Клуб "Славяночка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Реализация работы клуба позволит заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине, воспитать интерес к её историческому прошлому;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям -  культурным, моральным, социальным, лежащим в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -klub.docx618.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – http://skyclipart.ru/uploads/posts/2011-06/1309455411_2.jpg

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Адрес: 632331, Новосибирская область, г. Барабинск, пер. Вокзальный, 4

Телефон: 8 (383) 61 2-17-20

Клуб «Славяночка»

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель

I к к

Чепелева Елена Анатольевна

Адрес: 632331Новосибирская область,

г. Барабинск, пер. Школьный, 2

Телефон: 8-913-952-17-96

Введение. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

  Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

 Проблема. 

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижениянаилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего народа.

В старшей и подготовительной к школе группе проводилась диагностика о знаниях русской культуры и национальных традициях. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.

Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в дошкольном  возрасте.

       

Актуальность данной проблемы:

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря ним, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определилась необходимость создания  клуба «Славяночка».

        

Цель работы клуба: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины;

Задачи:

-создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- знакомить  детей с народными праздниками и традициями, народными играми;

-развивать у детей стремление к созидательной деятельности;

- воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому; к родному краю, природе, к близким людям, к дому, к детскому саду;

-воспитывать любовь к народному фольклору;

-вовлечь родителей  в воспитательно - образовательный процесс для совместной работы.

Принципы построения работы клуба:

-принцип интеграции;

- принцип целостности приобщения ребёнка к познанию окружающего мира;

- принцип постепенности погружения в проблему;

-принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности.

Реализация  работы  данного клуба  позволит:

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине, воспитать интерес к её историческому прошлому;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям -  культурным, моральным, социальным, лежащим в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.

Ожидаемый результат:

- у детей возрос интерес к историческому прошлому к своей Родины, ее культуре и традициям.

Теоретическое обоснование работы клуба

  Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В процессе работы по нравственному - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Всё это, в целом, помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

 Нравственно-патриотическое воспитание невозможно представить без использования любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

 Также нравственно- патриотическое воспитание возможно в устном народном творчестве, где сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности.

 Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, идет приобщение ребят к общечеловеческим  нравственным ценностям.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Именно  в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

            В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Очень важно знакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

        Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира. 

Общие положения

Деятельность клуба начинается с начало основной деятельности ДОУ, т.е. с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебного года т.е. 31 мая.

Содержание и организация клубной работы:

  • Занятия в клубе  ведутся в соответствии с образовательными программами,  предусмотренными и разработанными МО РФ.

  • Тематическое планирование составляется на весь учебный год с учетом количества часов отведенных на клубную  деятельность.

  • Клубная работа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий.

  • В клубе  занимаются все дети с 5-6 (1год)  и 6-7 (2 год) - летнего возраста, независимо от способностей.

  • Занятия проводятся 2 раза в месяц  по  25-30 минут, во 2 половине дня. 

  • Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

  • Организация клуба предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:
  • организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.;
  • возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

  • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата.
  • Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
  • Добровольного участия на занятиях клуба.
  • Контакта между участниками занятия в клубе, обеспечивающего обмен действиями и информацией.
  • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
  • Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и окружающим его миром.
  • Игрового характера подачи любого материала.
  • Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Клубная  работа по приобщению детей к истокам русской народной культурыпостроена на основе следующих принципов:

  • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • Принцип целостностиприобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • Принцип постепенности погружения впроблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  • Принцип взаимного сотрудничества идоброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Анализ состояния работы по данной проблеме.

1этап:

  • Тестирование детей;
  • Анализ знаний семьи;
  • Создание предметно-развивающей среды с приобщением детей и родителей.

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, я проанализировала работу в старшей логопедической группе и с помощью тестирования выявила  знания детей.  

Для этого я предложила детям такие задания:

Задание № 1. «Наша Родина»

Цель: уточнить знание своей малой Родины.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  3. Какие вы знаете крупные города России?
  4. Где вы живёте – в городе или в деревне? Чем отличается деревня от города?
  5. Как называется город, в котором  мы живём?
  6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».

Задание № 2. «Народная мудрость»

Цель: уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а неученье - ........ ( тьма).

Апрель с водой, а май ....... ( с травой).
Вся семья вместе, так и душа ....... ( на месте).

Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).

Кто не работает, .......( тот и не ест).
Мал золотник, .......( да дорог).

Поспешишь - .......( людей насмешишь).

Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

Задание № 3. «Одень куклу»

Цель: уточнить представление детей о русском народном костюме, его особенностях.

Задание № 4. «Укрась полотенце»  

Цель: уточнить знание декоративной росписи, определить умение выбирать цвет, самостоятельно использовать имеющиеся навыки.

Задание № 5. «Русская изба»  

Цель: уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.

По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.

Задание № 6. «Угадай сказку»

Цель: уточнить знание детьми русских народных сказок.

Задание № 7. «Игры на Руси»

Цель: уточнить знания о русских народных играх, умении играть в них.

Задание № 8. «Моя семья»

Цель: уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.

Тестирование

по теме

«Культура русского народа».

Имя, фамилия ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Условные обозначения:

2 – справился с заданием самостоятельно;

1 – справился с заданием с помощью педагога;

0 – не справился с заданием.

Итог  (в баллах):

12 – 14 – высокий  

7 – 11 – средний

0 – 6 – низкий

Полученные результаты подтвердили то, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому была разработана последовательная система работы по данной теме.

Кроме того,  было проведено  анкетирование родителей. Им были предложены следующие вопросы:

  • Сохранились  ли в Вашей семье предметы старины?
  • Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
  • Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
  • Как часто вы рассказываете или читаете ребёнку русские народные сказки?
  • Знаете ли Вы какие – нибудь русские народные игры? Играете ли в них вместе с ребёнком?
  • Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
  • Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
  • Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
  • Что Вы предпринимаете для этого?

2 этап:

  • оценка результатов выполнения заданий детьми
  • оценка результатов анкетирования родителей
  • разработка плана работы с детьми и родителями
  • Создание предметно-развивающей среды с приобщением детей и родителей.

В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие детского сада и краеведческого музея; оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.)

H:\рамки\12013670.png

Перспективное планирование работы клуба «Славяночка»

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы клуба «Славяночка» -1год (старшая группа)

Месяц

Тема

Цель

Литература

Работа  с детьми

Сентябрь

«Как жили славяне»

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

О.Л. Князева, конспект

Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.

Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Разучивание р.н.игр «Салки», «Прятки»,

«Горелки»

Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»

Октябрь

«В русской горнице»

Закрепить представления детей об обстановке в русской горнице, утвари и мебели; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству.

конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Рисование русской утвари. «А я в горницу войду»

Разучивание р.н.игр «Красочки», «Тише едешь, дальше будешь», «Пол, нос, потолок»

Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

Ноябрь

«Из истории мужской и женской одежды.  Из истории обуви, головных уборов»

Расширить представление детей об одежде русского народа. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде;воспитывать любовь к родной стране.

Н.В. Алёшина стр. 106,

О.Л. Князева, конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование «Русские красавицы», «Русский костюм».

Аппликация «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

Дид. игра «Чей костюм»

Аппликация «Русский головной убор»

Закрепить знания детей о головных уборах, о приёмах изготовления кокошника.

конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Декабрь

«Народные приметы и традиции. Русские народные праздники»

Закрепить знания детей  о народных приметах и традициях,  русских праздниках.

Н.В. Алёшина стр.184,

О.Л. Князева,

конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование «Мой любимый праздник»

Разучивание р.н.игр «Фанты», «Пятнашки»

Познакомить с правилами игры, её различными вариантами. Развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

Январь

«Русская изба»

Познакомить детей с внутренним убранством  русской избы, с красным углом.

Конспект

 Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий.

Совместное изготовление макета «Русской избы»

Уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину. Вызвать интерес к их изготовлению.

Конспект

Февраль

«Богатыри земли русской»

Познакомить с богатырями, прославившими Русь, с написанными о них былинами и сказаниями. Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Конспект

Рассматривание иллюстраций, ». картины "Богатыри" В. Васнецова.
Чтение сказаний, былин, сказок. Рисование «Русские богатыри». Слушание  былины о Никите Кожемяке.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов.

Чтение былины «Илья Муромец»

 

Расширить представление детей о защитниках древней Руси – богатырях их оружии, военной одежде. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Хрестоматия,

конспект

Слушание  былин об Илье Муромце, МикитеСеляниновиче.

Рассматривание иллюстраций.

Рисование богатырей

Дидактическая игра «Герои русских былин".

Март

«История куклы»

  • Через игрушку знакомить детей с миром старины. Продолжать учить детей определять материал, из которого сделали куклы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Конспект

Познакомить с русской народной игрушкой, её изготовлением и предназначением.

Рассматривание картинок, иллюстраций.

«Театр тряпичной куклы»

  • Учить создавать разнообразные тряпичные куклы разными способами.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций. Совместное изготовление кукол.

Апрель

«Путешествие в историю древней Руси»

Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

 Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

Конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок.

«Народные промыслы»

Расширить знания детей о народных промыслах, их отличительных особенностях. Закрепить  умение их различать.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Май

«Путешествие по

реке времени»

Обобщить и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Чтение былин о русских богатырях

Формировать у детей знания об историческом прошлом нашего народа, её защитниках.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Перспективное планирование работы клуба «Славяночка» -2год (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Цель

Литература

Работа  с детьми

Сентябрь

« Родословная – старинная русская традиция»

Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций. Создание «семейного дерева», герба.

«Мужчины и женщины в семье»

Закрепить представления детей  об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций о жизни и труде людей на Руси.

Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня"
Рисование на тему «Моя семья»

Октябрь

«Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций, чтение рассказов, стихов. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Разучивание р.н.игр «Без соли соль», «Золотые ворота», «Старые лапти»

Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

Ноябрь

«Труд детей в старину»

  • Познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций, чтение рассказов, стихов.

Разучивание р.н.игр «Алёнушка и Иванушка», «Пустое место», «Кумки».

  • Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

Декабрь

«Как живут в деревне. Добрые избы».

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе;

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением русской избы. Рисование рубленой избы.

«Печь - это главное в избе».

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Конспект

Чтение сказки (Гуси-Лебеди Заячья избушка), аппликация: «Красивая изба». Пословицы о печке, игра  «В каких сказках встречалась печь» (По щучьему велению).

Январь

«О, Русь моя»

Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа. Воспитывать интерес, уважение к этим традициям.

Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки.

Конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, открыток.

Чтение пословиц, поговорок, слушание песен.

Разучивание стихов, песен, потешек о Родине

Разучивание р.н.игр «Ручеёк», «Удар по верёвочке», «Шапка - невидимка»

Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

Февраль

«Русские князья»

Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского, Дмитрия Донского. Рассказать об  их подвигах во имя святой Руси.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Рисование «Русские князья». Чтение отрывков из произведений.

Чтение русской народной сказки «Садко»

Формировать знания о русской культуре

Хрестоматия

Рассматривание книг, иллюстраций,

Март

«Игрушки наших бабушек»

Воспитывать интерес к народным промыслам;  знакомить с русским  народным  фольклором  посредством  народной игрушки(матрешка, глиняная свистулька, тряпичная кукла).

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.Рассказ о матрешке. Разучивание, песенок, потешек, частушек. Рисование русской матрешки.

«Письменность на Руси»

Познакомить детей с первыми школами на Руси, историей появления письменности, алфавита. Воспитывать интерес к истории России.

О.Л. Князева, конспект

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Апрель

«Красная горка»

Расширить представления детей о народных праздниках, познакомить с историей возникновения Пасхи. Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Изготовление пасхальных яиц.

«Знакомство с символикой цвета в старинной русской вышивке, значение символов, узоров вышивки»

Воспитывать интерес к народному творчеству, интерес к народным традициям.

Конспект

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Май

Итоговое занятие – викторина

«Мы – патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.

Формировать уважительное отношение к родной стране.

Конспект

Чтение литературных произведений о Родине.

Дидактические,

подвижные игры.Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.

Разучивание р.н. игры «Третий лишний».

Повторение игр по желанию детей

  • Познакомить с правилами игры, развивать интерес к русским народным играм.

Приложение «Русские народные игры»  

H:\рамки\1257015930_ee18ea282801.jpg

Праздники

и развлечения

Праздники и развлечения (1год)

Месяц

Тема

Цель

Литература

Сентябрь

Развлечение «Осенины»

Поддерживать интерес к русским традициям, воспитывать уважительное отношение к труду людей.

конспект

Октябрь

Праздник«Согреем ладони, разгладим морщины»

Формировать доброе, уважительное отношение к старшему поколению.

Развивать артистичность, выразительность исполнения стихотворений.

Создать позитивное, праздничное настроение у гостей и участников праздника.

конспект

Ноябрь

Развлечение

«Посиделки в горнице»

Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; рассказать о характере русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие).

конспект

Декабрь

Новый год

Воспитывать интерес к праздникам и русским традициям.

конспект

Январь

Рождество

Воспитывать интерес к праздникам и русским традициям.

конспект

Февраль

Праздник «Защитники святой Руси»

Формировать у детей чувство патриотизма; обобщить и конкретизировать знания о Российской Армии. Поддерживать интерес к истории своего народа.

конспект

Март

8 марта

Воспитывать интерес к праздникам и русским традициям; заботливое отношение и любовь к близким людям. 

конспект

Апрель

Развлечение

«Пасхальный перезвон»

Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому; воспитывать интерес к русским народным традициям, художественному слову, народным играм, заботливое отношение и любовь к близким людям. 

конспект

Май

Развлечение «По реке времени»

Воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому, к русским народным традициям, художественному слову, народным играм.

конспект

Июнь

Праздник

«НашаРодина – Россия»

Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к ее жизни.

конспект

Праздники и развлечения (2 год)

Месяц

Тема

Цель

Литература

Сентябрь

«Покровские посиделки»

Поддерживать интерес к русским традициям

конспект

Октябрь

«Золотая осень России»

Воспитывать любовь к Родине, интерес к народному творчеству России; создавать радостное настроение.

конспект

Ноябрь

Развлечение

«День матери»

Поддержание традиций бережного отношения к матери, закрепление семейных устоев. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.

конспект

Декабрь

«В гостях у сказки» (Б.Я)

Воспитывать интерес к малым формам фольклора, приобщать к русской культуре. Развивать артистичность.

конспект

Январь

Фольклорный праздник

«Рождественские колядки»

Закрепить у детей знание о народных традициях, о старинных обычаях празднования этого праздника

конспект

Февраль

23 февраля

Закрепить знания детей об истории праздника. Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны, чувство  гордости за свой народ, свою армию.

конспект

Март

Развлечение

«Широкая Масленица»

Закрепить знания об обрядовом празднике. Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Н.В. Алёшина стр.113, 211,

О.Л. Князева

Апрель

Пасхальная сказка

по мотивам р.н.сказки «Колобок»

Познакомить с историей праздника. Воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям.

конспект

Май

«Нам есть у кого учиться Родиной гордиться»(9 мая)

Воспитывать уважение к старшему поколению. Знакомство с историческими фактами военных лет.

конспект

Июнь

«Зелёные святки - праздник русской берёзки» (Троица)

Способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа.

конспект

H:\рамки\1257015930_ee18ea282801.jpg

Работа

с

родителями

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

1.Планирование   работы с родителями

- Банк данных по семьям воспитанников

- Анкетирование

и опросы

1)Социально- педагогическая диагностика семей воспитанников:

-«Социальная анкета семьи»;

-изучение рисунков детей «Моя

семья».

-анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»;

тест«Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»;

анкеты:  

- «Семья глазами детей»;

- «Патриотическое воспитание в семье»

- «Знание культуры русского народа и его исторического прошлого»

Сентябрь-

октябрь

Январь

Родительские собрания

- Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей.

- «Гражданин воспитывается с детства»

- «Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников».

- «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины»

1раз в квартал

Заседания «Круглого стола»

- «Семейные праздники и традиции»

- «Меры поощрения и наказания в семейном воспитании» (обмен опытом)

- «Ключ от семейного счастья»

(посиделки - 8 марта)

1раз в квартал

Дни открытых дверей

В течении года

Консультации для родителей

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

- «Русские народные  пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной  культуры»

- « Народные игры»

-  «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

-  «Русские народные праздники»

-  « Из истории русского народного костюма»  

- «Масленица: история и традиции»

- «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

- « Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе».

- «Семейные праздники и традиции» (круглый стол)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март  

Апрель

Май

2.Совместная                      деятельность детей, родителей и педагогов

- Привлечение родителей к участию в деятельности группы                                        

1)Семейные проекты

- «Я и моя семья»

- «Русская изба»

- «Наши родные защитники»

- «Наши мамы и бабушки»

- «Война в истории моей семьи»

2) Участие в организации выставок, фотовыставок

- «Досуг в семье»

- «Природа и фантазия»

- «Прошлое и настоящее предметов быта»,

- «Новогодняя композиция»

- «Моя мамочка, мамуля! Больше всех тебя люблю я!»

- «Мамины помощники»

3) Экскурсии по городу, в краеведческий музей, к памятникам

4)Выставки работ, выполненных детьми и родителями

- «Моя улица»

- «Космический коллаж»

- «Мир строит, а война разрушает»

- «Я рисую мир»

- «Здравствуй, лето!» -сем.газета

Октябрь

Ноябрь

Январь-февраль

Март

Апрель - май

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Декабрь

Февраль –

 март

В течении года

Сентябрь

Апрель  

Май

Май

Июнь  

Праздники, развлечения

-  «День знаний»

- «Праздник Осени»

- Концерт  к Дню пожилых людей

- «День Матери»

 - «Новогодний утренник»

-  «День защитника Отечества»

- «Праздник 8 Марта»

- «Масленица»

- Спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья»

- «День смеха»

- «Пасха»

- «Праздник Победы»  и др. (по плану)

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Февраль

Февраль

Апрель

Апрель  

Май

Педагогическое просвещение родителей

Памятки для родителей

- «10 заповедей родителям»

-«Семейные традиции. Праздники»  

- «Какие родители, такие и дети»

- «О воспитании у детей трудолюбия»

- «Как воспитать маленького патриота» (рек.)

- «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?» (пам.)

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Папки-передвижки

- «Широкая Масленица»

- «Готовимся к Пасхе»

В течение года

Февраль

Апрель