Инновационные методы и приёмы технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Кирьянова Елена Валентиновна

     Важным направлением образовательной деятельности в детском саду является речевое развитие дошкольников. Уникальность данного направления в том, что в речевом развитии активно используется содержание разных образовательных областей и наиболее полно реализуется интегративный подход к организации образовательного процесса. Палитра методов и приёмов развития речи детей  чрезвычайно многообразна. Особый образовательный потенциал содержится в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов, которая включает слушание художественных произведений, пересказ сказок и рассказов близко к тексту, от лица литературного героя; придумывание поэтических строф, загадок, рассказов и сказок; участие в театрализованной деятельности с активным самовыражением в процессе создания целостного образа героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя МАДОУ ЦРР№16 Кирьяновой Е.В. на круглом столе в рамках городской конференции педагогических работников города Бердска в 2016 году

«Живое слово богато и щедро.

У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего один-единственный смысл и никаких оттенков».  

                                                                                            С.Я. Маршак

     Важным направлением образовательной деятельности в детском саду является речевое развитие дошкольников. Уникальность данного направления в том, что в речевом развитии активно используется содержание разных образовательных областей и наиболее полно реализуется интегративный подход к организации образовательного процесса. Палитра методов и приёмов развития речи детей  чрезвычайно многообразна. Особый образовательный потенциал содержится в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов, которая включает слушание художественных произведений, пересказ сказок и рассказов близко к тексту, от лица литературного героя; придумывание поэтических строф, загадок, рассказов и сказок; участие в театрализованной деятельности с активным самовыражением в процессе создания целостного образа героя.

     Многие исследователи считают, что к пяти годам у детей проявляется особый интерес к словесному творчеству: придумыванию сказок, стихов, небылиц, загадок. Ценность процесса сочинительства заключаются в его «субъективной новизне», и взрослому  необходимо помочь детям в этом развивающем и увлекательном процессе. Важно создать благоприятные условия для становления детской субъектности, которая предполагает активность, инициативу и самостоятельность детей в выборе деятельности, умение планировать, прогнозировать и адекватно оценивать её результат, а также  предполагает конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

      Для организации деятельности по речевому развитию детей я широко использовала игровые методы и приёмы ТРИЗ – педагогики. Разработала Программу развития связной речи старших дошкольников средствами художественно-речевой деятельности,  предусматривающую освоение детьми алгоритмов составления сравнений, загадок, рассказов по картине, сказок и стихотворных текстов.  Освоить инновационные методы и приёмы ТРИЗ помогли обучающие семинары известного в России мастера ТРИЗ, автора методического комплекса «Я познаю мир», Сидорчук Т.А., которые прошли на базе нашего детского сада (сентябрь 2014г.); учебные пособия, широко представленные в библиотеке методического кабинета ДОУ; консультации, семинары-практикумы в рамках деятельности Центра сопровождения внедрения ОТСМ-ТРИЗ под руководством научного руководителя, преподавателя кафедры ТИМДО НИПКиПРО Плевако Л.А., в состав которого входит, наряду с другими ДОУ Новосибирской области, наш детский сад.

   Для эффективной реализации речевых задач большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда группы, поэтому я наполнила развивающую среду компонентами, побуждающими детей к речевой активности, инициативе и самостоятельности; создала условия для участия детей во всем многообразии игр. В группе имеется литературный уголок с постоянно меняющейся коллекцией детской литературы,  разные виды театров; ширма, которая является одним из излюбленных элементов игровой обстановки, так как позволяет легко зонировать пространство группы. Традицией в группе являются создание мини музеев, в пополнении экспозиции  которых активное участие принимают родители воспитанников. Я оборудовала в группе «психологический уголок» для организации эффективной индивидуальной работы с детьми с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. В группе широко представлены продукты детской деятельности: книжки-малышки, которые дети сделали вместе с родителями; коллаж по мотивам русских народных сказок, макет фрагмента сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Интерьер группы всегда украшен детскими рисунками, поделками. Продукты детской деятельности широко используются в самостоятельном творчестве детей. Кроме традиционных центров развития, в группе есть развивающий центр «Познавайкин мир» с большим количеством моделей мыслительных действий, игротека развивающих «тризовских» игр. Такие игры, а также игровые пособия полифункционального назначения (круги Луллия, «волшебный»  экран системного оператора, морфологическую таблицу и др.) мы сделали вместе с родителями.  

           Я познакомила родителей с разработанной мной программой речевого развития детей, рассказала о роли семьи в развитии речи, провела для родителей семинар-практикум с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ, организовала мастер-класс по изготовлению развивающих игр и пособий, открытые мероприятия с детьми с участием  родителей. Взрослые увидели, как с помощью моделей мыслительных действий дети легко составляют разного типа вопросы, сравнения, загадки, описательные рассказы об объектах окружающего мира; как фантазируют при составлении творческих рассказов и сказок. Видя искренний интерес детей к таким видам деятельности, родители охотно участвуют в образовательном процессе. Они находят  необходимую информацию из разных источников, выполняют разнообразные творческие задания, непосредственно активно участвуют в разных видах деятельности: создании макетов, коллажей, книжек и игрушек-самоделок; в игровых программах, совместных развлечениях.

В результате эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в группе создана современная развивающая предметно-пространственная среда; социальный опыт детей обогатился взаимодействием с «новыми» взрослыми, членами семей  - представителями разных социальных групп общества, профессий, увлечений.

Для формирования у детей умения сочинять сказки я широко использую моделирование. Понимая, что без предварительной работы у детей никогда не получится качественный речевой продукт, я часто предлагаю детям игры и творческие задания, позволяющие усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик. Например, в игре «Назови героя» дети по описанию угадывают  героев сказок; в игре «Скажи, какой?» - словарь детей обогащается прилагательными, наречиями, глаголами.  В игре «Что будет, если…?» они знакомятся с возможными действиями, которые могут разворачиваться в сказке. В игре «Парад волшебников» я часто использую круги Луллия, когда, например, на одном круге изображены обычные предметы, а на другом – модели «волшебников»  («увеличения-уменьшения», «оживления-окаменения», «времени» и другие). Обсуждая случайные сочетания изображений на кругах при их вращении,  дети наделяют  разные предметы фантастическими свойствами. В игре «Подбери пословицу» мы обсуждаем разнообразные жизненные правила, которым нас учат сказки. При чтении и рассказывании сказок я постоянно обращаю внимание детей на зачин, волшебные слова, другие особенные речевые обороты, которые обычно встречаются в сказках.

Детям очень нравятся игры с морфологической таблицей, в которой, например, по горизонтали были расположены карточки с волшебными предметами, а по вертикали - сказочные герои.   Дети делают случайный выбор методом «тык», фантазируют по поводу событий и превращений, которые могли происходить с этими героями и предметами; с удовольствием придумывали названия несуществующим животным, растениям и другим объектам. Такие игры помогают детям избавиться от стереотипов в мышлении; почувствовать свободу в высказывании собственных идей, предложений, гипотез. Очень важным этапом стало ознакомление детей со схематизацией  для «записывания» придуманного текста. Поначалу  мы с детьми обсуждали, как, с помощью каких знаков, можно изобразить последовательность событий в сказке;  рисовали схему сказки на полоске бумаги. Такая деятельность всегда была очень интересной для детей, и скоро они самостоятельно смогли нарисовать схему какого-то собственного сказочного замысла и рассказать о нём. В свободное время или в канве ННОД я предлагаю  детям для рассматривания модели главного героя, других персонажей сказки, событий и превращений, волшебных предметов; правил жизни, которым нас учат сказки. Дети выкладывают карточки, соблюдая определённую последовательность, объясняют её, предлагают разные гипотезы развития сюжета; обогащают  первоначальный сказочный замысел уникальным содержанием. Для ознакомления детей с приёмами типового фантазирования я использую  модели «волшебников» (увеличения-уменьшения, оживления-окаменения, дробление-объединение и другие). Происходящие преобразования мы часто оцениваем с точки зрения «хорошо - плохо». Считаю, что такая деятельность дает бесценный опыт делового, познавательного общения детей со сверстниками и способствует развитию разных форм речи – рассуждения: доказательству, аргументации, речевому планированию. Использование моделирования значительно повысило интерес детей к сочинению сказок. Этот вид деятельности постоянно сопровождается высокой речевой активностью детей. Им нравиться манипулировать моделями; часто дети экспериментируют, заменяя одну модель другой, и искренне радуются происходящим в сюжете сказки изменениям.

Одним из показателей развития устной речи дошкольников является выразительность речи. Понятие «выразительность речи» включает не только эмоциональную окрашенность звучания, достигающуюся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность речи. Для совершенствования выразительности речи я использую  разнообразные методы и приёмы. Чтобы побуждать ребёнка использовать образные слова  в речи, очень важно показать, как он может сам «строить» красивые слова и выражения; дать ребёнку возможность  получить удовольствие от того, как он говорит. Эффективными видами деятельности по развитию образной выразительности речи в старшей группе, на мой взгляд, является составление загадок и сравнений. При составлении сравнения я называю  объект, выделяю и обозначаю вместе с детьми какой-то его признак. Часто использую для этого модели «имён признаков»  (влажность, вес, рельеф и так далее – всего 17); затем дети определяли значение этого признака. Например: имя признака «цвет»,  значение «имени признака» - желтый, красный и т. д.; имя признака «рельеф»,  значение «имени признака» – гладкий, шершавый… и т. д.  Затем сравниваем данное значение со значением признака в другом объекте. Например, «Мячик по форме круглый, такой же  круглый по форме, как яблоко».

Умение составлять сравнения закрепляется в разнообразных дидактических играх: «Похоже – непохоже», «Назови одинаковое», «Сравни и назови», «Скажи наоборот» и других. После того, как дети усвоили алгоритм составления сравнений, мы научились составлять загадки. Согласно технологии ТРИЗ существует несколько моделей составления загадок, которые отличаются, на мой взгляд, по степени сложности. Использование модели составления загадок «Какой? Что бывает таким же?» наиболее доступно и понятно для детей старшей группы. При составлении загадок очень пригодилось умение сравнивать свойства и признаки объектов. Детям нравится составлять загадки.  Они «набрасывают» огромное количество вариантов ответов: сразу видно, что детям интересно, они действуют азартно и, в тоже  время, раздумчиво. В ситуациях  речевого общения я постоянно обращаю  внимание детей на бережное, уважительные отношение к мнениям товарищей; поэтому, уже скоро, дети стали достаточно ценностно относиться к точкам зрения других людей, корректно исправлять речевые ошибки, если они случались. Наблюдения за детьми показали, что они и самостоятельной деятельности по интересам объединяются в небольшие группы и придумывают загадки. Чтобы дети могли запомнить придуманное, я  предлагаю делать схематические зарисовки. Приятно видеть, как дети загадывают  друг другу или, по вечерам  родителям, загадки. Такое общение всегда проходит весело и непринуждённо. Я побуждаю детей к рассуждениям, в ходе которых они аргументируют ответы, объясняют логику своих мыслей.  Наблюдая за детьми, я заметила, как изменилась речь детей: появилось много прилагательных, сравнительных оборотов. Дети самостоятельно выделяют признаки объекта, сравнивают их с признаками другого объекта; могут понять и объяснить сравнения, встречающиеся в художественной литературе. Такие умения нашли отражение в текстах сказочного содержания, придуманных детьми. Их речь стала более эмоциональной и выразительной.

Художественно-речевая деятельность старших дошкольников очень тесно связана с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них; ставят кукольные спектакли. Обычно спектакль является продуктом групповой проектной деятельности, которая предполагает партнёрское взаимодействие детей и взрослых в процессе разных видов совместной и самостоятельной деятельности. Прежде чем предложить детям театрализацию я знакомлю их с  содержанием художественного произведения. Побуждаю к объяснению своего отношения к происходящим в нём событиям, к отдельным персонажам; выражению своих впечатлений в рисунках,  поделках, двигательных и музыкальных импровизациях. Для более глубокого восприятия текста я постоянно использую произведения изобразительного и музыкального искусства. В группе часто звучит музыка, которая сопровождает детей в разных видах деятельности. Я предлагаю детям для рассматривания и обсуждения репродукции картин русских художников, иллюстрации к сказкам. Художественное слово в сочетании с произведением живописи и соответствующим музыкальным сопровождением многократно усиливает эффект от литературного произведения; воспитывает эстетический вкус, побуждает детей к проявлениям самостоятельности и творчества в деятельности. Принимая решение показать малышам кукольный спектакль по сказке, мы с детьми размышляли, кому какая роль больше подойдёт, какие нужны декорации и атрибуты. Например, обсуждая спектакль по сказке «Колобок», мы решили изменить конец сказки, «чтобы не огорчать малышей»; придумали, каким он будет, отработали диалоги, нарисовали декорации. Первый спектакль показали родителям. Похвала взрослых воодушевила детей, и они пригласили в гости малышей. Артисты выглядели очень убедительно; ведь они действовали от лица персонажей, поэтому не стеснялись. Имея такой опыт, в подготовительной группе мы сможем драматизировать сказки не только народные или авторские, но и те, которые придумаем сами. Уже сейчас, в старшей группе, у детей сформирован стойкий интерес к театрализованной  деятельности, и в самостоятельных играх дети широко используют её элементы.

    Анализ результатов проделанной работы показал:

- В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программы ДОО;

- Сформировалось устойчивое детско-родительское сообщество, основанное на партнерском взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательных отношений. Анкетирование по итогам года показало, что семьи воспитанников удовлетворены качеством и результатами образовательной деятельности в группе;

- Данные диагностики детского развития показывают положительную динамику в развитии детей старшей группы. Дети охотно общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют познавательную и деловую активность;  делятся впечатлениями, задают вопросы, привлекают к общению товарищей. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в придумывании сказок, рассказов; не повторяют рассказов других, пользуются разнообразными средствами выразительности. Они  с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются; замечают речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляют  их. Дети имеют богатый словарный запас. Отличаются глубоким пониманием литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

        Считаю, что инновационные методы и приёмы технологии ТРИЗ, как универсального инструмента педагога, чрезвычайно эффективны в речевом развитии дошкольников. Они превращают образовательный процесс в увлекательное действие, значительно повышают мотивацию детей к предлагаемым видам деятельности, побуждают к речевой активности, самостоятельности и творчеству, т.е. способствуют формированию у детей позиции субъекта разных видах деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО к содержанию современного дошкольного образования.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.

Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...

Буклет «Инновационные методы: аква-гимнастика, кинезиологические упражнения в речевом развитии дошкольников»

Основная цель представленных игр – это развитие тонкой моторики рук малыша , координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное...