Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «Все измерить мы хотим»
проект (старшая группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vse_izmerit_my_hotim.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по математическому развитию

с детьми 6 – 7 лет

на тему:

                   «Все измерить мы хотим»

                               

                                                               

  Разработали:

                                                         Горбунова О .М.,Горбунова А.Г.  

                                                                                воспитатели муниципального   автономного

                                                                                дошкольного образовательного учреждения

                                                                                      детский сад комбинированного вида                             «Рябинушка».  

           Дошкольник постоянно  практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности:  в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда  и т. п.,  но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)

Введение.

 Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное  восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов,  происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины  у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта. 

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Проблема: Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Неумение детей  выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.    

Цель проекта:  Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта:

  • Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в  умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
  • Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,  совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
  • Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Продукт проекта. Коллаж на тему: «Город Величин».

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,  умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,  которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

План реализации проекта

Месяцы

Цели и задачи

Форма и содержание

Октябрь

Тема:

Низкий – высокий;

Узкий – широкий;

 Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий».

     Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем.

     Воспитывать любознательность, математические способности.

     Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок».

Закреплять понятия «узкий», «широкий».

   

 

Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам.

    Активизировать словарь, внимание, воображение.

     Воспитывать любознательность, интерес к математике.

Чтение главы из книги  Г.Юдина «Полезная заниматика»,  Росмэн, 1995 г., стр. 24:  «Низкий – высокий»

Беседа с детьми после чтения отрывка:

  • А вы как думаете, ребята, можно ли ответить на Мишкин вопрос?
  • Чем можно измерить столб?
  • Чем измеряют температуру?
  • Что такое «низкий поступок»?

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.

     

          Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

     Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:

     Кто  высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

     Кто  низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

          Игра «Высокие куклы и низкие пупсики»

     Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает  команду, например:

     - Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают.

Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя.

          Аппликация коллективная «Парк»

     Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты.

     Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.  

     

  Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»

   

С Педагогом по ИЗО (Мальцева М.С)

- Ребята, а вы согласны с Мышей?

     Рисование «Двери для зверят»

     Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.)

- Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят?

- Почему разные?

- У кого будет самая высокая и широкая дверь?

- У кого будет самая низкая и узкая дверь?

- Какой формы будут двери?

- Как вы украсите двери?

     Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями.

     Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

     На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.

     Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

     Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т.п.

Игровые упражнения:

«Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка).

«Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения).

ЦОР с педагогом психологом (Артамоновой Р.Ф)

Ноябрь

Тема:

Длинный – короткий;

Мелкий – глубокий;

Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»;

     Познакомить с измерительными инструментами: линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка.

     Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.

Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий».

      Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее.

     Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь.

     Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям.

   Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный»

Беседа: Инструменты измерения. 

Педагог:

  •   Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным?
  •   При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?

     Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.

     Педагог:        

     Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног.

Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.

     На Руси  пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького  - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.

Педагог: 

 - Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?

Дети:  5.

Педагог:

- А теперь я измерю. У меня  получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?

Дети: Ваша ладонь больше.

Педагог:

- Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски.  А у вас ладошка маленькая. Она умещается  на полоске  большее  число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили  ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра).

Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см.

Педагог:

- У меня тоже получилось, что длина этой полоски  10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты.

      Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках»

     Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.

-  А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)

     Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:

- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?

- Почему?

     Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.

     (Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)

Игровые упражнения:

 «Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).

«Найди предмет короче этой полоски»

Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).

     Просмотр мультфильма «38 попугаев»

 

Чтение отрывка из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий»

     Педагог:

  • Ребята, а вы согласны с лисенком Леней по поводу мелкого места?
  • А что значит выражение «море по колено»?
  • Чем можно измерить глубину океана, ведра, мыслей, знаний?
  • Могут ли мелко трястись руки, голова, хвост, бревно?

     Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море»,  «Морские обитатели».

Вопросы после просмотра:

Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря?

     Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»

     Педагог рассказывает, что в лагере,  друзья-зверята  и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки.

 Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок?

  Кому глубокую корзинку, а кому мелкую?

     (Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)

 

Заключительный математический досуг

Тема: «У нас в гостях Фея Величины»

     Цель. Закрепить знания детей по разделу «величина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.

     Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.

     Оборудование.  Картина  «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога), мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.

      Ход досуга.

      Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.

- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.

     А измерительные инструменты -  мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?

(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)

Фея:

- Отгадайте мои загадки:

  • Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?
  • Чем можно измерить кубик? А большой дом?
  • Чем можно измерить сахар? А воду или чай?
  • А чем измеряется дружба?

     Игра «Скажи наоборот»

     Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:

Можно - нельзя

Правый - левый

Впереди - сзади

Внизу - вверху

Внутри - снаружи

Близко - далеко

Маленький - большой

Низкий - высокий

Узкий - широкий

Мелкий - глубокий

Короткий - длинный

Мало - много

Быстро - медленно

Легкий - тяжелый

Начало - конец

Тонкий - толстый

     Фея Величины:

Я опять хочу загадать вам загадки:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час.     (Стрелки часов.)

  • В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».

«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)

  • Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля?  (Оля.)
  • Плюшевые  Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже  второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?

     Фея Величины:

- А какие «измерительные» игры вы знаете?

     Педагог:

- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр,  в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.

Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.

     Фея Величины:

- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!

     Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»

     Фея хвалит детей за хорошую игру.

     Фея Величины:

    -  Я  принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)

- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.

К какому животному был самый длинный путь?

- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»

Цель: Формировать умение располагать предметы по величине (сериация по возрастанию или по убыванию)

Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.

Фея Величины предлагает  детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.

     Фея Величины:

- А теперь во что поиграем?

     Педагог:

«Попрыгаем на скакалках»

     После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается,  и под музыку  уходит.

 

 

Список литературы

  1.  Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В. Белошистая.- ВЛАДОС, 2003.- 400с.
  2. Березина, Р.Л., Михайлова, З.А. Формирование элементарных представлений у дошкольников /  Р.Л. Березина, З.А. Михайлова.-М.: Просвещение, 1988.-330с.
  3. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Михайлова, З.А. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова.-М.: Академия, 1998.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.
  5. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.–М.: Просвещение, 1992. – 191с.
  6. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии зщанятий по развитию математических представлений/ Е.В. Колесникова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-80с.
  7. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /  А.М. Леушина.- М.: Просвещение, 1974. 88-93с.
  8. Тарханова, Е.А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии (дошкольное отделение) / Е.А. Тарханова.- Нижневартовск.: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2005.-50с.
  9. Теория и методика развития математических представлений  у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях.-С-Пб:1994 ч.4-6.
  10. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. -М.: «Академия», 2000.-272с.
  11. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 78 – 90с.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

проект по развитию математических способностей старших дошкольников

Что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходи...