Огород в детском саду
консультация по окружающему миру

Молокова Галина Дмитриевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Аист» города Смоленска

Консультация

       «Огород в детском саду»

http://illustrators.ru/illustrations/486858_original.jpg

                              Воспитатель : Молокова Г.Д.

                             2019-2020 уч.год

Детский сад является тем местом, где происходит первичная социализация ребенка, где он учится не только общаться со сверстниками и старшим поколением, но и вести совместные дела.

Великолепным способом воспитания у детей чувства долга и ответственности станет уход за растениями на небольшом приусадебном участке. Ребята с большим удовольствием возьмут на себя обязанности по высадке саженцев растений, их поливу, прополке. Подобные занятия научат их аккуратности, бережному отношению к природе, а также будут способствовать расширению их кругозора.

      Для чего нужен огород в детском саду

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Огород в детском саду: правила организации

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве, но не на самом солнцепеке.  

1. Площадь огорода рассчитывается из норм на ребенка:

        3-4 года-0,5 м;    5-6 лет -1,5 м

2. Борозды -40 см, длина грядки -2,5-3 м., так как в противном случае детям будет надоедать работа.

3. Ширина-60-70см., из расчета того, чтобы дети имели возможность свободно доставать до их середины.

4. Межрядье-50-60см, чтобы можно было свободно ходить между ними, не наступая на растения.

5. Дорожка для подхода к грядкам не менее метра, для того чтобы детям было удобно подходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения.

6. Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

7. Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас.

 В младшей и средней группах – 2 грядки; в старшей и подготовительной – 3 грядки.

   Что сажать на огороде в детском саду

На огороде рекомендуется посадка районированных культур   и  которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Для огорода младших групп выбирают быстрорастущие раносозревающие овощи; семена и луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами (лук, горох, бобы, редис).

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их общих признаках и различиях  следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза (например, кабачки с разной окраской плодов)

Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Старшие дошкольники на своем огороде выращивают: зеленые (щавель, укроп, ревень, спаржу…), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток), луковые (лук репчатый, чеснок…), капустные (капуста белокочанная, цветная…), плодовые (кабачок, огурец, томат, перец, тыква…), корне и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые и кукуруза.

Выделяется также место для хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).

Старшие дошкольники должны знать, что растение можно вырастить из семян и луковиц.

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений. То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

http://xn----217-9vev6duava7a3b.xn--p1ai/wp-content/gallery/ytsaztki/18.jpg

     

   Занятия в детском саду на огороде

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

- Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- Через наблюдение деятельности взрослых;

- Посредством своего практического участия.

Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Гигиенические требования к труду:

1. Труд должен быть посильным.
2. Продолжительность труда:
                 
младшая группа – 5-7 минут; 
                 
средняя – 10-15минут;
                 
Старшая – 10-25 минут;
                 
Подготовительная – 15-30 минут.
3. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда.

4. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.
5. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим.
6. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня.
7. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.
Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, достаточно прочного материала.

 

Для уборки участка, работы на огороде и цветнике используется следующий инвентарь: 

http://abakan-shopping.ru/assets/images/actions/825.jpg
1. Лопаты для перекопки земли. 
Лоток лопаты: 15-13 см
Длина ручки: 75 см
2. Грабли деревянные для сгребания листьев.
3. Грабли железные для рыхления почвы, выравнивания гряд.
Количество зубьев – 7
Высота зубьев – 5 см
Длина гребенки – 20-22 см
Длина граблей – 100 – 110 см
Диаметр ручки – 2-3 см.

4. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев
Длина - 20-25 см
Ширина – 20 см
Высота бортика – 3-4 см
Длина с ручками – 100-110 см.
5. Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев.
Высота бортов - 20 см
Длина с ручками – 100 см
Диаметр колес – 12 см.
6. Ведра - 1,5-2 л.
7. Лейки – до 2 л.
8. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.
Длина лотка – 10 см
Ширина – 7-8 см
Длина совка -16-20 см.
9. Ручные цапки «кошки» для рыхления земли.
Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе хранится на участке детского сада в шкафу, где сделаны полки, удобные для детей.

В каждой возрастной группе определены виды и содержания трудовой деятельности детей, задачи которой решаются в процессе труда.
Трудовая деятельность детей в младшей группе:
В огороде и цветнике:
• Посадка крупных семян на готовые грядки (лук, горох, бобы).
• Полив гряд, клумб.
• Сбор урожая в огороде (морковь, лук).
• Сбор семян цветов.
• Наблюдение за рыхлением и пропалыванием. 
Трудовая деятельность детей в средней группе:
В огороде и цветнике:
• Вместе со взрослыми готовят землю для посадок.
• Разравнивают почву граблями.
• Посадка крупных семян.
• Полив грядок и клумб.
• Пропалывание грядок с растениями, ярко отличающимися от сорняков (лук, салат).
• Рыхление между рядами.
• Сбор овощей на огороде.
• Сбор семян цветов.

 Трудовая деятельность детей в старшей группе :
В огороде и цветнике:
• Участвуют в перекопке земли, вскопанной взрослыми.
• Подготовка гряд и клумб.
• Посев семян овощей и цветов.
• Высадка рассады.
• Полив, рыхление грядок и клумб.
• Сбор овощей на огороде.
• Сбор семян цветов.

Трудовая деятельность детей в подготовительной группе:
В огороде и цветнике:
• Перекопка грядок и клумб.
• Планирование грядок и клумб.
• Рыхление грядок и клумб.
• Посев семян в гряды.
• Высадка рассады.
• Полив.
• Прополка.
• Подвязывание растений (горох, томаты).
• Пасынкование (томаты).
• Сбор урожая.
• Сбор семян цветов.
• Подзимний посев овощей (петрушки, морковки)
• Забота о грядках в зимнее время.

 http://ecology.md/pics/2014/10/ogorod_duhovnaya_praktika.jpg

         

               Формы организации труда:

1. Индивидуальный труд
2. Дежурства
3. Коллективный труд


Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада: в младшей группе поручения состоят из 1-2 операций, труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает всех детей. Также в этой группе применяется коллективный труд. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Дети работают в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Труд детей младшего возраста проходит при участии  воспитателя или под его наблюдением.

В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер (2-3 дня дети выполняют одно и то же поручение), также применяется коллективный труд. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более 2).

 В старшей и подготовительной группах индивидуальные поручения становятся более длительными, ребенку поручают даже вырастить растение в подарок, длительно ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой. В старшей группе вводится поручение – дежурство. Воспитатель знакомит с обязанностями дежурных, одновременно дежурят 2-3 ребенка. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности и деловитость. Усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Также используется труд совместный, по этому типу может быть организован труд в огороде, цветник: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья сеет семена. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность проведения трудовых операций, заранее распределять обязанности и готовить самостоятельно весь необходимый инвентарь. 
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

      Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с
2. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с

3.«Как приобщить ребенка к природе», С. Н. Николаева, 1993.

4. «Мир природы и ребенок», Под редакцией Л. М. Маневцевой, 2003.

5.« Детям о природе», М. В. Лучич, 1989.

                   

                   

           



Предварительный просмотр:

            Зеленый  мир  на  окне.    

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.

        

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.    

    

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.  Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь работ на огороде в детском саду в летний период

Данный материал отражает трудовую деятельность  педагогов и детей на огороде  по всем возрастным группам на летний период....

"Огород в детском саду"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3705591","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]"Огородное царство - Цветочное государство" [[{"type":"med...

Консультация для воспитателей "Огород в детском саду"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Он начинает ориентироваться в окружающем мире. В этот период закладывается любовь и позитивное отношение к природе, к «рукотвор...

Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду"

В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ух...

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до...

Отчёт "Огород в детском саду"

Огород в детском саду.Огород - что город!В нем сто тысяч горожан:Помидор, горох, капуста,Кабачок и баклажан!     Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека,...

Огород в детском саду

Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства. Чтобы подросший ребенок не обижал собак и кошек, не ломал деревья и не поджигал по весне сухую траву, живая природа должна восприниматься им как н...