Трудовое воспитание
консультация

Кошкина К.И.

Труд и игра. Труд и  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_i_igra.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Труд и игра»

Действия, совершаемые детьми в процессе игры,  часто  направлены  на  изображение  того  или  иного  трудового  процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды,  уборка  комнаты,  стирка  белья.  Они  свидетельствуют  о желании  ребенка  подражать  взрослым.  Это  желание  дети  удовлетворяют  в  игровой  ситуации:  как  будто  моют  посуду,  готовят обед  и  т. п.

Однако  наступает  момент,  когда  это  «как  будто»  переходит в реальный план  процесса труда.  В  работе  с детьми младшего  дошкольного  возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность.  Но самообслуживание  для  маленьких  представляет  значительную  трудность,

так  как  оно  требует  от  детей  известных  усилий,  сосредоточенности.  Иногда используется какая-либо игрушка ,  «которые смотрят,  как чисто умываются  дети,  аккуратно  вешают  свою  одежду  на  спинку  стула»

Здесь  ведущее  значение  имеет  развитие  замысла  ребенка. Затрата усилий, достижение результата обусловливаются его желанием,  интересом  к  игре.  

Связь игры и труда детей  младшей группы  можно проследить в  процессе  выполнения  ими  дел,  необходимых  для  игры:  провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную  посуду,  построить  жилье  для  игрушечных  животных  и т. п.    

В среднем дошкольном  возрасте также еще не столь отчетливо

выступает  линия  самостоятельной  трудовой  деятельности  детей,

хотя  в  отдельных  случаях  содержание  труда  приводит  их  к

игровой  деятельности.  Особенно  часто  это  можно  наблюдать

в  играх  бытового  характера.  Готовясь  к  празднику,  дети  приводят  в  порядок  кукольное  хозяйство,  стирают  и  гладят  платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы.  Трудовые  процессы  в  игре  детей  этого  возраста  носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и  получают  поддержку  воспитателя. В  тех  случаях,  когда  у  детей  еще  не  сформированы  навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса еще незнаком детям,  а ясного указания к использованию инструмента  не дано,  преобладающей  является  игровая,  а  не трудовая

деятельность. Не  владея  практическими  приемами  работы  инструментами:

молотком,  ножницами,  кистью,  материалом  (бумагой,  деревом,

картоном ,  дети,  получив  материал,  в  силу  своей  активности стремятся  действовать.  Действия  эти  по  своему  содержанию носят игровой,  процессуальный характер. Не  зная  свойств  и  качества  материала и инструментов для труда, дети используют их как игрушки.

Условность  действий  в  игре  свидетельствует  о  способности

ребенка  этого  возраста  обобщать  явления,  вообразить  в  одном

предмете другой,  что  важно для  развития  игровой деятельности.

Педагог должен четко разъяснять им характер предстоящего  задания,  цель,  дать  указания  о  том,  как  следует использовать  материал  и  инструменты.

По  мере   того  как  дети   овладевают  навыками  работы   с   инструментами   и   научаются   практически   использовать   материал, процессуально-игровые  действия  наблюдаются  все  реже,  взаимоотношение  игры  и  труда  меняется. Дети начинают устанавливать

известную  зависимость  между  свойствами  инструмента  и  мате

риала  и  тем  результатом,  который  они  хотят  получить;  работая

данным  инструментом,  начинают  использовать  его  по  назначению. Освоение  навыка  протекает  при  многократном повторении одних и тех же действий. Педагог придает таким упражнениям игровой характер, вносит в них игровое содержание. Благодаря этому упражнения выступают  как действия,  мотивированные потребностями игры.

В процессе воспитания у детей правильного отношения к труду применяют разнообразные методы:

поощрение за старание при  выполнении  трудового  поручения,

привлечение  внимания  коллектива детей  к  работе  старательного,  инициативного  ребенка.  

Опираясь на  игру,  воспитатель  может убедительно  мотивировать  задачи,  которые  он  ставит  перед  ребенком.  Дети  почти

всегда  охотно  принимают  их.

 Игровые моменты наблюдаются в труде детей не только  младшего,  среднего,  но  и старшего  дошкольного  возраста.

В  процессе  развития  активной  трудовой  деятельности  в  игре

детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям

этого возраста  активность и  самодеятельность,  на  их стремление

мастерить  что-то  своими  руками,  способность  длительно удерживать единую линию  игрового  замысла.

В  старшем  возрасте  игровой  замысел  для  детей  сохраняет  свою

актуальность.  Например,  дети  мастерят  игрушку  с  ясным  желанием  сделать ее для  последующей  игры. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем  положении  игры,  которая  пронизывает  трудовой  процесс.  Дети  спешат  выполнить  работу,  чтобы  возобновить игру.

ТРУД И ЗАНЯТИЙ

Не  менее  важно  выяснить  вопрос  о  месте  занятий  в  организации  процесса  труда.  В  форме  занятий  осуществляется  обучение  навыкам  накрывания  на  стол,  приготовления  некоторых блюд к обеду,  различные трудовые процессы  в  природе: посадка  лука, семян  и   поливка.  На занятиях  проводят  ремонт  игрушек  и  книг  и др. Организация фронтальных  трудовых  процессов  в  часы  занятий  накладывает  на труд  известные  ограничения,  присущие  занятиям:  строгий  регламент,  обязательное  наличие  познавательного  материала,  безусловное  требование  точного  выполнения детьми  указания  воспитателя.    

Обучение  детей  на  занятиях  и  труд  как  деятельность  имеют

существенные  различия.  На  занятиях  деятельность  детей  все

цело  направляется  воспитателем.  Он  определяет  в  соответствии

с  программой  содержание занятия,  его  результат.

В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений  педагога  и  детей,  который  типичен  для  занятия:  педагог

обучает детей.  

В процессе трудового воспитания на занятиях детей знакомят с трудом  взрослых.  Во время  экскурсий  в дошкольном  учреждении малыши

видят,  как  работает младший воспитатель, повар, медицинская сестра ,делопроизводитель, дворник и  т.д.

С целью  ознакомления  с трудом  взрослых  детям  читают  художественные  произведения, рассматривают  с  ними  картины,  на  которых  изображены  трудовые  процессы,  проводят  беседы.  Большое  значение  имеет  рассказ  воспитателя  о  трудовых  подвигах  в  нашей  стране,  беседы о  занятиях  родителей.  В  ходе  таких  бесед  педагог  выясняет, знают  ли  дети,  где  работают  их  папы  и  мамы,  помогают  ли ребята  в домашних делах  и др.  Так на  занятиях у детей формируют представления о труде,  расширяют их кругозор.

Знакомство детей с трудом взрослых, осуществляемое на занятиях в доступных ребенку дошкольного  возраста формах, открывает  возможности  для  расширения  содержания  детских  игр, в  которых  отражаются  представления  о  разнообразном  труде взрослых.  

Формирование  представлений  о  труде  взрослых  оказывает

влияние  на  идейное  воспитание  личности  ребенка.  При  этом

необходимо соблюдение педагогических условий, обеспечивающих

решение  этих  задач.  Педагогический  процесс  строится  таким

образом,  что расширение  круга  представлений  о труде  взрослых

сочетается  с  активной деятельностью самих детей.

Определяя содержание ознакомления детей с трудом взрослых,

важно  показать  характерные  особенности  труда.  

Формирование  представлений  о  труде  взрослых  влияет  на пробуждение интереса детей к труду, при этом важно накопление ребенком конкретных представлений о разнообразных видах труда,  обучение умению  выделять характерные  черты  в любом  знакомом  виде труда.

В  процессе  трудового  воспитания  осуществляется  патриотическое  воспитание  дошкольников.  Ребенок  постепенно  осознает необходимость  уважения  труда  взрослых,  бережного  отношения к  продуктам  их  труда.  Когда  ребенок  к  концу  дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами,  можно  считать,  что  он  подготовлен  к  выполнению  более сложных обязанностей,  которые  возложит  на  него  школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".

АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...