рабочая программа подготовительной группы комбинированной направленности
рабочая программа (подготовительная группа)

Емшанова Анна Сергеевна

Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом ПООП ДО,на основе основной образовательной программы дошкольного отделения МБОУ СОШ №34, а также с использованием  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx97.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №5 «Звездочки»

на 2021-2022 учебный год

составители: Емшанова Анна Сергеевна,

2021

Содержание

1. Социальный паспорт группы

1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы

1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

1.3. Основания разработки Рабочей программы

1.4. Возрастные особенности детей  группы

1.5. Социальный портрет группы

1.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения Рабочей программы)

1.7. Оценка результатов освоения Рабочей программы

1.8. Срок реализации Рабочей программы

2. Проектирование образовательного процесса.

2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

2.2. Комплексно-тематическое планирование

2.3. Содержание образовательной деятельности

2.4 Планируемые результаты освоения 3. Организация образовательного процесса.

2.5  Мониторинг индивидуального развития детей

2.6  Организация и формы взаимодействия с родителями  (законными представителями)

2.7 Примерное комплексно-тематическое планирование

3. Организация образовательного процесса.

3.1. Режим пребывания детей в группе

3.2. Условия реализации Рабочей программы

3.3. Особенности организации  РППС

3.4. Максимально допустимая образовательная нагрузка

3.5. Планирование  ОД при пятидневной неделе

3.6. Организация  ОД при пятидневной неделе

3.7. Методическое обеспечение рабочей программы

3.8. Методические пособия

1. Социальный паспорт группы

1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы

            Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом ПООП ДО,на основе основной образовательной программы дошкольного отделения МБОУ СОШ №34, а также с использованием  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

           Целью  Рабочей программы является:

· создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства

· создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

. подготовка дошкольников к жизни в современном обществе

· обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

          Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • Образовательная деятельность, которая   осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности  - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

           Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

         Исходя из поставленных  целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:

·        Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

·        Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.

·        Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

·        Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности,  в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями. 

·        Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать  у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

·        Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к

активной деятельности и творчеству. 

·        Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.

1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

      Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования  (см. п.1.4.ФГОС ДО): 

  1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  5) сотрудничество Организации с семьей;

  6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.3 Основания разработки рабочей программы

      Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.

·        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

·        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

·        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

1.4 Возрастные особенности детей  подготовительной группы

      В подготовительной к школе группе  дети начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём.

      Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.

      Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

      Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.

      Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

      Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено.

      Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

      Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.

     Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.

     Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях  детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.

      В этом году у детей группы №8 «Кораблик» завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика детей с нарушениями речи

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Левина Р.Е.).

Основной контингент дошкольников, направляемых в группы с ОНР, имеет второй-третий уровень речевого развития.

На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.

Однако недостатки речи на данном уровне проявляются еще достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, название мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу. Навыками словообразования дети не владеют.

При использовании простых предложений, состоящих из двух-трех, редко из четырех слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

  • смешение падежных форм;
  • отсутствие согласования глаголов с существительными;
  • ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов;
  • нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме; возможна замена предлога и нарушение предложных форм.

Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих.

Большое количество ошибок отмечается в воспроизведении слогового контура слов. Это выражается в неумении передать нужное количество слогов. Наряду с этим отмечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура.

Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляется первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях - упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.

Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции; нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет; недифференцированное произнесение звуков (в основном это относится к свистящим, шипящим, сонарам), когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.

Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложных для произношения, особенно когда они употребляются в самостоятельной речи. Большое число ошибок падает на звуконаполняемость: перестановки, замены, уподобление слогов, сокращение согласных при стечении.

Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.

Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении серии движений по словесной инструкции.

Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении заданий. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Характеристика детей с дизартрией

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

        Бульварная дизартрия (от лат. bulbus — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез — насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи — темпа, ритма и интонации.

Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной «рубленой» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Большие трудности для выделения и распознавания представляет корковая дизартрия. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всего нарушается произношение сложных по звукослоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии — псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается; то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки any недостаточно четкие, звуки «им обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5—6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т.е. число слогов и ударность.

1.5 Социальный портрет группы

     Общая численность детей – 26

Группа, возраст

Группа здоровья

подготовительная группа

I

II

III

6-7 лет

10

14

2

Социальный портрет группы:

Полная семья

24

 Неполная семья

 2

Многодетная семья

 4

Проблемная семья

-

Семья с опекуном

 1

Этническая семья

-

Семьи с одним ребёнком

10

С двумя

12

С тремя

                                3      

Больше

 1

В группе  12 мальчиков (46%)  и 14 девочек (54 %).

1.6  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы)

    •  Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    •  Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства,  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    •  Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    •  Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    •  Ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других вероисповеданий, их физических и психических особенностей.

    •   Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    •   Ребёнок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    •  Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

     •  Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого  высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

     •  У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

     • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он  может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

     •   Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.

     • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать,   обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  

     •   Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.

     •  Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.

     •  Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)

     •   Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

     •   Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

     •   Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

     •   Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает  здоровый образ жизни как ценность.

1.7 Оценка  результатов освоения Рабочей программы

      При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

      Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

• Индивидуализации образования

•Оптимизации работы с группой детей

1.8 Срок реализации Рабочей Программы

      2021 - 2022 учебный год  (сентябрь 2021 – май 2022 года).

2. Проектирование образовательного процесса.

2.1 Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

      Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе.  Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 6-7 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение  их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.

      Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.2 Комплексно-тематическое планирование

      В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой  в понедельник. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в работе с семьёй.

      Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей (приложение).

2.3  Содержание образовательной деятельности

      Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы  в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.

      1.Социально - коммуникативное развитие:  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.

      Основные цели и задачи:

-  Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

-  Формирование гендерной и семейной принадлежности.

-  Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

-  Формирование основ безопасности.

      2. Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие  формирует первичные представления ребёнка  о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.).  Познавательное развитие  развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.

      Основные цели и задачи:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность (учебно-методическое пособие  «Занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством»

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

      3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры,  обогащение активного словаря, развитие связной и  грамматически правильной диалогической и монологической речи,  развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Основные цели и задачи:

- Развитие речи детей.

- Знакомство с художественной литературой.

      4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

      Основные цели и задачи:

- Приобщение к искусству.

- Изобразительная деятельность.

- Конструктивно-модельная деятельность.     

      5. Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму  выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие  прыжки, повороты в обе стороны)

- выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)

      Основные цели и задачи:

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- физическая культура.

       Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:

 1.  Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.

 2. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это  необходимая составляющая каждой НОД статического плана.

 3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна

 4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.

 5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ) 

  6.  Система закаливающих мероприятий:

  - Контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях

  - Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна

  - Облегчённая одежда детей ( групповое помещение) - в течение дня

 - Мытьё рук, лицапрохладной водой (групповое помещение) - в течение дня

      Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

2.4  Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры подготовительная группа (6 – 7 лет)

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2.5  Мониторинг индивидуального развития детей

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

карты развития ребенка; индивидуальный образовательный маршрут.

Мониторинг проводится в соответствии с разработанным положением «О мониторинге индивидуального развития ребенка»

Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об индивидуальном развитии ребенка для эффективного решения задач по индивидуализации образовательного процесса в ДО и оптимизации.

Целью мониторинга является индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизация работы с группой детей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации об индивидуальном развитии детей;

координация деятельности всех участников мониторинга.

При проведении мониторинга детского развития используются следующие методы:

Воспитатели осуществляют мониторинг методом педагогического наблюдения. Главная цель наблюдений сбор информации, которая обсуждается с педагогами и родителями и используется для планирования и осуществления деятельности с детьми (организация развивающих ситуаций), чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности и интересы каждого ребёнка. Кроме этого, воспитатель проводит изучение продуктов деятельности детей: рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка.

Медицинские работники изучают анамнез по медицинским документам ребенка, проводят оценку физического развития и состояния здоровья детей.

-Результаты мониторинга оформляются в индивидуальное портфолио ребенка.

-Обсуждение индивидуальных особенностей ребенка осуществляется всеми участниками по результатам мониторинга.

-Основной формой фиксации результатов мониторинга воспитателей являются индивидуальные карты развития детей. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию. Параметры карты наблюдения представляют собой целевые ориентиры развития детей определенного возраста. Карта наблюдений позволяет педагогу видеть и чётко фиксировать развитие каждого ребёнка по широкому спектру разнообразных направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину развития ребенка. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.

-Индивидуальная карта развития ребенка является приложением к рабочей программе педагога.

-Карта индивидуального развития ребенка передаётся воспитателем при переходе из одной группы в другую.

-Мониторинг индивидуального развития проводится регулярно и является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.6 Организация и формы взаимодействия с родителями  (законными представителями)

      Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе:

•Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;

•Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

•Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;

•Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

      Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:

·        Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).

·        Организация групповых выставок творческих работ детей.

·        Организация тематических праздников с участием детей и родителей.

 

Тема

Формы работы

IX- 2021

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 6 - 7 лет"

Родительское собрание

 «Правила для родителей группы «Звездочки»

Консультация для родителей

X- 2021

 «Правила перевозки детей в личном автомобиле»

Консультация для родителей

 «Как сохранить у ребенка здоровые зубы»

Консультация для родителей

 «Осенняя фантазия»

Конкурс поделок из природного материала, выполненных совместно детьми и родителями.

 «Осень золотая в гости к нам пришла»

Тематический праздник с участием детей и родителей

XI-2021

 «Режим дня дошкольника»

Консультация для родителей

 «Капризный ребенок»

Консультация для родителей

 "профилактика простудных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей

 "День матери"

Тематический праздник с участием детей и родителей

XII-2021

 «Русские народные сказки»

Совместное посещение детского театра в выходной день (дети, родители, воспитатели) – спектакль по мотивам русских народных сказок.

 «Зимние спортивные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание

 

 "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"

Консультация для родителей

 "Здравствуй, Новый год"

Тематический праздник с участием детей и родителей

I- 2022

 КВН «Сказка»

Тематический вечер развлечений с участием детей и родителей

«Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольников»

Консультация для родителей

 

 "Ребёнок активный и гиперактивный. В чём разница?"

Консультация для родителей

 «Русский музей»

Совместная экскурсия в Русский музей для детей, родителей и воспитателей  «Портрет, пейзаж, натюрморт» в выходной день.

II- 2022

«Зима – волшебница»

Конкурс творческих поделок на зимнюю тематику, выполненных совместно детьми и родителями.

 «Техника безопасности для дошкольника - правила для родителей!»

Консультация для родителей

 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание девочек, воспитание мальчиков»

Консультация для родителей

 «Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников»

Консультация для родителей

III- 2022

«Концерт для мам и бабушек»

Тематический праздник с участием детей и родителей

«Права и обязанности родителей»

Консультация для родителей

«День птиц»

Конкурс    скворечников, выполненных совместно детьми и родителями.

«Масленица»

Совместное посещение детского театра в выходной день (дети, родители, воспитатели) – спектакль «Проводы зимы».

 «Все о пробе Манту»

Консультация для родителей

IV-  2022

 «Космическое путешествие»

Конкурс творческих поделок на космическую тематику, выполненных совместно детьми и родителями.

 «Моя любимая книга»

Выставка детских книг

 «Правила безопасности для детей-пешеходов

и сопровождающих их взрослых пешеходов»

Консультация для родителей

 «Детские игрушки и требования к ним"

Консультация для родителей

V- 2022

«День победы»

Встреча с прадедушками и прабабушками детей группы, ветеранами ВОВ. Концерт для ветеранов.

 «Моя семья»

Фотовыставка семейных фотографий, сделанных родителями.

 «Генеалогическое дерево моей семьи», «Герб моей семьи»

Выставка совместных работ родителей и детей.

 «Скоро в школу»

Родительское собрание

 «До свидания, Детский сад! Здравствуй, Школа!»

Тематический праздник с участием детей и родителей

2.7 Примерное комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе № 5 комбинированной направленности на 2021-2022 уч. г.

1

2

3

4

5

Сентябрь

1-10

Мониторинг речевого и

 неречевого развития детей

13 -17

«Осенняя ярмарка»

Овощи – фрукты.

Звуки, слоги, слова

20 -24

«Хлеб - всему голова.

А

27 -1

«Лесное царство осенью»

Деревья,    кустарники.

У

Октябрь

4-8

«В лес с корзинкой мы пойдем

грибы и ягоды найдем»

И

11 -15

«В гости к бабушке в деревню.

Домашние животные и птицы»

М

18-22

«Дикие животные и их детеныши»

О

25-29

«Осень в гости к нам пришла»

Х

Ноябрь

1-3

«День народного единства»

Ы

8-12

«Моя страна.

Мой город - Новосибирск»

Н

15-19

«Дом, в котором я живу.

Профессии строителей»

С

22-26

«Одежда, обувь,

головные уборы»

П

Декабрь

29-3

«Зимушка -  Зима в гости к нам пришла»

К

6-10

«Птицы – живут по соседству»

Т

13-17

«Спорт – укрепляет наше

 здоровье»

Зимние и летние виды спорта.

Р

20-24

«Дед Мороз  к нам идет. Здравствуй. Здравствуй Новый год!»

Ш

27-30

«Праздничные развлечения»

Январь

Рождественские каникулы

10-14

«Калядки»

Динамика речевого развития детей

Л

17-22

«Неделя здоровья»

«Мой организм»

ОБЖ. Профессии в больнице.

Б

24-28

«Животный мир севера»

З

Февраль

31-4

 «Животные жарких стран и их детеныши»

В

7-11

«Азбука дорожного движения.»

Д

14-18

«Книга –наш друг»

Г

21-25

«День защитника Отечества.

Военные профессии»

Ж

Март

28-4

«8 Марта праздник

мам и бабушек»

Э

7-11

«Семейный альбом. Моя семья.

Семейные традиции»

Й

14-18

«Подводное царство. Водные обитатели»

Е

21-25

«Народная игрушка, народный промысел»

Ц

28-1

«Времена года»

Ф

Апрель

4-8

«Инструменты»

Я

11-15

«Этот загадочный космос.

12 апреля - день космонавтики»

Ч

18-22

«Безопасность в жизни»

Ё

25-29

«Школьные принадлежности»

Ю

Май

2-13

«Их помнит Россия» 9мая – День Победы!

Щ

16-20

«Насекомые. Цветы»

Алфавит

23-31

«До свидания детский сад!

Скоро в школу мы идем!»

Мониторинг готовности детей к школе

 3. Организация образовательного процесса.

3.1  Режим пребывания детей в группе

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

 При составлении режима пребывания детей в группе учитывались  климатические особенности региона. Новосибирск – средняя полоса России. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

Исходя из климатических особенностей региона, распорядок дня составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодное время года, зимний период, учебный год (сентябрь-май) и тёплое время года, летний период, каникулы (июнь-август).

Режим  дня в зимний период

Режимные моменты

6-7 лет

Время режимных моментов

Прием детей, индивидуальная работа, игры

по интересам, беседы

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.10-8.30

 Самостоятельная игровая деятельность детей. Подготовка  к ООД

8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность детей (включая перерывы)

9.00-10.50

Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения)

10.50-12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность Подготовка к обеду.

12.30-12.40

Обед

12.40 -12.55

Подготовка ко сну. Дневной сон

12.55-15.00

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.30

Самостоятельная игровая деятельность/совместная деятельность

15.30-16.00

Организованная образовательная деятельность детей (включая перерывы)

16.00-16.30

Самостоятельная игровая деятельность детей,  индивидуальная работа

16.30-17.00

Подготовка к ужину. Ужин

17.00-17.30

Прогулка, игровая деятельность, уход детей домой

17.30-19.00

Режим  дня в летний период

Режимные моменты

6-7 лет

Время режимных моментов

Прием детей на улице,

Общественно полезный труд, утренняя гимнастика

7.00-8.30

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.30-.9.00

Самостоятельная игровая деятельность детей. Подготовка  к прогулке

9.00-9.50

Прогулка (игры, наблюдения, общественно полезный труд, воздушные и солнечные процедуры)

9.50-12.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры

12.30-12.45

Подготовка к обеду. Обед

12.45 -13.15

Подготовка ко сну, чтение художественной литературы. Дневной сон

13.15-15.00

Пробуждение, гимнастика после сна, закаливание, гигиенические процедуры

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.30

Самостоятельная игровая деятельность/совместная деятельность

15.30-17.00

Подготовка к ужину. Ужин

17.00-17.20

Прогулка, игровая деятельность, индивидуальная работа,  уход детей домой

17.20-19.00

  • Модель организации воспитательно-образовательного процесса в

ДОв течение дня

№ п/п

Направления развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

1.

Физическое развитие

  • Прием детей на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук перед приёмом пищи и после посещения туалета, полоскание рта)
  • Закаливание в повседневной жизни
  • Физкультминутки
  • Организованная образовательная деятельность по физической культуре
  • Образовательная деятельность по валеологии
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после дневного сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

2.

Познавательно-речевое развитие

  • ОД по позновательно-речевому развитию
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа и экспериментирование
  • Образовательная деятельность
  • Развивающие игры
  • Интеллектуальные досуги
  • Занятия по интересам
  • Индивидуальная работа

3.

Социально-личностное развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Дежурство в группе, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям
  • Формирование навыков культуры общения
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Театрализованные игры

4.

Художественно-эстетическое

  • Образовательная деятельность по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
  • Прослушивание классической музыки
  • Экскурсии в природу
  • Посещение музеев
  • Игры-фантазии
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа
  • Игра на музыкальных инструментах

 Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам  СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26,  продолжительность непрерывной ОД  для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе детского сада  1,5 часа. В середине времени, отведенного наОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки

3.2. Условия реализации Рабочей программы

      Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.  Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

      Для  выполнения  этих  условий  необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:

1.     Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.

2.     Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.

3.     Развитие у детей самостоятельности.

4.     Создание условий для развития свободной игровой деятельности.

5.     Создание условий для развития познавательной деятельности.

6.     Создание условий для развития проектной деятельности.

7.     Создание условий для самовыражения средствами искусства.

8.     Создание условий для физического развития.

      Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы,  необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно- пространственной  среды в группе.

3.3Особенности организации  развивающей предметно-пространственной среды  (РППС)

      РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки  обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

     Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

      Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.

     Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса,  появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.      В качестве таких уголков развития в группе выступают:

               • центр для ролевых игр;

               • книжный центр;

               • зона для настольно-печатных игр;

               • центр экологического воспитания (наблюдений за природой);

               • спортивный центр;

               • центр ряжения;

               • игровой центр (с игрушками, строительным материалом);

     • центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей -  конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.

       РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют  свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.

      При организации РППС группы соблюдаются требования  безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

      В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется  рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

      Развивающая  среда  соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям  и  обеспечивает  все направления развития детей.

3.4         Максимально допустимая образовательная нагрузка

3.5  Планирование образовательной деятельности  при пятидневной неделе

Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Возраст детей, лет

6 - 7

Длительность условного учебного часа, мин.

30

Количество условных учебных часов в неделю, ч.

8, 30

Модель организации воспитательно – образовательного процесса  в группе

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

ННОД

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

3, не более 30

5,5-6

2,5-3

3.6 Организация образовательной деятельности  при пятидневной неделе

      Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам  СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26,  продолжительность непрерывной ОД  для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе детского сада  1,5 часа. В середине времени, отведенного наОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

3.6  Методическое обеспечение Рабочей программы

      Всё содержание совместной деятельности воспитателя и детей в Рабочей программе выстроено в соответствии:

с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом ПООП ДО, на основе основной образовательной программы дошкольного отделения МБОУ СОШ №34, а также с использованием  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные          постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

3.7. Методическое обеспечение

   

1.    И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

2.  В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

3.  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

4.    Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013

5. Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада», М. Мозаика-синтез, 2013

6. Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

7.  И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», М.: «Карапуз», 2009

8.Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

9. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013

10. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы комбинированной направленности №10 «Фантазёры» на 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа средней группыкомбинированной направленности№10 «Фантазёры»на 2017 – 2018 учебный год...

Рабочая программа старшей группы комбинированной направленности №10 «Фантазёры» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа старшей группыкомбинированной  направленности№10 «Фантазёры»на 2018 – 2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММАДЛЯ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ(С 3 ДО 4 ЛЕТ)МДОАУ Д/С «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»     НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа для групп комбинированной направленности с ТНР для детей 4-5 лет

Содержание  I  Целевой раздел3Пояснительная записка4 Цель и задачи реализации  программы41.2 Принципы и подходы к организации образовательной деятельности7Особенности развития дете...

Рабочая программа в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая образовательная программа подготовительной группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

Цель программы: Создание в ДОУ для каждого воспитанника возможностей для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного участие в разных видах деятельности, творческой самореализаци...