Развитие связной речи детей посредством мнемотехники
статья (старшая группа)

Титова Оксана Валериевна

В статье представлен материал по описанию технологии "мнемотехника". Основные понятия и принципы использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24 «Берёзка» Старооскольского городского округа

 «Развитие связной речи детей дошкольного возраста

посредством мнемотехники»

                                                                                        Выполнили:

                                                                                                                     воспитатели группы

                                                                                                                 компенсирующей                

                                                                                                              направленности

                                                                                                                      для детей с тяжелыми

                                                                                                                  нарушениями речи

                                                                                                               МБДОУ ДС №24  

                                                                                                «Берёзка»

                                                                                                             Объедкова Н.Н.,

                                                                                                     Титова О.В.

2021 год

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться.

Но свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Свою педагогическую деятельность авторы технологии осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №24 «Берёзка» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Проблема   развития связной речи у дошкольников весьма актуальна в настоящее время. Общество всё чаще сталкивается с такими проблемами в речевом развитии детей, как недостаточно сформированный словарный запас, неспособность грамматически правильно оформить  предложение. В результате этого их речь состоит из односложных простых предложений.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Это заставило авторов искать наиболее эффективные методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

  Проведя предварительную диагностику развития связной речи детей, педагоги выявили следующие результаты: высокий  - 0 %; средний - 40%; низкий - 60 % и обратила внимание на то, что у детей практически отсутствуют навыки составления описательных рассказов.

Работая по данной проблеме, авторы изучили факторы, которые помогают ускорить процесс становления связной речи. Один из них - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям выделить их характерные признаки, назвать производимые с ними действия. Второй вспомогательный фактор - создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский, который отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

А также Ушинский К.Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету».

При работе над развитием связной речи, особое значение имеет педагогическое воздействие на дошкольников. Важно, чтобы обучение было занимательным и развивающим, так, как всем хорошо известно, что лучше запоминается то, что интересно и доступно.

Исходя из выше сказанного, при работе над формированием связной речи у дошкольников, педагогами выбрана педагогическая технология «мнемотехника».

Цель работы: развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

- пробуждение в ребенке желание активно участвовать в процессе составления рассказов;

- повышение познавательной активности и работоспособности детей; обогащение словаря;

- формирование грамматического строя;

 - активизация процессов восприятия, внимания, памяти;

- внедрение технологии «мнемотехника» в образовательный процесс для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Она упрощает для детей процесс обучения в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, отражающие  их жизненный опыт.

Основа мнемотехники, заключается в том, что весь текст, представляется в картинках и символах, с помощью которых  дети запоминают информацию в определённой последовательности. Данный метод могут использовать в работе с детьми не только воспитатели, но и педагог-психолог, учитель-логопед и родители.

Вначале  работы над данной технологией авторами использовались мнемоквадраты -  отдельные карточки, с изображением закодированной информации, где рисунок можно назвать одним словом, словосочетанием или простым предложением. Это может быть предмет, обозначающий действие. Затем задача усложнялась, и мнемоквадрат состоял из нескольких частей. Когда ребёнок освоил этот приём, педагог использовал принцип от «простого к сложному», демонстрируя мнемодорожки.

Мнемодорожки -   это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений, с помощью чего формируется понятие о последовательности, и только после этого можно переходить к использованию мнемотаблиц.

Мнемотаблицы – эффективная технология развития связной речи.  Они могут быть: предметные, предметно-схематические, схематические. Их использование способствует:

- развитию у детей умение с помощью графической аналогии составлять рассказы, запоминать стихи и сказки;

- развитию  умственную активность, сообразительность, наблюдательность;  

- умению сравнивать и выделять существенные признаки разных предметов.

Пересказ является одним их основных видов связного рассказывания. Опираясь на наглядность  ребёнку не надо думать над подбором лексических и грамматических средств выражения мыслей, которые уже содержатся в тексте. Мнемотехника помогает дошкольникам упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.

На основании анализа научной литературы педагоги выделили следующие подходы в работе с технологией «мнемотехника»:

- системный – технология-мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

- личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

- деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

- диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

- культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

- информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

- аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

В работе авторы используют готовые схемы, совершенствует их, подбирают и составляют свои мнемотаблицы, учитывая потребности и возможности детей.

Педагогами составлена картотека для составления описательных рассказов по лексическим темам, картотека по  любимым сказкам, которые помещены в сборник практического пособия «Речевой калейдоскоп». Схемы, помогают детям самостоятельно выделить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Педагогами разработано  перспективное планирование организованной образовательной деятельности по лексическим темам, которое включает в себя работу с родителями: консультации, беседы, папки-передвижки, памятки для знакомства с технологией «мнемотехника» и повышения их компетентности в развитии связной речи детей.

Наиболее трудный вид  монологической речи – описательный рассказ.

Он задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Описать предмет ребёнку очень сложно, поэтому  авторы считают, что важно научить его сначала выделять признаки предмета. Предложение педагогов придумать рассказ или сказку, дети обычно встречают радостно. Но чтобы их рассказы были не однообразные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам осуществляется в три этапа:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап: перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

3 этап: после перекодирования происходит пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Метод «мнемотехника» педагоги используют в различных видах деятельности. Действуя со схемами, дети придумывают необыкновенные истории про волшебные предметы, сочиняют сказки, рисуют их. Дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.

Проведение занятий с использованием мнемотехники, требует огромной работы в отборе речевого материала и изготовление пособий.

Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами, учитываются возрастные особенности детей и индивидуальный подход.

Педагоги выявили, что занятия по обучению рассказыванию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формируют их речемыслительную деятельность. Как показала практика, наиболее эффективно поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.

Использование мнемотехники  позволяет педагогам повысить уровень развития связной речи  детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет подготовить детей к обучению в  школе. Итоговая диагностика показала положительную динамику развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает упростить процесс запоминания, делая его более простым, интересным, творческим.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы показали положительный результат развития речи детей старшего дошкольного возраста за счёт повышения их интереса к составлению рассказов, пересказу, заучиванию стихов.

                          Список литературы.

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7. Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59- 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники              Подготовила:...

Проект "Развитие связной речи детей средствами мнемотехники"

Проект разработан для дошкольников старшенго возраста....

Проект "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники"

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление редкое....

Презентация "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники" к Городскому методическому объединению

Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники...