Картотека игр по подготовке детей к школе
картотека (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx371.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко»

п. Пуровск  Пуровского района

Картотека игр для занятий с детьми подготовительных к школе групп

                     

                                                                                               Составила

                                                                                               Пожидаева С.П.

                        Упражнение «Школьник и дошкольник»

Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».

- На уроке.

- Дома.

- С друзьями и т.п.

                                   Упражнение «Обведи по контуру»

Детям предлагается обвести контур какого-нибудь школьного предмета (портфеля, пенала, карандаша, букваря и т.п.), соединив контурные точки (рисование по точкам).

                                           Игра «Доскажи словечко»

Педагог загадывает какой-либо школьный предмет. А детям (ребенку) предлагается отгадать загадки про школьные предметы и принадлежности.

Упражнение «Я положу в свой портфель»

Дети и взрослые сидят или стоят в кругу. Первый участник (ребенок) говорит: «Я положу в свой портфель...» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий участник повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.

                              Упражнение «Урок или перемена»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене

Ты уже знаешь, что в школе бывают уроки и перемены.

На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)

Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.

- Читают

- Играют

- Разговаривают с друзьями

- Просят у друга ластик

- Пишут в тетради

- Отвечают на вопросы учителя

- Решают задачки

- Готовятся к уроку

- Едят яблоко.

                                      Упражнение «Составь фигуру»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.

Детям из геометрических фигур (возможно вырезанных из цветной бумаги) предлагается создать аппликацию на тему «Школа».

                                 Упражнение «Школьные знаки»

Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?

Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.

А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)

А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)

Как вы думаете, а в школе есть правила?

Чего нельзя делать на уроке?

А как надо вести себя на перемене?

Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.

№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.

№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.

№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.

№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?

Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.

№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?

Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.

                                         Коллаж «Портфель для Белочки»

Цель: формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.

Детям предлагается выбрать предметы (можно распечатать или нарисовать и вырезать из бумаги), которые Белочка должна взять в школу и наклеить (или просто положить) их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.

Упражнение «Инструкция»

Проводится как бы школьный урок. Взрослый в роли учителя, ребенок (дети) – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске» (водящий). Ему дается лист с заранее нарисованными на нем фигурами. Задача водящего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа водящего. Затем водящий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция водящего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

                         Упражнение «Для чего ходят в школу»

Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... и т.п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть)

Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) со словом «Первоклассник».

                  Упражнение на развитие произвольного внимания

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, умения считать

Материалы: лист бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши

Задача: ребенок рисует 10 треугольников, заштриховывает 3,7,9 фигуру.

Инструкция произносится один раз.

Кол-во: индивидуально, по подгруппам

                                     Упражнение «Дорисуй фигуру»

Цель: развитие точности восприятия

Материалы: карточки по количеству детей (приложение 1), карандаши

Задача: дорисовать фигуры

Кол-во: группа детей

                             Игра «Определи время года и суток»

Цель: развитие восприятия времени, представлений о временных

промежутках, расширение кругозора, речи.

Материалы: картинки с изображение времен года, времен суток, часы

(приложение 2)

Задача: определить время года, суток, разложить картинки по порядку.

Рассказать, что происходит в живой и неживой природе, в жизни людей в

данное время. Помочь ребенку составить примерный распорядок дня.

Кол-во: индивидуально, группа детей

                                     Игра «Сравнение предметов»

Цель: развитие мыслительных операций

Материалы: пары слов

Задача: найти сходство и различие по главным признакам

Кол-во: индивидуально, группа детей

Пары слов: муха – бабочка, дом – избушка, стол – стул, книга – тетрадь, вода

– молоко, топор – молоток, пианино – скрипка, шалость – драка, щекотать –

гладить, город – деревня и т.п.

                                   Игра «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных операций обобщения, отвлечения, выделение

существенных признаков.

Материалы: цепочки слов

Задача: найти лишнее слово

Кол-во: индивидуально, группа детей

Цепочки слов: старый, дряхлый, маленький, ветхий; храбрый, злой, смелый,

отважный; и т.п.

                                             Игра «Я - фотоаппарат»

Цель: развитие внимания, памяти

Материалы: набор предметов

Задача: ребенок представляет себя фотоаппаратом, «снимает» предметы,

ситуации, человека и т.д. затем с закрытыми глазами воспроизводит

увиденное.

Кол-во: индивидуально, группа детей

                                         Игра «Много - один»

Цель: развитие памяти, быстроты мышления

Материалы: набор слов

Задача: ведущий называет слова во мн.числе, дети – в ед.числе, или наоборот

Кол-во: индивидуально, группа детей

                             Игра «Сколько в слове слогов?»

Цель: развитие внимания, быстроты мышления

Материалы: мяч, набор слов

Задача: ведущий бросает мяч ребенку, называет слово, ребенок отвечает

сколько слогов в слове, возвращает мяч.

Кол-во: группа детей

                                       Игра «Найди себе пару»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления

Материалы: карточки со слогами : ка, на, го, жи, пар, во, сос, мыш, ра, вот,

та, да.

Задача: дети имеют по одной карточке, ищут себе пару, чтобы получилось

слово.

Кол-во: группа детей

                                         Игра «Найди соседей»

Цель: развитие памяти, переключения внимания, знание числового ряда, как

усложнение знание алфавита.

Материалы: карточки с цифрами и буквами

Задача: ребенок называет «соседей»числа или буквы

Кол-во: группа детей

                                                          Игра «Животные»

Цель: развитие внимания

Задача: ребенок выбирает себе название животного, ведущий вперемежку

называет животных, услышав свое животное, ребенок хлопает в ладоши.

Кол-во: подгруппа детей

                                           Игра «Лови мяч»

Цель: развитие внимания и ловкости

Материалы: мяч

Задача: ведущий по очереди бросает мяч, называя животных, птиц, растения.

Но ловить мяч дети должны только когда прозвучит название условленной

птицы (другое условие – животное, далее - растение)

Кол-во: группа детей

                                                 Игра «Зеркало»

Цель: развитие внимания и координации движений

Задача: ребенок в точности повторяет движения, мимику ведущего

Кол-во: индивидуально

                                                 Игра «Кем был?»

Цель: развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи

Материалы: набор слов, мяч

Задача: ведущий бросает мяч и задает вопрос «Кем был раньше?», ребенок

ловит мяч и отвечает

Кол-во: группа детей

Набор слов:

Цыпленок(яйцом), лошадь(жеребенком), дуб(желудем), рыба(икринкой),

яблоня(семечком), лягушка(головастиком), бабочка(гусеницей), хлеб(мукой),

шкаф(доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей),

дом(кирпичом), сильный(слабым) и т.д.

 

                                                Игра «Кем будет?»

По аналогии с игрой «Кем был?», при обсуждении важно подчеркнуть

возможность нескольких вариантов (например, яйцо – птенец, крокодил,

черепаха, змея, яичница)

                                     Игра «Я положил в мешок»

Цель: развитие памяти, кругозор

Задача: взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок яблоки»,

каждый следующий игрок повторяет слова и добавляет свое слово.

Усложнение: называть только слова одной смысловой группы, только слова

на определенную букву.

Кол-во: подгруппа или группа детей

                                                Игра «Пантомима»

Цель: развитие внимания, координации, воображения, мышления

Задача: изобразить жестами, мимикой, звуками предмет или действие,

остальные угадывают.

Кол-во: подгруппа или группа детей

                                  Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развитие внимания, быстроты мышления

Материалы: мяч

Задача: ведущий называет ситуацию и бросает мяч. Если ситуация бывает,

ребенок ловит мяч, если не бывает – отбивает

Кол-во: группа детей

Пример ситуаций:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Домик рисует девочку.

В кастрюле варится чашка.

                                         Игра «Говори наоборот»

Цель: способствовать расширению кругозора ребенка, сообразительности

Материалы: набор слов или ситуаций

Задача: ведущий называет слово или ситуацию, ребенок отвечает как будет

наоборот.

Кол-во: группа детей

                               Игра «Как это можно использовать»

Цель: развитие мышления, памяти, сообразительности

Материалы: предметы повседневной жизни

Задача: найти возможно большее число вариантов использования предмета

Кол-во: группа детей

                                           Игра «Назови еще»

Цель: развитие гибкости ума, классификации

Задача: назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие

(деревья, спорт, звери, домашние животные, овощи, фрукты, наземный

транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, слова, относящиеся к

искусству и т.п.)

                    Упражнение на развитие концентрации внимания

Материалы: 2 пары картинок, содержащих 10-15 отличий; несколько

неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько

наполовину раскрашенных картинок

Задача: сравнить картинки и назвать отличия;.что нарисовано или найти

несоответствия; раскрасить вторую половину картинки

Кол-во: индивидуально

                        Упражнение на развитие объема внимания

Материалы: 2 рисунка с квадратами: с точками и чистые

Задача: время показа каждой карточки 1-2 секунды. Воспроизвести точки на

рисунке.

Кол-во: индивидуально

                                     Упражнение «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти

Материалы: список слов

Задача: повторять слова за взрослым, начиная с одного слова и т.д.

Кол-во: индивидуально

                           Упражнение на развитие зрительной памяти

Цель: развитие памяти, умения считать, ориентация на плоскости

Материалы: цветные счетные палочки

Задача: ребенок смотрит на сложенные из палочек фигуры 2 секунды, попамяти воспроизводит фигуру.

Усложнение: палочки разного цвета. Ребенок должен запомнить

расположение палочек по цвету и сложить фигуру.

Кол-во: индивидуально

                  Игра «Соедини предметы с одинаковыми названиями»

Цель: развитие речи, наглядно-образного мышления

Материалы: картинка с изображением предметов

Задача: найти предметы с одинаковыми названиями, но разные по

назначению. Вспомнит с ребенком другие подобные слова.

Кол-во: индивидуально

                                Игра «Чем отличаются сходные картинки?»

Цель: развитие речи, знакомство с предлогами, ориентирование в

пространстве, развитие мышления и внимания

Материалы: картинки с изображением похожих изображений

Задача: найти похожие картинки и объяснить, чем они отличаются.

Кол-во: индивидуально

Игра «Соедини части предметов»

Цель: развитие внимания и ассоциативного мышления.

Материалы: карточки с изображением предметов и их силуэтов

(приложение8)

Задача: найти и соединить две части одного предмета, при этом одна часть –

рисунок, а вторая – силуэт. Можно предложить ребенку нарисовать силуэты

хорошо знакомых предметов, например чашки, вазы с цветами, часов и т.п.

Кол-во: индивидуально, несколько человек

                                      Игра «На что похожи фигуры»

Цель: развитие ассоциативного мышления, восприятия, знакомство с

геометрическими фигурами и с формами предметов.

Материалы: картинки с изображением предметов и геометрических фигур

(приложение 9)

Задача: соединить фигуры с похожими на них по форме предметами. Можно

нарисовать геометрические фигуры и предложить дополнить ее деталями,

чтобы получилась интересная картинка.

Кол-во: индивидуально, несколько человек

                                         Игра «Слушаем и рисуем»

Цель: развитие слуховой памяти и внимания

Материалы: небольшой рассказ, бумага и карандаши по количеству детей.

Задача: взрослый читает рассказ и предлагает нарисовать рисунок, точно

отражающий его содержание.

Кол-во: индивидуально, несколько человек

Примерный рассказ: В воскресенье слепил я 3 замечательных снеговиков.

Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой поменьше, а

третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у

третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

В данной картотеке,представлены материалы,по подготовке детей к школе....

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

Картотека упражненийдля подготовки детей к школе...

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

Картотека упражненийдля подготовки детей к школе...

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

Данный материал содержит описание игр для детей старшего дошкольного возраста, способствующих развитию психических процессов. Будет интересен как воспитателям,так и родителям будущих первоклассников....

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

Картотека упражнений для подготовки детей к школе...

Картотека упражнений для подготовки детей к школе

Как подготовить ребенка к школьному обучению? Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познани...

Картотека заданий по подготовке детей к школе

Картотека заданий по подготовке детей к школе...