Проект "СемьЯ"
проект (старшая, подготовительная группа)

Кузмичёва Ирина Николаевна

Данный проект позволит всем участникам (детям, педагогам, родителям) расширить диапазон участия в народных фольклорных праздниках и мероприятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sem_ya.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «ТЕРЕМОК»

(ЛГ МАДОУ ДСКВ № 1 «Теремок»)

Социальный, музыкально-образовательный проект

«СЕМЬ Я»

Руководитель проекта: музыкальный руководитель I категории

Кузмичёва Ирина Николаевна

Лангепас 2020

Паспорт проекта

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Краткое описание проекта.

Социально - значимым, приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственное воспитание и выступает как , одно  из важнейших звеньев системы воспитательной работы будущего поколения, обладающего духовными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. 

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому проблема его воспитания у детей дошкольного возраста очевидна. В России жизненно необходимо возрождение духовной, нравственной культуры, которая способна вывести страну и из духовного кризиса. Важно осознать, что Россия состоит из множества культур, т.к. на территории нашей страны живет много народов. Необходимо, чтобы каждый народ возродил свою культуру. И не секрет, что в каждой культуре народов, населяющих Россию, есть принятие всех других народов нашей общей Родины.  Решение  проблемы формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, «малой родине», лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма. 

Исполнение народных песен способствует постановке правильного голосового аппарата, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Дети осваивают национальные традиционные стили общения, через песни, инценировки, танцы, игры народов Росии.

Для полноценного изучения культуры разных народов одних музыкальных занятий, несомненно,  недостаточно. Проект будет реализовываться, через систему  групповых  и индивидуальных занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие   в театрализованных  представлениях.

Данный проект позволит всем участникам (детям, педагогам, родителям) расширить диапазон участия в народных фольклорных праздниках и мероприятиях. В совместном сотрудничестве педагоги и родители приобретут опыт в изготовлении  костюмов, бутафории, реквизита.

Основная образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта: Вид проекта: Открытый, социальный (в контакте с семьей, учреждениями культуры ДК «Нефтяник»), Центром Национальных Культур «Фартуной», групповой, творческий, долгосрочный.

Время реализации проекта:  октябрь 2019г. – апрель 2020г.

Участники проекта: воспитанники ДОУ разновозрастной группы №5 (5-7 лет), родители, воспитатели, музыкальный руководитель, социальные партнёры: «Студия русского фольклора» ДК «Нефтяник», под руководством О. М. Идиятуллиной, Центр Национальных культур «Фартуна», под руководством А.И. Козлюк, сотрудники «Музейно-выставочного центра».

Актуальность проекта.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В  «Общих положениях» Федерального государственного стандарта одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач - Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами, духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие различных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Таким образом, данный проект дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовного, нравственного воспитания дошкольников.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры разных национальностей, проживающих на территории города Лангепаса, путём знакомства с народными фольклорными праздниками, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Задачи проекта:

  • расширять знания  о народных праздниках, обычаях и традициях народов;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей родине, к своей семье, воспитать уважение к членам семьи.
  • развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; развивать воображение, творческие и актёрские способности.
  • знакомить детей с музыкальной  культурой  народов.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

  Новизна проекта:

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности, создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, знание истоков культуры разных народов России.

          Проблема проекта:

Сегодня в нашей стране  и в городе Лангепасе,  в частности,  остро стоит проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений — одним словом, людей различного культурного опыта.

В соответствии с положениями нового Федерального «Закона об образовании в РФ» наряду с повышением статуса общественного дошкольного образования возрастает и роль самих родителей в деле формирования нравственной позиции ребенка. Проведенное анкетирование (анкета прилагается)  родителей детей старшего дошкольного возраста выявило, что у родителей недостаточная компетентность в вопросе развития толерантных отношений у дошкольников. Плохо осведомлены в традициях своего народа, многие родители путают:

- национальные праздники с религиозными,

- народные сказки с авторскими,

- русские сказки с зарубежными,

- не знают народных игр, песен, танцев своего народа.

Педагоги, отмечают, что проблема толерантности существует у детей старшего дошкольного возраста и проявляется в следующем:

- дети не принимают ребенка в игру, так как он не понимает правила игры (плохо понимает русскую речь). Основной причиной не толерантных отношений педагоги считают негативное влияние родителей на детей, которое проявляется в том, что:

         - дома в семьях мигрантов общение идёт на родном языке, поэтому ребенок с трудом овладевает русским языком, который слышит только в детском саду;

 - родители недостаточно времени общаются со своими детьми, не беседуют на темы развития толерантных отношений с детьми других национальностей, культур.

 К сожалению, во многих семьях недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Вывод:

Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами,  который ориентирован на развитие духовных, нравственных качеств ребёнка, толерантных отношений детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.

Разработанные и специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т.п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.

Предполагаемый результат:

  • Воспитанники познакомятся  с историей, культурой  и традициями своего народа и  народов ближнего зарубежья России.
  • актуализация семейных ценностей и традиции семей.
  • будут сформированы начальные коммуникативные навыки взаимодействия в детском коллективе и социуме.
  • у воспитанников будут сформированы чувства взаимопонимания, взаимопомощи, солидарности, толерантности.
  • познакомятся и разучат песни, танцы, национальные игры разных народов.
  • поучаствуют в просмотре видео роликов «Дружба народов», «Дети мира».
  • в рамках  городского фестиваля «Дружба Народов» смогут принять участие в выступлении и покажут страну, которую представляет детский сад.
  • родители совместно    с детьми смогут презентовать проект о своей семье, национальности.
  • активное взаимодействие с библиотекой,  позволит познакомиться с традициями разных народов, через предоставление методической  и художественной литературой.
  • все участники образовательного процесса, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса, будут вовлечены к  истокам народной культуры разных национальностей.
  • у детей будут сформированы первоначальные навыки  актёрского мастерства, коммуникативные способности;
  • педагоги и родители приобретут опыт совместного сотрудничества;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно – игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения;
  • в совместном сотрудничестве педагоги и родители приобретут опыт в изготовлении  костюмов, бутафории, реквизита
  • создание альбома «Семь Я»

В результате проведённой работы у детей сформируются следующие ценностные ориентиры:

  • бережное отношение к природе родных мест;
  • гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа, гордость за защитников Отечества;
  • потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни;
  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
  • осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, знают танцы, игры, читают стихи);
  • знание истории народного костюма, головных уборов разных национальнастей
  • использование  атрибутов  народной культуры в самостоятельной деятельности;
  • бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по двум направлениям:

- определение уровня сформированности знаний, умений, навыков будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников;

- анкетирование участков проекта (педагоги, родители).

План реализации проекта:

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц –октярь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (5 месяцев – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – апрель). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов  с полученными результатами.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия участников  с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у ребёнка возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у него чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает детям включиться в игровое взаимодействие по тексту.

Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с культурой разных народов России. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог может поддерживать внимание детей.

Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с культурой народного творчества:

  • информационно-рецептивный метод, когда происходит эмоциональный

                       показ и образец педагога с рассматриванием наглядного пособия.

  • словесный метод, включающий в себя рассказ, художественное слово в сочетании с наглядным.
  • репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.
  • метод сравнения, национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, с современной жизнью.
  • эвристический, направленный на проявление самостоятельности и творчества.  

Формы образовательной работы с детьми

  • организованная образовательная деятельность.
  • организация самостоятельной музыкальной деятельности
  • праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • организация праздников, совместных с родителями, с социальными партнёрами: «Студией русского фольклора» ДК «Нефтяник», «Музейно-выставочным центром», Центром национальных Культур «Фартуна».
  • Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.

План реализации проекта

Мероприятия, запланированные для реализации проекта

Сроки проведения указанных мероприятий

Участники

Ф.И.О. исполнителей мероприятий

1

Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Октябрь

Родители, музыкальный руководитель

Муз. руководитель

Кузмичёва И.Н.

2

Городской фестиваль национальных культур «Хоровод Дружбы»

Октябрь

Дети, муз. руководитель, воспитатели.

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

3

«Осеннее кафе» - совместное мероприятие с родителями

Октябрь

Дети, муз. руководитель, воспитатели, родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И.

4

«Познакомьтесь с моёй семьёй» познавательное развлечение татаро – башкирского народов.

Ноябрь

Дети, муз. руководитель, воспитатели, родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И.

5

«Я люблю тебя, родная»

( праздник ко дню матери)

Ноябрь

Дети, муз. руководитель, воспитатели, родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И.

6

«Мой дом – моя крепость» зимние посиделки (народности :узбеки, таджики, киргизы)

Декабрь

Дети, муз. руководитель, воспитатели, родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

8

«В гости Коляда пришла» - развлечение

Январь

Дети, муз. руководитель, воспитатели, коллектив «Студия русского фольклора»

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Руководитель фольклорного ансамбля О. М. Идиятуллина.

9

«Рождественские посиделки» - развлечение

Январь

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

10

« Я- защитник моей Родины» -познавательное развлечение

Февраль

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

11

«Родительский дом – начало начал» совместный досуг с родителями

Февраль

Дети, муз. руководитель, воспитатели

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

12

«Сказки на лавочке»

Март

Дети, сотрудники музейного центра

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

13

«Длинная коса – девичья краса» посиделки

Изготовление родителями кокошника.

Март

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

14

« Русская матрёшка» - развлечение, мастер класс для родителей

 ( изготовление лоскутного одеяла для матрёшки)

Март

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

15

«За околицей» фольклорно – театрализованная программа для всей семьи

Апрель

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

16

«Светлое христово воскресение» -  Праздник Пасхи. Пасхальные обряды и обычаи.

Ярмарка пасхального яичка.

Апрель

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

17

«У наших ворот всегда хоровод» - фольклорный праздник

Апрель

Дети, муз. руководитель, воспитатели,

родители

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

18

Изготовление родителями совместно с детьми костюмов и атрибутов к народным праздникам.

В течение всего периода реализации

проекта

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

19

Создание альбома «Семь Я»

В течение всего периода реализации

проекта

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Муз. рук. Кузмичёва И.Н.

Воспитатели:

Карнюхина Л.П.

Федотова Н.И

Заключение

Реализация проекта объединит всех участников общими положительными эмоциями, сформирует доброжелательные коллективные отношения.

Объединяя общие усилия в одно целое, выделяя приоритетные направления в воспитании духовных, нравственных, патриотических чувств, толерантность и уважительное отношение друг к другу и развитии воспитанника, постоянно обогащая их знания об окружающем мире, истории, культуре, своего народа и народов других стран, создавая условия для тесного творческого взаимодействия,  друг с другом,  позволяют  говорить о положительной тенденции к социализации, дружбе и сплочение детского коллектива, что способствует положительному творческому росту и самореализации будущего поколения.

Список используемой литературы:

  1.  «Весёлая ярмарка» Народные и календарные праздники для детей 3-4 лет.  Н.В. Берникова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 224с.
  2. «Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий» / авт.- сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.
  3. Государственные праздники для дошкольников». Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007 – 96 с.
  4. Гуляй да веселись. Лучшие фольклорные праздники и театрализованные программы для больших и маленьких». /Н. А. Жирнова.- Ярославль: Академия развития, 2008.- 224 с.
  5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий  сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова  и др.- СПб: «Детство - Пресс», 1999.- 384 с.
  6. Народные игры с пением». Н.А. Зимина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.
  7. «Оберег». Боронина, Е. Г. Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999
  8. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  9. Фольклор – музыка – театр», Программно - метод. Пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, - 216 с.