Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет "Моя Мордовия"
методическая разработка (подготовительная группа)
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно – патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно – патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mordoviya.docx | 607.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя Мордовия»
Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста
(6 – 7 лет)
Саранск, 2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно – патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно – патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь – все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Таким образом, учитывая потребность использования в работе педагогов различных форм организаций занятий с детьми с целью формирования у них более глубоких знаний о своем городе, крае, возникла необходимость разработки данной рабочей тетради. Необходимо не только знакомить детей с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формирования у детей чувства своей связи с вышеперечисленным и осознанием себя частью этого. Данное пособие будет полезно в работе воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Тема 1: «Мордовское народное творчество»
Задание 1. Выучи наизусть песню о Мордовии.
"ПОЛЯНКА"
В России, средь березовых просторов,
Полянка есть — Мордовия моя,
Она как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
Припев:
В России, в России
Полянка есть моя,
В России, в России
Мордовия моя.
На той полянке
Город есть красивый,
Кормилец мой
И вдохновитель мой.
Над Мокшею
Там наклонились ивы,
Такие же, как рядом
Над Окой.
Припев.
Волну к волне
Соединяют реки,
И вот уже
Журчит одна струя...
Мордовия!
Любимая навеки!
Моя полянка,
Сторона моя!
Припев.
Задание 2. Прочитай пословицы и объясни их смысл.
1) Лишняя соль портит пищу, лишнее слово - речь.
2) Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.
3) Язык острее ножа.
4) Каков отец, таков и сын.
Задание 3. Прочитай сказку и придумай конец.
Лиса и медведь
Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
- Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.
- А ты меня не обманешь?
- Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. - обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
-Ладно, - согласился медведь.
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада.
Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:
- Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку!.." Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: "Эх ты, детинушка-простак!"
Рассердился медведь. "Ладно, - думает, -в другой раз я не оплошаю".
Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:
- Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь - знаю, как надо выбирать.
Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:
- Соху тянуть - это что! Попробовал бы ты за сохой ходить...
Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
Задание 4. Соедини стрелками героя с названием сказки.
«Лиса и медведь»
«Как мужик волка спас»
«Как собака друга искала»
Тема 2: «Мордовские народные праздники и игры»
Задание 1. Раскрась мордовский костюм.
Задание 2. Прочитай описание игры и попробуй в неё поиграть.
Игра « Круговой»
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры:
- мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается;
- осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Задание 3. Прочитай, какие существуют мордовские праздники, и соедини стрелками название праздника и дату его празднования.
Яблочный спас
Первым осенним праздником был Яблочный Спас (19 августа). В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церкви, а потом в своем доме, как повелось исстари, совершал моление в честь покровителя яблонь.
Устраивались моления в честь богини Земли – Мода-авы, поля – Пакся-авы, плодородия – Норов-авы. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - «моление серпа». Богиня поля, по представлениям мордвы, жила во ржи, поэтому каждый хозяин оставлял для неё специально несжатую полосу. Перед ней стелили белое полотенце, клали на него хлеб-соль, втыкали в землю серпы и все присутствующие садились на снопы. Старшая из жниц благодарила Пакся-аву за хороший урожай:
Милостивая Пакся-ава,
Дала ты нам много зерна,
Не обижая наши сердца.
Колосья ржи полны
Серебряным, золотым зерном…
Троица
Праздник троицы был связан с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела (31 мая). Зеленью и цветами украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев и цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами, вплетали их в косы. На Троицу украшали берёзу.За ней ходила молодёжь накануне праздника. Её несколько раз окунали в речку, а потом проносили по всей деревне. Перед каждым домом тоже «сажалось» по несколько березок.
«Юрхтава»
Накануне Нового года (25 декабря), а в старину во время начала солнцеворота, устраивались моления в честь Юрхтавы (Юрхта - двор, дом, ава- женщина). Делались жертвоприношения: забивали свинью, корову, гуся (в зависимости от богатства и количества людей). В каждом дворе был камень или большая чугунная плита. Под этот камень сливали кровь жертвенного животного. Женщины пекли разные пирожки и блинчики, а особо – «орешки»- (пяштенят).
Голову свиньи клали на колоду и говорили Юрхтаве (Юрхтате): «Вот мы принесли тебе голову свиньи. Сделай так, чтобы у нас было много скота, птицы. Чтобы они не болели, не умирали, а плодились и приносили много дохода». Некоторые семьи устраивали моленья в честь лошадей. А затем целый день катались на лошадях. Во всех этих празднествах и развлечениях активное участие принимали и дети.
31 мая «Яблочный спас»
19 августа «Юрхтава»
25 декабря «Вербное воскресенье»
Задание 4. Раскрась рисунок.
«Вербное воскресенье»
«Вербное Воскресенье» у мордвы связано с языческим праздником, который устраивали в ночь на Вербное Воскресенье в честь Вармавы – матери вербы (богини весеннего ветра)».
По традиции гости, пришедшие в дом, сначала обращались к иконам с особыми словами, оставляли ветки перед иконостасом и после этого уже здоровались с хозяевами.
Хлестание вербой обитателей дома – неотъемлемый элемент обряда, причем проходило это с особыми словами: о здоровье на ближайший год, о достатке в семье, о богатой и мирной жизни.
Потом гости выходили во двор и хлестали уже скотину в хлевах или на выгонах, чтобы ее обходили болезни, несчастные случаи, чтобы животные не плутали и знали дорогу домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение с увлечением. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
Пособие предназначено для педагогов и родителей. Практические задания могут быть использованы как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповой, а так же для домашней работы родителя со св...
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни
Рабочая тетрадь «Будем здоровы!» является особым средством формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Содержание задания тетради направлены на «соавторство» ...
Рабочая тетрадь для детей с ОНР А.М.Граб.
Развиваем графические навыки. Осень. Овощи. Фрукты....
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Веселая прогулка по городу Витаминоград»
Данное пособие поможет воспитать у детей старшего дошкольного возраста осознанное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым, объяснить, что организму требуется пища богатая витаминами....
"Мой родной Зеленогорск" Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Посвящена 60 - летию со дня основания г. Зеленогорска)
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо организовывать целенаправл...
Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста "Кладовая народных ремесел"
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов,...
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста "Я знаю свои права"...