ПК 5.3.
материал

Журавлева Татьяна Владимировна
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОО  

1.Медико - профuлактические технологии 

2.Физкультурно-оздоровительные технологии 

3.Технологии социально-психологического благополучия ребёнка 

4.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения 

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии

6.Технологии валеологического просвещения родителей

Педагогические здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая,

для глаз, дыхательная и др.)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые: игротренинги, игро - терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

Примеры

Тема занятия: «Советы  Мойдодыра»

Цель занятия:

«Формировать  представления детей о  необходимости содержать тело в чистоте». «Расширять представления  детей, о предметах личной гигиены».

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

- Ребята, сегодня на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим,   кто нам его написал.

Достаю и вскрываю конверт, достаю лист и читаю  письмо.

«Дорогие, ребята. Здравствуйте! В письме находятся  интересные загадки. Кто правильно отгадает загадку, тот получит отгадку.  От кого это письмо, догадайтесь сами».

Читаю загадки:

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

(Мочалка)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло)

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам?

(Зубная щетка)

Белый, белый порошок

Между зубок – скок-поскок,

Заблестели зубки,

Раскраснелись губки.

(Зубная паста)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

Чем у волков и у мышей.

(Расческа)

Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

(Зеркало)

Лег в карман и караулю

Рёву, плаксу  и грязнулю.

Им утру потеки слез

Не забуду и про нос.

(Носовой платок)

-Ребята, для чего нужны: зубная паста, зубная щетка, мыло, мочалка, полотенце, расческа, зеркало, носовой платок?

Обобщаю ответы детей. Зубная паста, зубная щетка, мыло, мочалка, полотенце, расческа, зеркало, носовой платок-все это предметы гигиены. Давайте повторим,  предметы гигиены.

-Ребята, вы догадались, кто нам письмо отправил?

Дети отгадывают загадки, получают отгадки

Ответы детей

Ответы детей

Основная часть

Игра «Что в мешочке?»

В мешочек кладутся  различные  предметы. Например: мыло,  мыльница, губка, зубные щетки и т.д. Играющие должны на ощупь  назвать их.

- Молодцы, ребята. Как вы хорошо знаете предметы гигиены.

Игра «Положи предмет на место»

Играющие становятся на расстоянии  трех-четырех шагов от стульев. Им завязывают глаза и дают в руки  мыло (губки ). Играющие по команде делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются взять со стула  мыльницу и положить в нее мыло (губку).

 - Ребята, молодцы, какие вы ловкие, умелые.

- Ребята, я хотела расставить картинки на доске, но они у меня все перепутались, помогите мне, пожалуйста.

- Молодцы, все картинки расставили.

- Ребята, давайте с вами расскажем потешку и покажем, как мы умываемся. Заворачиваем  рукава. Заворачиваем рукава, читаем потешку и «умываемся»:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

-Все умылись, чистые, красивые.

Дети расставляют в последовательности алгоритм мытья рук и рассказывают, что изображено.

Дети выполняют  имитацию умывания с соответствующими движениями рук.

Комплекс упражнений утренней гимнастики

для детей младшей группы

Содержание

Дозировка

Организационные методические указания

1. 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводная часть

Построение в колонну,

ходьба обычная,

ходьба на носочках,

бег обычный,

ходьба,

перестроение в круг.

Основная часть

«Погремушки».

И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу.

Руки сжать в кулаки, поднять их вверх, потрясти ими.

Опустить за спину.

«Барабан».

И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной.

 Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум».

Выпрямиться.

«Дудочка».

 И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу.

 Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду».

Встать на полную ступню, опустить руки.

«Гармошка».

И.п. стоя на коленях, руки на поясе.

Развести руки в стороны, «играем на гармошке, тра – ля-ля».

Поставить руки на пояс.

«Пианино».

И.п. сидя, ноги врозь, руки внизу.

Наклониться, руки вытянуть вперед, «поиграем пальчиками на пианино».

Выпрямиться, руки опустить вниз.

«Всем весело».

И.п. ноги слегка расставить, руки на поясе.

6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Перестроение из круга.

Быстрый бег за воспитателем.

Обычный шаг.

Дыхательное упражнение «Помашем руками»

30 сек

15 сек

15 сек

15 сек

15 сек

30 сек

6 -8 раз

Вдох

Выдох

6 раз

Выдох

Вдох

4-6 раз

Вдох

Выдох

6 раз

Вдох

Выдох

6 раз

Вдох

Выдох

3 – 4 чередования

10 сек

10 сек

3 раза

Здравствуйте,  ребята!  Сегодня мы превратимся в весёлые музыкальные игрушки.  В особый поезд со мною садитесь и в путь! Сначала едем спокойно, теперь очень осторожно, двигаемся на носочках.

 А сейчас, бегом, бегом!! Молодцы! Ох, устал наш паровозик, шагом пойдём!

Поглядите, обручи цветные  кругом лежат, становитесь в них.

Раз, два, три – музыка, живи.

Встаньте как я,  ножки на узкую дорожку. А руки опустите вниз.  Посмотрите, я покажу упражнение.

На раз-два – руки сжать в кулачки, это погремушки, поднять их вверх и потрясти ими – гремим погремушкой - вдох! На три-четыре – опустить руки за спину – выдох. Молодцы! А теперь сами играйте, а я буду считать.....

Следующее упражнение: «Барабан»

Поставьте ноги на ширину плеч, руки спрячьте за спину.

Наклонитесь вперёд, указательными пальцами, как палочками, поиграйте по коленям «Бум-бум». Молодцы!

Снова спрячьте руки за спину. 

А теперь будем в дудочку играть.

Ноги узенькой дорожкой, руки внизу.

Тянемся вверх, подносим дудочку к губам и дудим: «Ду-ду-ду»

Опускаемся на всю ножку и опускаем руки.

Давайте сыграем на гармошке. Встаём на колени, руки ставим на пояс.

Руки перед собой держим, разводим и водим их – играем на гармошке «Тра-ля-ля»

Убираем руки на пояс.

Настала очередь играть на пианино.

Садитесь на палас. Ноги выпрямите и раздвиньте. Руки на полу.

Наклоняемся вперёд, руки вытягиваем и шевелим пальчиками, как играют на клавишах.

Выпрямляемся, руки опускаем вниз

Столько музыкальных инструментов мы изобразили, и нам стало весело.

Ноги слегка расставим, руки на поясе.

Прыгаем от радости, слегка пружиня ногами. Теперь маршируем, как на параде. Снова прыгаем и радуемся.

А теперь пора нам возвращаться в детский сад, где нас ждёт вкусный завтрак. Выходите из обручей.

 Повернитесь все за мной и быстро едем мы домой, в группу!

Вот уже и группу нашу видно, можно сильно не торопиться.

На вдох – поднимаем руки вверх и машем ими, на выдох – опускаем руки вниз.




Предварительный просмотр:

Игровая технология

Технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Теория игры стала основой его педагогической теории. Выявив дидактические ракурсы игровой деятельности, он доказал, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка. Например, при освоении представлений о форме, цвете, величине предметов. Помогает ученикам овладевать культурой движения.

Ян Амос Коменский (1592-1670) предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

- По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

- По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

- По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

- По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

- По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Примеры

Тема: «Время. Год. Дни недели».

Цель: Расширить представление о времени (день, сутки, год)

Подготовительная группа

Ход НОД

Этап НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Основной

Упражнение «Мой режим»

Дети устанавливают время на макете часов и рассказывают о своем режиме дня.

Выясняются различия, между режимом совы и людей.

Упражнение «Части суток»

- Что такое сутки? 

- Давайте посмотрим, сколько часов отмеряет часовая стрелка за сутки.

(воспитатель передвигает часовую стрелку)

- Сколько часов отмеряет стрелка за сутки? 

Физ.минутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

Игра с мячом «Соседи»

- Кого мы называем соседом? 

(Воспитатель перебрасывает  мяч ребенку и просит назвать соседей: дня, ночи, утра, вечера, весны, лета, осени, зимы.)

Игра «Расставь по порядку»

- А теперь посмотрите, что случилось: карточки с названиями месяцев перемешались - необходимо расставить месяцы по порядку.

(звучит спокойная музыка, дети расставляю карточки по порядку)

Ответы детей

Дети: (это день, вечер, ночь и утро – вместе)

Дети: вместе с воспитателем считают часы и определяют часть суток

Дети: 24 часа

Дети двигаются в соответствии со словами

Дети: того, кто находится слева, справа - рядом

Выполняют задание

Конспект дидактической игры (ФЭМП)

Название игры: «Один, много, ни одного»

Возраст:  младшая группа

Образовательная область: Познавательное развитие.

Дидактическая задача: закрепить умение различать количество предметов (один – много), активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного»

Игровая задача: собрать  яблоки

Игровое правило:

1. С раздаточным материалом работаем аккуратно.

2.Собираем с дерева только одно яблоко.

Игровое действие: дети рассматривают  дерево и отвечают на вопрос «Сколько яблок?», по указанию педагога складывают в корзину только одно яблоко и отвечают на вопрос «Сколько яблок ты положил в корзину?»

Ход игры

Часть (этапы)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационная часть

Предлагаю ребятам отправиться в осенний сад.

-А как вы думаете, что мы можем найти в саду осенью?  

- В саду мы с вами будем собирать яблоки. Сейчас каждый возьмет себе корзинку.

(Ответы детей)

Слушают педагога, берут корзинки

Содержательная часть

-Посмотрите на яблоню. Сколько яблок на дереве?  

- А давайте сейчас каждый из вас сорвет только одно яблоко и положит к себе в корзину.

 (Задать вопрос каждому ребенку.  - А у тебя сколько в корзине яблок...?)

-Сейчас давайте сложим все наши яблоки в  большую корзину.

-Сколько ты положил(а) в  большую корзину…?  

Посмотрите, сколько стало яблок в  большой корзине?

-А сколько осталось яблок у тебя в корзине ….? 

- Много

- Одно

- Одно

- Много

- Ни одного

Завершение игры

Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что мы собирали? Сколько у вас было яблок? Сколько осталось? Молодцы.

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Исследовательская технология

Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Виды исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Примеры

Тема: «Подарки от Медведя»

Возраст:  вторая младшая группа

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе поисково -исследовательской деятельности

Методы и приемы: словесные – рассказ, вопросы, объяснения,  сюрпризный момент, похвала; игровые – д/и «Что пекут из теста?», физ. минутка «Я пеку, пеку, пеку…»; наглядные – показ действий; практический – опытно-экспериментальная деятельность, продуктивно-творческая деятельность

Ход НОД

Содержательная часть

- Ребята, посмотрите, тут какая-то коробка, как вы думаете, что это может быть?

- Давайте посмотрим, что там находится?

(Открывает коробку, достает банку с белым веществом).

- Что это?

- А какого цвета мука? На что похожа?

- А как вы думаете муку можно дарить в подарок?

- Ребята, а вы хотите поиграть с мукой?

(Приглашает пройти детей к столам с мукой)

- А как вы думаете, мука чем-то пахнет, у нее есть запах? Как проверить?

(Открывает крышку и дает понюхать)

- Имеет ли мука запах?

(Начинает сыпать муку детям в тарелки)

- Что я делаю, что происходит с мукой?

- Значит она – сыпучая (повторяет с детьми это слово).

- Какая мука на ощупь?

- А как вы думаете, на ней можно что-нибудь нарисовать? Попробуйте.

А как вы думаете, из нее можно что- то слепить? Попробуйте.

- Что нужно сделать, что бы мы могли из нее лепить?

(Предлагает высыпать муку в тазик и добавить туда воды из стаканчиков. Перемешивает ложкой)

- Что стало с мукой. Какая она стала?

- Во что она превратилась?

- Ребята, а мы можем сырое тесто подарить Медведю? Это хороший подарок?

- А что можно сделать из теста?

Дидактическая игра «Что пекут из теста?»

В мешочке находятся предметы, сделанные из теста и не из теста (баранка, печенье, яблоко, конфета, морковь и т. п.). Дети по очереди достают предметы. Предметы из теста они кладут в тарелку, если нет – в корзину.

- Ребята, посмотрите, сколько всего можно испечь из теста. Что – то из этого, мы можем подарить Медведю?

(Предлагает вспомнить, что любил в мультфильме Медведь)

- Поможем Маше испечь пряники?

- Давайте рассмотрим пряник, какой он формы, на что похож?

- Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны подготовить свои пальчики.

Физминутка «Я пеку, пеку, пеку…»

Вместе с детьми проходит к столам, садится и сначала демонстрирует способ лепки пряников.

- Отщипываем кусочек теста. Кладем на ладошку и начинаем катать круговыми движениями. Получился шар. Не сильно сжимаем этот шар ладошками – получился пряник. Кладем готовый пряничек на тарелочку.

- Ребята, посмотрите сколько пряников у вас на тарелочках, давайте их красиво сложим на поднос  и попросим Елену Викторовну отнести наши пряники на кухню.

- Что там с ними сделают? Где они будут печься?

-Предположения детей

- Мука

- На снег

- Нет

- Понюхать

- Нет, не имеет

- Она сыплется

- Мягкая (трогают руками)

 - Пробуют нарисовать на муке

- Пробуют слепить, но ни чего не получается

- Добавить в нее воды

- Липкая

- В тесто

- Нет

- Ответы детей

- Пряники

- Да

Дети проходят к столам для лепки, садятся за столы

Под музыку начинают лепить пряники и кладут на тарелочку

- Испекут. В духовке

Наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Тема:   «Наблюдение за ветром».

Возрастная группа:   средняя группа

Задачи:

-Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра;

-Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений, расширять словарный запас;

-Воспитывать интерес к явлениям природы

Оборудование:  вертушки (полоски бумаги)

Ход наблюдения на прогулке:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- организация беседы по наблюдаемому объекту

- Ребята, сегодня на прогулке я хочу вам рассказать об одном явлении природы. А вот о каком явлении, вы попробуйте отгадать.

Загадки:

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

- Вы угадали. Это ветер. Сегодня на улице ветреная погода. Как мы с вами это обнаружили?

Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление. Давайте возьмем в руки наши вертушки и определим: какой силы сегодня ветер.

- Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – ветер средний, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Ход игры:

воспитатель задает вопрос «Ветер осенью какой?»

- Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

-Ребята, а как ветер помогает нам? 

Ответы детей

(Ветер)

Ответы детей

(Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут).

Ответы детей.

(Сильный, слабый, средний)

Ответы детей (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, осенний, встречный).

 

Ответы детей:

Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

Ответы детей

(Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)