Консультация для педагогов по "Индивидуальная работа с детьми по изобразительной деятельности"
консультация

Квашенникова Алина Радиковна

Консультация для педагогов по "Индивидуальная работа с детьми по изобразительной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила консультацию воспитатель: 

Квашенникова А.Р. (ноябрь 2019г.)

Консультация для педагогов на тему:

«Индивидуальная работа с детьми по изобразительной  деятельности»

Важной и неотъемлемой частью моей работу в обучении детей рисованию является индивидуальная работа с детьми. Основная цель индивидуальной работы, я считаю, заключается не в натаскивании ребенка в теоретических знаний и техническим приемам, а в обогащении его внутреннего, личностного эстетического восприятия, формировании чувства гармонии с окружающим миром, через умение видеть и понимать красивое, изящное. Необходимо развивать у ребенка эстетический вкус, умение самостоятельно вести поиск самовыражения, используя многообразие средств художественной выразительности, их сочетание.

Ребенок - это личность. Каждая личность индивидуальна и неповторима во многом. Существуют факторы наследственности, темперамента, индивидуальных анатомических особенностей, манеры общения, личностных эмоциональных волевых качеств, приобретенного жизненного и практического опыта. Я уверена, убедившись на собственном опыте работы, что учитывая  качества личности ребенка, знание психологии дошкольника, применение методических приемов в соответствии с поставленными дидактическими задачами можно и нужно проводить индивидуальную работу и применять вариативность индивидуального подхода к каждому ребенку отдельно. Индивидуальная работа с детьми в процессе занятий и вне их - важное условие развития детей, обучения их необходимым навыкам и умениям. Здесь дети проявляют себя по-разному.

Индивидуальный подход можно разделить на два направления.

Первое направление заключается в выравнивании пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов изодеятельности. Такие дети имеют ряд причин отставания от детей, хорошо освоивших изобразительные навыки и умения, знания и представления. Это пропуски посещаемости, индивидуальные психические процессы, тормозящие познавательную активность, любознательность. Отсутствие настроения на данном этапе снижает интерес к заданию. Это и является отправной точкой для педагога в индивидуальной работе с ребенком в изобразительной деятельности.

Второе направление в индивидуальной работе имеет цель расширить, углубить, уточнить, закрепить возможности у детей с более высокими способностями к изодеятельности. На данном этапе возможно формирование яркой индивидуальности, «характерности» детских рисунков и поделок. Чтобы достичь нужных результатов от каждой личности отдельно, необходимо тщательно изучить характер этой личности, ее творческие способности и действовать осторожно, «не перегибая палки», но и без лишних заигрываний, в зависимости от темперамента и способов восприятия каждого ребенка отдельно. По мере необходимости консультируюсь с родителями ребенка.

Рассмотрим индивидуальные особенности детей: одни дети спокойны, уравновешены, все, за что они берутся, делают серьезно, даже по-возможности основательно. Другие - подвижны, легковозбудимые, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое. Есть дети, которым требуются длительные наблюдения под руководством педагога для достаточного яркого, отчетливого представления предмета или явления в изобразительной деятельности.

Различаются дети и своим отношением к тому, какому содержанию изображения они отдают предпочтение, какие предметы или явления стремятся отразить. Дети, предпочитающие изображать каждый предмет отдельно, чаще передают внешние особенности этих предметов, не заботясь о композиционном решении, пространстве. И, наоборот, некоторые предпочитают создавать сюжетные композиции, передавать окружающую обстановку, взаимодействие предметов, не отражая их характерных особенностей, мелких деталей. По-разному дети относятся и к передаче цвета при изображении. Одним это интересно: они сами, без побуждения взрослого, активно выбирают цветовые материалы, используют цвет как признак предмета, средство украшения. Стремятся самостоятельно добиваться новых цветосочетаний и оттенков. Другим детям цвет не главное. Они могут все решить одним, двумя цветами. Здесь важно подводить детей к знаниям и оперативным действиям с каждым цветом отдельно, подбирая под него предмет и наоборот  пользоваться цветовым кругом для выбора цветового решения своего рисунка и при рассматривании репродукции известных художников для более тонкого и глубокого анализа своих наблюдений.

Индивидуальна и манера исполнения изображения: одни дети рисуют достаточно крупно, создают изображение обобщенно, силуэтное, без деталировки; другие сравнительно мелко, с деталями, украшениями. И сами детали и украшения могут быть заменены 2-3 штрихами, другие тщательно прорисовываются, да еще и увеличиваются в несколько раз. Здесь необходимо подключить разные способы восприятия: слуховой, зрительный, перцептивный. Больше наблюдать, сравнивать, подмечать особенности внешнего вида, пропорций и т.д., трогать, гладить, обнимать, рассказывать, искать свет-тень, переход тона от светлого к темному. Отвечать на вопрос «Почему?», «Расскажи, почему так?»

Изобразительные действия рук ребенка отличаются разным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или прерывностью. Одни дети действуют смело, уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Они радуются самому факту изображения, активному действию. Они к себе не требовательны, не исправляют своих ошибок и не обращаются к педагогу за помощью. Их устраивает любой рисунок. Здесь требуется от меня поощрение к самостоятельности и индивидуальные рекомендации по технике. Такие дети быстрее придут к самовыразительности и индивидуальности в рисунках. И, наоборот, требуется внимание к детям, которые переживают, даже плачут при неудачах. Здесь требуется помощь педагога, исправление ошибок, преодоление трудности «вместе». Требуется поддержка, заверение в успехе, тонкое побуждение к самостоятельности в исправлении ошибок. Таким детям рекомендуются частые технические упражнения нетрадиционные способы изображения, эмоциональные минутки (стихи, музыка, сказки). Есть дети, которые вообще мало самостоятельны. Они по любому поводу обращаются к педагогу за помощью. В таком случае, учитывая неуверенность ребенка, с низкой самооценкой, требуется чаще привлекать к ведущим ролям в играх, к самостоятельным показам перед группой детей способов и приемов изображения, самостоятельности, общения, объяснениям. Первые шаги к самостоятельности такие дети должны делать вместе с педагогом, с его помощью, постепенно, поэтапно, чтобы избежать формирования комплекса отрицательных самооценок у ребенка. Но есть дети с завышенной самооценкой своих работ, похвала, частые поощрения без указания на ошибки  сформируют излишнюю самоуверенность. Здесь необходимо вовремя подсказать с учетом индивидуальности характера ребенка, чтобы не задеть его душу, не огорчить. Такая подсказка может быть дана по-разному. Или только для ребенка, исключая внимания окружающих (шепотом), или, как пример выполнения определенного способа изображения с небольшим исправлением или поправкой технических неточностей, чтобы не вызвать у них негативного отношения к занятиям изодеятельности. Если какие-то дети все-таки говорят: «У меня все равно ничего не получится», - значит, негативизм к изображению уже сформирован. Здесь необходимо поговорить отдельно с каждым таким ребенком. Выявить, что именно вызывает у него нежелание, трудность. Такому ребенку требуются индивидуальный показ, объяснения, поощрения удач и даже неудач, т.к. сама попытка самостоятельного изображения для такого ребенка, старание применить новый способ изображения - уже удача! Последующие игровые упражнения придадут уверенность и большую самостоятельность, сформируют интерес, желание изобразить самому. Здесь важно не перехвалить, обращать внимание на техническую сторону изображения. Поощрение его рисунков при анализе детских работ после занятий вдохновит, даст уверенность ребенку трудиться дальше, стремление добиваться своего и не только в рисовании. При анализе детских работ лучше отметить тех, кто очень старался, преодолел затруднения. Е.А. Флерина характеризует деятельность педагога по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе обучения изобразительной деятельности так: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категоричным и требовательным».

Индивидуальная работа необходима педагогу для создания детьми выразительных образов изображений, возможности полно и свободно воплощать свои вдохновения, задуманные содержания, проявлять инициативу, творчество, характерность. Индивидуальность, свойственные ребенку манеры изображения. Это легко осуществляется на занятиях «По-замыслу», «Укрась по-своему», «По-представлению» и т.д. Важно не сковывать инициативу, не подводить к однообразным решениям, чаше обращать внимание на индивидуальные различия детей, подбирая «ключик».    

И, конечно же, одна из главных задач  реализации индивидуальной работы с детьми – это создать необходимые условия. Подобрать разнообразный дидактический материал: картины художников,  иллюстрации (современные, народно-прикладные), игры по изодеятельности, средства выразительности, трафареты, шаблоны, раскраски и т.д. Все материалы должны быть в соответствии с возрастом ребенка и программным требованиям. Храниться в  доступном для ребенка месте.

Литература:

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.-М.: Мозаика-Синтез,2010.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Комарова. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.