкольных учреждениях. Подготовка инженерных и технических направлений помогает ранняя профориентация, которая реализуется начиная в дошкольном образовании. В этом ключе особый интерес представляет изучение примеров становления архитектуры дощкольного, дополнительного и среднего образования в Тольятти, начиная от ранних экспериментальных школ конца 60-х годов и заканчивая филиалом самарского детского технопарка в «Жигулевской долине», открытом в декабре 2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2 / 727,5

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА НА КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИ

© 2020

М.В. Солодилов, кандидат архитектуры, доцент «Центра дизайна ТГУ»

С.М. Солодилова, воспитатель детского сада №169

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Ключевые слова: дополнительное образование, детский технопарк, Кванториум, моногород, Тольятти.

Аннотация: В настоящее время все ступени образования переживают период трансформации и перестройки. Запрос на ускорение технологического прогресса, а, следовательно, появление соответствующих кадров потребовало форсированного создания новых моделей образования, одно из которых – сеть детских технопарков «Кванториум». Дополнительные занятия техническим творчеством стали проводиться и в дошкольных учреждениях. Подготовка инженерных и технических направлений помогает ранняя профориентация, которая реализуется начиная в дошкольном образовании. В этом ключе особый интерес представляет изучение примеров становления архитектуры дощкольного, дополнительного и среднего образования в Тольятти, начиная от ранних экспериментальных школ конца 60-х годов и заканчивая филиалом самарского детского технопарка в «Жигулевской долине», открытом в декабре 2017 г.

Объекты архитектуры для детей в Тольятти нередко проектировались как экспериментальные, в них отрабатывались решения на «экспорт», которые применялись в других городах. Размещением сети обслуживания в Автозаводском районе г.Тольятти конца 60-х годов занималась К.К. Картошова, участник авторского коллектива генплана города. По словам проектировщика, первой проблемой, с которой столкнулись проектировщики – был средний возраст приезжих, составляющий 25 лет. Наблюдался большой демографический бум. Предусмотренных нормами образовательных учреждений катастрофически не хватало. В первых построенных школах параллельных классов было от А до буквы Ф, что по настоящим меркам чрезвычайно много. В это время закладываются предпосылки развития будущей системы дошкольного образования. Практически во всех примерах наблюдается применение синтеза монументально-декоративного искусства и архитектуры, формирование объема здания вокруг внутреннего двора, попытки создания трансформирующихся пространств. Детские сады в Тольятти построены по ряду типовых проектов, индивидуальная особенность которых решалась с помощью цвета и монументально-декоративного искусства.

Инфраструктуре дополнительного образования повезло больше всего из-за использования не типовых проектов. Из недостатков можно выделить обособленность дополнительного образования и обладание четкими границами. Спустя десятилетия эта проблема будет решаться созданием единого образовательного пространства. Традиционные принципы обучения, иерархичная модель управления, идеология и принципы, транслируемые школой и детскими садами – тормозили любую архитектурную и дизайн трансформацию образовательных учреждений. Однако в это же время возникают кружки по развитию изобретательских способностей ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), активно появляются технические клубы и всевозможные формы дополнительного образования.   В последних региональных примерах новой дошкольной архитектуры отмечается определенная инерция и нежелание отвечать на запросы времени. В Тольятти был построен детский сад «Ладушки-2» по индивидуальному проекту, с рядом инноваций в дизайне.  

После распада СССР в Самарской области установилась традиция быть экспериментальным регионом в области образования. На фоне довольно бурной трансформации образовательных программ, новые здания детских садов, школ, училищ и колледжей практически не строились. Дошкольное образование – довольно гибкое по своей природе, в основном пребывало в существующей инфраструктуре, построенной в прошлом. С актуализацией государственного курса на технологический рывок, вдруг обнаружилось, что практико-ориентированность многих ступеней образования просто невозможна по причине слабой материальной базы, инфраструктуры и устаревшей методологии преподавания. Зачастую неразрешенной проблемой становилась: безопасность, гибкость проектного решения, доступность и разнообразие используемых учебных методик [1]. С каждым годом стал заметен тренд на стирание граней разных уровней образования. Начала вырисовываться модель единого глобального образования, в которой человек свободно движется, выбирая себе навыки, компетенции и знания, сеть детских технопарков «Кванториум» - является первым шагом к этой цели.

В статье «Архитектура детских технопарков» делается вывод об отсутствии четких принципов их архитектурной организации, по причине новизны и короткого времени функционирования [2]. На практике здания технопарков разместились: 1) в зданиях старого фонда (Самара, Владимир); 2) офисных зданиях (Тольятти, технопарк «Жигулевская Долина»); 3) промышленных зонах и технопарках (Воронеж). На деле в наиболее выигрышной ситуации оказывались технопарки с гибкой планировочной структурой, которая присуща бывшим производственным цехам, таким как в г. Воронеж. В подобных случаях удается реализовать не только обучающие пространства, но и научо-развлекательные, например, в г.Ротерхэм (Британия) был реализован научный центр приключений MAGNA, расположенном в заброшенном сталелитейном заводе [3].

Практико-ориентированное обучение – новая целевая установка в дополнительном образовании, основанная на реальных заказах от предприятий. В основе концепции лежит идеология так называемой квантовой сцепленности образовательной, проектной и событийной совокупности квантов. Результат — интегрированная образовательная программа, сочетающая образовательную, событийную и проектную составляющие образовательного процесса [4; с 39], [5; c33]. (рисунок 7)

Обратимся к основным функциональным зонам «Кванториума». В теории полноценный Кванториум должен включать в себя следующие пространства: 1) «Квантомузей» - научно-развлекательный центр, дающий возможность участия в экспериментах, опытах и других познавательных действиях; 2) Зоны общего пользования: медиатека, зоны отдыха, конференц-залы, кинотеатр, кафе, коворкинги; 3) Лаборатории и цеха, оснащенные лучшим высокоточным оборудованием, от станков механо и термообработки до операционных микроскопов для нейрохирургии с апохроматической конструкцией, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов. Дизайн интерьера должен максимально развивать ключевые компетенции и соответствовать самым передовым стандартам [6].

В диссертации М.В. Солодилова – «Архитектурно-пространственная трансформация моногорода для преодоления кризисных явлений: на примере г. Тольятти», была выдвинута гипотеза необходимости сближения учреждений высшего и среднего образования с технопарком и индустриальной зоной, исходя из анализа международного опыта (Регенсбург, Ульм) [7; стр 129]. Университеты начали движение в этом направлении в рамках открытия представительств, производственных практик, использования оборудования и площадок для разнообразных мероприятий. Однако этот процесс не подкреплен архитектурно-планировочными и градостроительными проектами.  

Решением областных властных структур, для размещения детского технопарка была выбрана площадка технопарка «Жигулевская Долина». Под детский технопарк был выделен этаж с площадью более 900 м2, в котором разместились следующие направления подготовки: Промышленный дизайн, Робототехника, It, Нано-квантум и Автоквантум. К недостаткам данной площадки следует отнести отсутствие гибкости и невозможность достигнуть разнообразных сценариев использования пространства, что может быть компенсировано вводом дополнительных площадей. Негативно сказалась транспортная доступность особенно в вечернее время, часть учащихся постепенно отсеивалась из-за удаленного расположения.  

Кванториум имеет свой брендбук, при этом в каждом городе, где открывается новый «Кванториум» удается создать уникальный образ пространства, больше напоминающий «коворкинг», чем образовательное учреждение. Некоторым «Кванториум» удается включить архитектурные нейромедиаторы – средовые инструменты формирования архитектуры зданий на стадии проектирования, обеспечивающие создание благоприятного психологического климата, поведения и качества восприятия подростками новых знаний [8].

Прогноз развития данной сети дополнительного образования заключается в появлении большей мобильности. Первый мобильный Кванториум появился в Приморском крае. «Мобильный кванториум» – это передвижной комплекс, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, где дети могут осваивать навыки VR, робототехники и промышленного дизайна. Стоит уделить внимание опыту Швеции и Финляндии, которые организуют учебные пространства так, что ребенок попадает не в квазипрофессиональную, а настоящую, профессиональную среду с профессиональной деятельностью [9; c 130]. Следует акцентировать и направленность тем для исследований в скандинавских странах, часто затрагивающих проблемы энергосбережения и экологии [10]. Все это востребовано и в наших реалиях.      

Работа планировщика должна быть связана с созданием пространства, которое бы принципиально отличалось от традиционной школы и было заточено под интерактивный и практико-ориентированный процесс обучения. Появляются примеры гибких общественных пространств в школах и примеры свободного передвижения учеников в течении дня, где они общаются с учителями и друг с другом в формате горизонтальной иерархии, где каждый участник процесса заинтересован в создании качественного продукта.  Наиболее выигрышно смотрятся варианты с приспособлением бывших промышленных объектов под нужды учреждений дополнительного образования [11].   

Выводы

История дошкольного и дополнительного образования в Тольятти включает богатый опыт проектирования уникальных образовательных учреждений, с интересной архитектурой, достойной пристального изучения. Архитектурно-градостроительные примеры размещения учреждений дошкольного образования до сих пор актуальны и несут практическую пользу. Для современных учреждений дошкольного образования следует выбирать помещения с гибкой планировочной структурой, имеющие хорошую транспортную доступность с центром города. На стадии проектирования следует включать архитектурные нейромедиаторы как элементы и среды и дизайна.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мойзер Н, Школьные здания. Практическое пособие // 392 стр, DOM publishers, 2014.
  2.  Костычева А.А, Астахова Е.С. Архитектура детских технопарков // ж: Вестник ТГАСУ, № 5, 2019.
  3.  MAGNA: практика наукоемких развлечений [Электронный ресурс] // сайт: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/t_008/main.shtml (дата обращения 15.11.2019)
  4.  Ларина Л.Н. Непрерывная образовательная модель инженерно-технического обучения школьников в формате «школа-кванториум-вуз-предприятие» // ж: Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (32) 2018.
  5.  Ларина Л.Н. Комплексная интегрированная модель сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми, основанная на лучших российских и международных практиках. // ж: Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (32) 2018.
  6.  Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Эйдос. 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 22.07.2018).
  7.  Солодилов М.В. Социально-градостроительные трансформации занятости населения крупных постиндустриальных городов // ж: Вектор Науки ТГУ, Номер: 2-1 (32-1), 2015 г.
  8.  Ульяновская С.И, Балакина А.Е. Формирование архитектуры учреждений  дополнительного профессионального образования для подростков // ж. Вестник Томского Государственного Архитектурно-Строительного Университета, Т.20, №2, 2018 г.
  9.  Поздеева С.И, Румбешта Е.А. Опыт Финляндии в сфере образования // ж: Вестник ТГПУ 2011, 10 (112).
  10.  Ванхемпинг Э.Г. Особенности организации учебного процесса в системе высшего технического образования Финляндии // ж: Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 3 (19).
  11.  Балтина А.С, Красавина Н.Ю, Ларионова В.А. Реабилитация промышленных территорий под социальные нужды общества на примере создания детских технопарков. // ж: Проблемы современной науки и образования. 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.

приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в дошкольном учреждении

В статье отражена оценка условий реализации основной образовательной программы Учреждения. Представлена  информационная карта, а также числовое выражение качества, разработанное для оценки качест...

Презентация "Внутренняя оценка качества образования образовательного дошкольного учреждения"

Материалы с областного конкурса "Лучшая внутренняя система оценки качества образования среди дошкольных образовательных организаций"...

Экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении

   Слайд 1.  Здравствуйте, уважаемые коллеги.     Дошкольные учреждения должны стать примером экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание...