Игры, способствующие развитию сенсорного восприятия у детей в раннем возрасте.
статья

В данной статье дано описание игр, способствующих развитию пяти органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Также в блоке посвященном зрительному развитию рассмотрены игры и упражнения, направленные на обучение воспринимать и различать отдельные свойства предметов и совокупность их свойств (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2_zavorotcheva_la.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, способствующие развитию сенсорного восприятия.

Игры, способствующие развитию восприятия слуха. 

Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Её нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Общая цель этих игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события и настраивают детей на соответствующие игровые действия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки.

Занятие 1. Постучим, погремим!

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Ход занятия

Игра проводится на полу или за столом.

Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.)

Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока.

Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего.

Занятие 2. Тук-тук!

Цели. Развивать слуховое внимание.

 Материалы. Кукла и другие игрушки.

Ход занятия

Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости».

Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"»

Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять.

Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.

Занятие 3. Узнай по звуку

Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.

Ход занятия

Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух.

Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

Занятие 4. Веселый Петрушка

Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук.

Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма.

Ход занятия

Игра проводится индивидуально или с группой детей.

Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!»

Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры.

В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей.

Занятие 5. Мишка и зайчик

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Материалы. Барабан или бубен.

Ход занятия

Объясните детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».

Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.

Занятие 6. Кто там?

Цели. Развивать речевой слух.

Материалы. Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.

Ход занятия

В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.

За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом.

Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью».

Игра продолжается с другими игрушками.

Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой.

Занятие 7. Кто позвал?

Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Ход занятия

Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза).

Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя).

Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.

Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.

                                                      Занятие 8. Найди картинку!

Цели. Развивать речевой слух.

Материалы. Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов.

Ход занятия

Сначала игра проводится индивидуально.

Положите на столе перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картинку и сравнить изображения. («Правильно, это лом. Молодей — ты угадал!»)

Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть одновременно 2-3 слова.

Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь из детей найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разыгрываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок. 

Игры, способствующие развитию зрительного восприятия.

Зрение — одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира.

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.

Изолированное восприятие свойств предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.

Цвет.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять задание сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета. «Бегите ко мне» – в игре дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Сравнение флажков по цвету становится важным и значимым для детей, потому что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или остановиться). В игре «Разноцветные ленточки» дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие. «Ищи свой дом» – дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различие цветовых тонов производится только на расстоянии глазами. «Лети, голубок!» – игра учит детей ориентироваться в цветовых тонах по названию без опоры на наглядный образец. Игра «Цветовое лото» является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета, где дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый и др.).

Занятие 1. Цветная вода

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход занятия

В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Занятие 2. Цветные кубики

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Ход занятия

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

Занятие 3. Цветные парочки

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход занятия

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно.

Занятие 4. Разноцветные палочки

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Ход занятия

Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».

Постепенно количество палочек можно увеличить.

Занятие 5. Ниточки для шариков

Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов.

Ход занятия

Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».

Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.

Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.

Занятие 6. Построим башню

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход занятия

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Занятие 7. Бегите ко мне!

Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы. Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).

Ход занятия

Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.

В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

Занятие 8. Наряжаем кукол

Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.

Ход занятия

Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.

В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.

Занятие 9. Разложи по коробочкам

Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); Маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.

Ход занятия

Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.

Занятие 10. Четвертый лишний

Цели. Закреплять знание цветов.

Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):

 желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

  • зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
  • красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
  • оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.

Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход занятия

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите

найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

Форма.

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Поначалу дети еще не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему малыш рисует не конкретные предметы, а заполняет бумагу штрихами и каракулями. Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом. В играх преследуется важная цель – учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научится, ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни.

В играх, способствующих развитию осязательного восприятия формы объемных предметов, ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Исключается участие зрения в этом процессе. «Отгадай, что в мешочке» – в этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы предмета, Игра развивает у детей также познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы.

В играх на зрительное восприятие формы создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму: «Закрой окошко», «Где чей дом»: такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем («принеси» и «покажи», «чей коврик лучше?»). Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова («Геометрическое лото», «Кому дать»), в этих играх дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

Занятие 1. Разложи фигуры по местам!

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы. Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход занятия

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Занятие 2. Веселый поезд

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами—квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы. Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход занятия

Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это — вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвиньте рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий.

Эту игру можно повторять многократно, постепенно увеличивая количество рамок.

Занятие 3. Катится — не катится

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.

Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход занятия

Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их»,

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.                      

Занятие 4. Фигуры играют в прятки

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Ход занятия

Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.

Занятие 5. Почтовый ящик

Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход занятия

Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».

Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5-6).

Занятие 6. Башни

Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход занятия

Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Занятие 7. Найди пару по форме

Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения

Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа.

Ход занятия

Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться).

Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.

Занятие 8. Найди такую же фигуру

Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета, и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).

Ход занятия

Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».

Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

Занятие 9. Найди лишнюю фигурку

Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы).

Ход занятия

Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

Занятие 10. Разложи фигурки по домикам

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.

Ход занятия

Это занятие проводится индивидуально.

Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.

Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился... Давай переложим его в другую коробочку».

Величина.

В играх используются народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки – вкладыши и другие деревянные игрушки. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. В игре «Соберем матрешку» воспитатель привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В играх «Разберем и соберем», «Приходите на лужок» дети осваивают прием различия величины путем накладывания, благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре. «Раз, два, три – ищи!» – игра, которая учит ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Найти предмет по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, затем с усложнением поиск осуществляется без образца.

Занятие 1. Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход занятия

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Занятие 2. Накрой платком!

Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

Ход занятия

Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет.

Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги.

В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

Занятие 3. Накрой шляпой!

Цели. Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины.

Ход занятия

Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы.

Занятие 4. Покормим кукол

Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход занятия

Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.         

Занятие 5. Большие и маленькие кубики

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Ход занятия

Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

Занятие 6. Две коробки

Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход занятия

Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.

Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»             

Занятие 7. Вкладыши и башенки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

Материалы. Вкладыши-пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально.

Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую баш ню- пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.

2-й вариант игры — «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.

Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество.

Занятие 8. Где мое место?

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Материалы. Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).

Ход занятия

Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик».

Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз.

Занятие 9. Пирамидки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Материалы. Различные пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.                   

Занятие 10. Веселые матрешки

Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).

Ход занятия

1-й вариант игры — «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».

Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка».

В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения.

Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»

В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.

2-й вариант игры — «Строим ряды». Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая.

Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь ее на место!».

Занятие 11. Две башни

Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.

 Материалы. Кубики, маленькие игрушки.

Ход занятия

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»

Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.

Занятие 12. Два поезда

Цели. Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы. Кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.

Ход занятия

Вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).

Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшите разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» — небольшие по размеру устойчивые игрушки.

Занятие 13. Построй ворота

Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.

Материалы. Строительные наборы; машины различной величины {высокая, низкая, широкая, узкая).

Ход занятия

Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них. Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин.

Если у кого-то из детей параметры ворот не соответствуют параметрам машины, то нужно предложить малышам попытаться построить ворота еще раз. В случае необходимости помогите детям построить ворота. Обязательно обыграйте результат.

Пространственное расположение.

Пространство — это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить.

Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок с младенчества практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.

Изучение пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходит в ходе специальных игр и занятий. Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко — близко — рядом, справа — слева, сверху — снизу, внутри — снаружи, спереди — сзади).

Также малышей начинают учить ориентироваться на листе бумаги.

Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:

  • в ходе наблюдения;
  • при манипуляции с предметами;
  • в процессе занятий рисованием, аппликацией.

Занятие 1. Тут и там

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Материалы. Веревка.

Ход занятия

1-й вариант. При помощи длинной веревки сделайте на полу большой круг (в случае проведения игры на улице можно мелом нарисовать круг на асфальте или начертить палочкой на земле).

Объясните детям правила игры: «Если я скажу: „Тут",— скорее забегайте в круг. А если скажу: „Там", — выбегайте из круга и бегайте вокруг него. Слушайте внимательно!»

2-й вариант. Встаньте в центр комнаты и произносите команды: «Далеко», «Близко», в соответствии с которыми дети будут то подбегать к вам, то разбегаться в разные стороны. Для усложнения игры можно увеличить скорость смены команд.

Подобную игру можно провести и с использованием других предметов, например, мячей, которые дети будут собирать в корзину и раскидывать вокруг, или различных игрушек, которые малыши будут сначала складывать на столе, а потом располагать в разных местах комнаты.

Занятие 2. Возьми игрушку

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия

Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза

и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Занятие 3. Прячьтесь в домик!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи. 

Материалы. Игрушечный домик.

Ход занятия

Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

Занятие 4. Вверх и вниз

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка.

Ход занятия

По вашей команде: «Вверх», «Вниз» — дети взбираются на скамейку (бордюр тротуара, турник) или слезают с нее.

Можно также предложить детям по команде: «Вверх». «Вниз» — располагать игрушки соответственно высоко или низко.

Занятие 5. Возьми в руку!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия

Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую».

Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки:

  • если ребенок правша, напомните ему, что правая рука —это та рука, в которой он держит ложку, когда ест суп или кашу; к кофточке малыша с левой стороны пришейте красное сердечко, объяснив, что у людей сердце находится слева;
  • предложите ребенку надеть на правую руку браслет на резинке или колечко на палец — так ему будет легче ориентироваться.

Занятие 6. Где же мишка?

Цели. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы. Стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход занятия

Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула.

Занятие 7. Построй, как я

Цели. Продолжать учить различать пространственные направления; развивать внимание. 

Материалы. Строительные наборы, ширма.

Ход занятия

Изучать расположение объектов в пространстве можно в ходе занятий конструированием. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с группой детей.

Раздайте детям одинаковые строительные наборы и сядьте напротив. Сделайте из своего набора какую-нибудь конструкцию, предлагая малышам повторить ее. Дети поэтапно повторяют ваши действия.

Более сложный вариант игры — постройка по образцу. Соорудите за ширмой постройку из 2—4 деталей. Затем покажите ее детям и предложите сделать такую же.

Со временем количество деталей можно увеличить до 5—6.

Занятие 8. Лист бумаги

Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Материалы. Листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.

Ход занятия

Покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр.

Затем раздайте ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги — это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».

Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите внизу посередине».

Игры, способствующие развитию осязания.

Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.

Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.

Осязание в чистом виде даст лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена посредством зрения и слуха.

При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др.

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:

  • развитие хватания;
  • обучение целенаправленному ощупыванию;
  • развитие чувствительности пальцев рук;
  • знакомство с различными материалами, предметами и
    их свойствами.        

Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.

М.Монтессори в своей практике упражнения на развитие тактильных ощущений детей начала с мытья их рук в теплой воде. Так как, по ее мнению, тактильные и термические ощущения находятся в тесной взаимосвязи, и поэтому теплые ванны и вообще тепло обостряют осязание. Она считала, что развивать у малыша тактильные ощущения необходимо и важно, так как в дальнейшей жизни большая часть информации о предмете поступает от кончиков пальцев.

Особенность ее методов в тренировке тактильных ощущений заключается в том, что дети ощупывают предмет с закрытыми глазами, именно это помогает ребенку сконцентрироваться и лучше почувствовать предмет. Поэтому в методике М.Монтессори использовано много игр и упражнений на «угадывание».

Кроме основных чувств доктор Монтессори выделяла стереогнастическое чувство, при помощи которого ребенок способен распознавать предметы на ощупь, при одновременном участии тактильных и мыскульных ощущений. Не используя зрение, путем ощупывания предмета комплексно оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее предмета, формируется так называемое «абстрактное зрение». Стереогнозия является сложным процессом, зависящим не только от деятельности и центральных и периферических чувствительных систем, но и связанным с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга. Мария Монтессори считала, что это стереогнастическое чувство не только можно, но и нужно развивать.

Представленные ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей.

Занятие 1. Круглое и квадратное

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.

Ход занятия

В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Занятие 2. Угадай, что в ящике

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.

Ход занятия

Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь

коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».

Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.

Занятие 3. Переливание воды

Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.

Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.

Ход занятия

Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).

Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.

Занятие 4. Ледяное царство

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.

 Материалы. Лед в кубиках, стакан.

Ход занятия

Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».

Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».

Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.

Занятие 5. Прячем руки

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.

В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

Занятие 6. Помяли, пощипали!

Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.

Ход занятия

Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.

Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.

В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.

При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.

Занятие 7. Горячо — холодно

Цели. Развивать осязание.

Материалы. Вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход занятий

В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).

Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.

Игры, способствующие развитию вкусовых ощущений.

Различение вкусов (сладкого, соленого, кислого, горького, умами) происходит благодаря вкусовым рецепторам, расположенным на языке, во рту и в горле. При рождении больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого, поэтому малыш воспринимает вкусы обостренно.

В течение первого года жизни ребенок в основном питается сладкой пищей – грудным молоком. Грудное молоко – источник различных вкусов и ароматов, и это влияет на развитие вкусовых ощущений и способствует полноценному формированию пищевого поведения.

Начиная с шести месяцев, по мере введения прикорма, малыш начинает знакомиться с другими вкусовыми ощущениями. Прикорм следует вводить своевременно и включать в него все группы пищевых продуктов в соответствии с возрастом. Разнообразие в питании очень полезно для ребенка.

Ученые доказали, что развитию мышления ребенка на этом возрастном этапе способствует разнообразное питание. Ребенок пробует разные овощные, фруктовые и мясные пюре, каши, соки. Чем разнообразнее пища, тем больше вкусовых ощущений получает малыш, тем активнее развиваются воспринимающие рецепторы, и, соответственно, мозг получает больше «пищи» для анализа.

Чем раньше ребенок научится распознавать разные вкусы, тем лучше сможет развивать свою сенсорную систему.

На вкусовые предпочтения влияет как генетические факторы, так и среда, в которой растет ребенок, и обстановка, в которой происходит прием пищи. В возрасте до полутора лет ребенок довольно легко соглашается пробовать любые предлагаемые продукты. Если еда вкусная и нравится ребенку, то он чувствует себя хорошо. Такая пища вызывает положительные эмоции.

Исследования ученых доказали, что продукты, с которыми малыш познакомился в первые восемнадцать месяцев, станут определять его гастрономические предпочтения во взрослой жизни.

Другими словам, характерный вкус продукта дети запоминают в самом раннем возрасте, и память о нем сохраняется длительное время, оказывая влияние на формирование вкусовых предпочтений в будущем. Поэтому необходимо открывать для малыша разные вкусы, даже если поначалу они не произвели на него впечатления.

Основы пищевого поведения закладываются с раннего возраста детства под влиянием взрослых, которые при грамотном подходе могут приучить питаться правильно даже самого привередливого в еде ребенка. В наших силах разнообразить мир малыша, в том, что числе и воспитывать его вкус в самом широком смысле этого вопроса.

Занятие. Угадай на вкус

Цели. Развивать вкусовые ощущения.

Материалы. 4 стакана с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, горькая), стакан с теплой водой комнатной температуры

Ход занятий

Давать детям пробовать языком горькие, кислые, сладкие и соленые растворы. Малышу нравятся подобные упражнения, которые, кроме всего прочего, учат правильно полоскать рот. Детям нравится угадывать различные вкусовые ощущения, и они приучаются после каждой пробы наполнять стакан теплой водой и хорошенько полоскать рот. Таким образом, упражнение на развитие вкусовых ощущений является также упражнением в соблюдении личной гигиены.

Игры, способствующие развитию обоняния.

Обоняние – одно из пяти основных чувств, с помощью которых мы получаем информацию об окружающем мире. Проблема развития у детей обонятельных ощущений и представлений мало изучена в современной педагогике.

М.Монтессори считает, что чувство обоняния не сильно развито у маленьких детей, и поэтому довольно сложно обратить внимание на эти ощущения. Обоняние вместе с вкусовыми ощущениями развиваются у ребенка во время принятия пищи. У некоторых детей запах пищи сопоставим с его вкусом: «Пахнет вкусно – буду кушать», или наоборот.

Обоняние является чувством, обогащающим наши эмоции и способным крепко зафиксировать запах в памяти.

Процесс обучения по развитию обоняния можно разделить на 4 этапа:

Подготовительный этап. Он включает определение исходного уровня сформированности     обонятельных     представлений     и     обонятельной чувствительности посредством предъявления ребёнку пахнущего предмета, т.е. наша задача на этом этапе научить ребёнка принюхиваться. Нюхание предметов - это освоение (познание) окружающего мира.

На втором этапе изучаются запахи. Ребёнок должен научиться
сосредотачивать внимание на запахе, его узнавать, запоминать, называть,
локализовать (столовая, медицинский кабинет и т.п.) Среди этих задач мы
выбираем только доступные. Запахи классифицируем по группам:

-      запахи   продуктов   питания (овощи, фрукты, мясные   и   молочные продукты и др.)

-      парфюмерные запахи (дезодорант, духи, одеколон и др.)

-      медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.)

-      бытовые запахи (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.). Все   группы   запахов   классифицируются   на. приятные   и   неприятные; знакомые и незнакомые; запахи человеческого тела; домашние запахи; «топографические» запахи (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой, запах глины - с мастерской).

На третьем этапе проводятся упражнения, на развитие обоняния и дифференциацию запахов. Это такие игры: «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное - несъедобное» и другие.

На заключительном этапе важно направить внимание ребёнка на упражнения по использованию обонятельной чувствительности в различных видах деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке. Хотя усвоить весь объём предъявленного материала могут не все дети.

Практические советы:

  • Запахи можно использовать, как метки в пространстве, для ослабления страхов ребёнка: знакомый запах поможет снизить уровень страха в незнакомом помещении, на незнакомой территории. В данном случае можно провести игру «Чем пахнет?», брызнув в незнакомом помещении знакомый запах освежителя воздуха. Ребёнок вспомнит запах знакомого помещения и это его успокоит.
  • Страх можно и «занюхать», накапав несколько капель лимонного, мятного или масла ромашки на носовой платок. Вдыхая эти запахи, ребёнок начнёт успокаиваться, приобретать уверенность. А сладкий и резковатый запах сандалового масла не только успокоит, но и снимет тревоги и улучшит настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация для родителей «Игры по развитию сенсорного восприятия для детей старшего дошкольного возраста»

   Речь пойдет об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки ...

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...