Статья "Основные методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Сырбу

В данной статье раскрываются основные методы (наглядный, словесный, практический) развития коммуникативных навыков дошкольников и оптимальные возможности их использования с использованием театрализации в разных возрастах а (от младшего до старшего). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

        Общепринятой в методике, как и в дошкольной дидактике в целом, является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Деление их на группы (наглядные, словесные и практические) — весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы: наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных —— используются наглядные приёмы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Конкретное причисление метода к тем или другим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы применения. Использование того или иного метода также зависит от возраста детей.

        Следует обозначить то, что может включать в себя тот или иной метод для развития коммуникативных навыков дошкольников: словесный метод, это — диалог, рассказ, чтение; визуальный (наглядный) — это использование наглядных пособий, картин; практический — это упражнения, театральные инсценировки сказок, ситуаций; дидактические и сюжетные игры и упражнения; игры театрализованные, ролевые, логические. Задача педагогов — из всего многообразия методов умело выбирать, объединять и использовать их в соответствии с возрастом детей и педагогическими и психологическими задачами на конкретном этапе развития коммуникативных навыков дошкольников.

        Опираясь на тот или иной метод, как основной, прежде всего отметим, что метод представляет собой путь исследования, способ достижения цели — в связи с этим, под методами развития коммуникативных навыков мы понимаем совокупность приемов и операций, направленных на развитие способности личности взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

        Если говорить о применении практического метода в младшем возрасте, то это могут быть как артикуляционные упражнения — например: Упражнение «Улыбка»:

        «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам

        Улыбаются, смеются, а глаза у них— как блюдца»;

чередование упражнений «Улыбка - Дудочка»:

        «Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка,

        А сейчас я дудочка, дудочка-погудочка. Ду-ду-ду, Ду-ду-ду»;

так и тренинги-приветствия с последующим усложнением: «Осьминожки»: дети,         сидя на ковре, опуская пальчики на ковёр, изображают Осьминожек, которые ползают и встречаясь с другими Осьминожками — здороваются и приветствуют друг друга; «Волны» — в данном тренинге каждый может почувствовать себя в импровизированном море. Ребёнок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. «Волны» ласково поглаживают купальщика со всех сторон, приговаривая: «Мы тебя любим!» Каждый ребёнок может почувствовать нежное прикосновение своеобразных «волн» — такой тренинг особенно эффективен с детьми-кинестетиками.  

        Словесный метод может быть использован в таких игровых ситуациях, как «Кто лучше похвалит»: Воспитатель берет себе медведя, а ребенку дает зайчика,  и начинает — «У меня медведь», ребенок — «А у меня заяц»; Воспитатель —   «Мой медведь большой и мягкий», ребёнок — «А мой заяц маленький и пушистый»  и т. д. — в ней у ребёнка развивается внимание, формируется   умение описывать предмет, игрушку, называть признаки животных по образцу взрослого, умение контактировать во время диалога; «Про кого я говорю»: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида, например — «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней». С помощью этой игровой ситуации мы формируем у ребёнка способность наблюдать, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта, умение поддерживать беседу на определённую тему.

        В качестве наглядного метода в младшем возрасте может быть использована игра «Изобрази картинку»: детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики изображённого на картинке животного или знакомого персонажа из сказки — при этом у детей формируется умение использовать невербальные средства общения, развивается мышление. Этот метод используется в сочетании с практическим.

        В среднем дошкольном возрасте использование практического метода мы можем наблюдать в игровом упражнении «Игра с юлой», для формирования у детей умения сотрудничать между собой: играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. 

        В качестве наглядного метода для детей среднего дошкольного возраста можно применить показ пальчикового театра с сюжетом знакомой сказки «Айболит». После показа театра роль «Доктора Айболита» берёт на себя воспитатель, надев белый халат. Между детьми разделяют роли животных, и дети уже сами участвуют в представлении, «приходя на приём к Айболиту», используя персонажей пальчикового театра. Далее уже используются словесный и практический методы — дети с помощью диалога животных с «Доктором Айболитом», участвуют в инсценировке сказки. При такой организации занятия у детей развиваются память, мышление, речь; формируются способности воспроизводить знакомый сюжет с помощью игровых действий, что способствует развитию коммуникативных навыков.  

        В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей; потребность в общении с ровесниками состоит в стремлении к сотрудничеству с ними, которое приобретает внеситуативный характер  — исходя из этого, основным методом развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста становится практический, роль практических и игровых образовательных ситуаций становится более значительна. Воспитатель выступает в них лишь помощником в достижении цели, удовлетворении интересов и потребностей ребенка.

        В практический метод входят упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, на формирование у детей речевых и неречевых средств общения, использование средств общения в различных коммуникативных ситуациях; использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Например, игровая ситуация — «На приеме у доктора Пилюлькина»: в ней жители Цветочного города приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра». В процессе такой ситуации у детей формируется умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, воспитывается положительное отношение к желанию помочь, поддержать товарищей.

        Если же говорить о словесном и наглядном методах коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте, то словесный метод, это рассказ воспитателя — рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, обогащает пассивный словарный запас детей — по окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы, что дает возможность развивать речевую активность у детей; рассказ, пересказ детьми — дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание: всё это способствует овладению монологической речью. К словесному методу так же относится  чтение художественных произведений детям — чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков; беседы — применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.        В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь, например, в игровой ситуации «Сказки по-другому»: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как — то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например, - «Мама не купит тебе игрушку» - «Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги». Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие. В такой игре-беседе формируется умение прогнозировать результаты общения, умение корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.

         Результатом сформированности как языковой, так и речевой компетентности является коммуникативная компетенция, под которой понимают, по определению А. Богуш, «комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, инициативность в общении».

         Наглядный метод это: наблюдение — в процессе наблюдения дети непроизвольно пользуются речью: задают вопросы, высказывают свое мнение об увиденном, используют речь как средство общения со взрослым и сверстниками; рассматривание картин — во время рассматривания картин не только расширяются и углубляются детские представления об общественных и природных явлениях, но и происходит воздействие на эмоции детей, вызывается интерес к рассказыванию, что побуждает говорить даже самых застенчивых: например, рассматривание картин из серии «Настроение» — на картине изображён грустный мальчик, педагог наводящими вопросами подводит детей к описанию картины, к построению сюжета на ней с помощью подбора нужных слов-определений: «Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик?» (печальный, грустный). «Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный»». Далее даются аналогичные задания: «На картине девочка торопится в школу» — (Какая она?) «Мама посмотрела на вымытую посуду» — (Что о ней можно сказать?) На картине изображено окно. «Через окно видно, что идёт сильный дождь» — (Как об этом сказать иначе?); демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов помогает решению двух больших задач: расширение знаний детей и развитие их речи; воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....