Паспорт-мини музея «Игрушки из солёного теста»
методическая разработка (средняя группа)

Дробышева Ирина Борисовна

Цель: Формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  «Детский сад № 447
комбинированного вида «Семицветик»

Паспорт-мини музея

«Игрушки  из солёного теста»

Средняя группа «Маргаритки»

        Составила: Дробышева И.Б.

Новосибирск

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. План работы по созданию музея

4. Тематический план проведения занятий в мини-музее

5. Перспектива развития мини-музея

 

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Игрушки из солёного теста»

Профиль мини-музея: познавательный

Цель: Формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Задачи:

  • Расширять представления детей о материалах для лепки, учить создавать поделки из соленого теста.
  • Развивать творческие способности детей, активизировать проявление фантазии.
  • Формировать художественный вкус, воспитывать навыки аккуратной работы с соленым тестом, уметь ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие.
  • Учить обследовать различные предметы с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, величины, цвета, развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
  • Формировать усидчивость и выдержку, умение доводить начатую работу до конца.
  • Воспитывать умение выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.
  • Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены различные виды:  

-игрушки из солёного теста

-персонажи  русских - народных сказок.  

Совет мини-музея: 3 человека. ФИО Воспитатели группы: Дробышева Ирина Борисовна, Хрипунова Юлия Викторовна

Председатель родительского комитета: Медведева А. И.

Площадь, занятая под экспозицию: 

мини-музей организован в 2019 г., располагается в игровой комнате средней группы «Маргаритки» на  полке. Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». 

Руководители мини-музея: Дробышева Ирина Борисовна, Хрипунова Юлия Викторовна воспитатели средней  группы.

  • Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими игрушками. Дать представление об игрушке. Воспитывать интерес к игрушки, развивать любознательность.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Фигурки из солёного теста»

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание

Октябрь 2019

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 
3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.

Декабрь – Февраль 2019 - 2020 

Создания мини-музея « Игрушки  из солёного теста»

Завершающий этап

Заседание инициативной группы.

1.Открытие мини-музея с приглашение родителей, педагогов, детей.

2.Подведение итогов:

-Что было сделано?

-Что понравилось?

-Что нового узнали?

3.Определение перспективы развития

4. Пополнение музея

Март 2020

2020 – 2021гг.

Выставка экспонатов мини-музея

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель

 

1.

Дикие животные

(лиса, волк, медведь, заяц)

Познавательное развитие,

Формировать представления о частях тела животных, закреплять знания о  диких животных

2.

 Составление рассказа про жирафа, сказочной мышки.

Речевое развитие.

Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас

3.

Д/и «Угадай героя сказки»

Познавательное развитие.

Развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.

4.

Драматизация сказки «Лиса и заяц»

Социально- коммуникативное развитие,  речевое развитие.

 Воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.

5.

«Путешествие по русским народным сказкам»

Познавательное развитие, речевое развитие.

Закрепить понятие русской народной сказки, учить пересказывать небольшие произведения

6.

Д/и «Найди ошибку»

Познавательное развитие, речевое развитие.

Развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.

7.

Драматизация сказки «Три медведя»

Социально- коммуникативное развитие

Воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.

8.

Лепка «Колобок» (из соленого теста)

Художественно-эстетическое развитие

Расширять представления детей о материалах для лепки, учить создавать поделки из соленого теста.

9.

Составление рассказа о  любимом сказочном герое

Речевое развитие

Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас

10.

Итоговая выставка

Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год

Перспективы развития мини-музея 

- пополнение  коллекции;

- дальнейшее привлечение родителей к работе в мини-музее;

- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Продуктивная деятельность» (лепка из солёного теста) «Булочки для Лунтика»

Программные задачи:1.     Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт;2.     Упражнять в умении использ...

конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».

     Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...

Мастер - класс "Развитие тонкой моторики посредством лепки из солёного теста"

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи в рамках учебно-воспитательного п...

Методические рекомендации по лепке из солёного теста для воспитателей и родителей.

Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. ...

Фантазии из солёного теста

Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребёнка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, его познавательной сферы и деятельности....

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...

Выставка хлебобулочных изделий из солёного теста "Чудеса из теста"

«Хлеб – всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него есть и свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который от...