Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
рабочая программа (средняя группа)

Богуславская Татьяна Ивановна

Рабочая программа

«Экономика для дошкольников»

для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekonomika.docx81.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Экономика для дошкольников»

для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Содержание:

Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------------------------------------------3

Тематический план--------------------------------------------------------------------------------------------------------14

Содержание программы--------------------------------------------------------------------------------------------------15

Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------------------25

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста  ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для  наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию  и восприятию нового необходимо сделать постоянной.

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Данная программа является модифицированной и базируется на основе программ М.М.Ворониной «Школа юного экономиста» и Л.Г.Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки  «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.

Цели программы:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации программы:

В программе первого года обучения рассматриваются  три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».

  1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  1. Реклама.

Педагогические задачи:

  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется.Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
  • воспитывать разумные потребности.
  1. Деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Программа второго года обучения дополняется  направления: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».

  1. Потребности

Педагогические задачи:

  • знакомить с экономической категорией «потребность»;
  • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
  • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
  1. Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение

Педагогические задачи:

  • развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
  • объяснить  значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.
  • расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
  1. Производитель и ресурсы.

Педагогические задачи:

  • ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
  • ознакомить  детей с понятиями «товар» и «потребитель».
  • обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.
  • дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Основной принцип, заложенный в данную программу,  - тематический подход в организации игровой деятельности.

«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.

В первый год обучения взаимосвязано проходят  ролевые игры: «Рекламное агентство, «Оптовичок», «Супермаркет».Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.

На второй год обучения содержание «Игры в одной теме» усложняется, но по-прежнему проходит в тесном сочетании с перспективным планом, а также на основе уже имеющихся навыков по первому году; это игры «Бар «Лакомка», «Банкир», «Фирма «Строитель», «Турагентство».    

Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются качественным своеобразием. Поэтому  при планировании тематики занятий и форм работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними  детьми преобладает игра (игровые ситуации).

К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.

Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д.  В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия   нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях.  Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.

Прогнозируемые результаты:

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.

Продолжительность практических занятий: 30 занятий в учебном году, 1 раз в неделю. Длительность занятий  – 25 - 30 минут.

Предметная среда

  1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  2. Дидактические игры «Мой город»,  «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
  3. Посуда, книги разного качества (сорта).
  4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
  6. Ценники.
  7. Рекламные газеты.
  8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
  10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.
  12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  13. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  14. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  15. Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.
  16. Экономическая настольная игра «Белка и компания»

Способы проверки результатов программы

        Проверка результативности освоения обучающимся программы проводится в следующих формах:

  1. Наблюдение педагога на каждом занятии.
  2. Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий:

Задание 1

Выбери, что тебе больше нравится

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10 – 12 брусков, карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 8…, деньги (монеты и банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р. …)

Инструкция: На столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд чисел.

  • Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)
  • Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы ты еще мог составить ряд чисел?

Задание 2

Выбери верное предложение

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения или соответствующие им картинки

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Валюта – бумажные деньги. Валюта – это деньги другой страны, которые могут быть и бумажные, и металлические.
  4. Бартер – это когда товар меняют на деньги. Бартер – это когда товар меняют на товар.
  5. Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров.
  6. Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.
  8. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
  9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Задание3

Найди лишнее

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

  1. Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»)
  2. Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5 копеек  (категория «Деньги»)
  3. Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категория «Товар, производство»)
  4. Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»)
  5. Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»)
  6. Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»)

Инструкция:Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действие) лишний? Почему? Как можно одним словом назвать остальные предметы (действия)?

Задание 4

Расскажи, что случилось?

Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях:

  1. Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги
  2. Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке.
  3. На витрине представлены товары без ценников.
  4. Мальчик плачет и требует купить машинку.
  5. Папа и мама определяют бюджет семьи.

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания или соответствующие им сюжетные картинки

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну предложение а ты закончи его.

  1. Любой труд приносит … (пользу)
  2. Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится  в институте и ему платят … (зарплату, пенсию, стипендию)
  3. Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии)
  5. Деньги разных стран называются … (валюта)
  6. Любой товар можно … (купить, продать, изготовить)
  7. В магазине цена …, чем на рынке (выше)
  8. Место хранения и накопления денег называется … (банком)
  9. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама)
  10. Мебель, одежда в магазине – это … (товар)
  11. Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания)

По результатам наблюдений учителя, выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.

Критерии развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий.

Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.

Низкий уровень: Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий.  Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании экономической терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности только при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Название темы

Количество часов

Первый год обучения

1

Что такое товар, продавцы товара

4

2

Производство товара и его цена

4

3

Реклама

4

4

Деньги и цена

3

5

Покупательная сила денежных знаков

4

6

Бюджет, доходы, накопления и расходы

4

7

Копейка. Монета. Деньги.

4

8

Хочу быть предприимчивым.

2

9

Итоговое занятие.

1

Второй год обучения

1

Наши семьи

4

2

Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия

4

3

Экономические явления: выставка – реклама - обмен

4

4

Сбережения (накопления)

3

5

Экономические явления: обмен – бартер - рынок

4

6

Количество  и качество результатов труда

4

7

Валюта

4

8

Хочу быть предприимчивым.

2

9

Итоговое занятие.

1

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (1-й год обучения)

        Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от  его качества»; вести себя правильно  в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

1

2

3

ОКТЯБРЬ

I. Что такое товар, продавцы товара.

1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии

Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

2. Как Миша из покупателя превратился в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

3. Какие бывают товары?

а) Уроки Гнома Эконома;

б) Учебные путешествия

Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.

4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка.

б) Магазин «Катюша»

Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

НОЯБРЬ

II. Производство товара и его цена

1. О том, как непросто дело делается  и от чего зависит, много ли товаров в магазин

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

2.   Заводы нашего города.

- «Задай вопрос» - игровая ситуация;

- «Внимательно посмотри» - игровое задание.

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.

3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения»

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.

4. Маленькие покупки

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

ДЕКАБРЬ

III. Реклама

1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.

2. Как Сорока Мишин товар хвалила

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

3. Угадай, какая это профессия

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

4. Рекламное агентство

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

ЯНВАРЬ

IV. Деньги и цена

1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать.

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.

2. «Как у Миши появился помощник дятел»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.

3. Поможем Мише

Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

ФЕВРАЛЬ

V. Покупательная сила денежных знаков

1. Интересные покупки.

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.

2. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

б) Продолжи предложение.

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

3. Супермаркет.

«Как поступить» - проблемная ситуация

Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.

4. Как Миша понял, что деньги счет любят

Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

МАРТ

VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

1. Как Миша учился деньги делить

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах.

2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер»

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

3. а) Биржа – брокер

б) «Что дешевле»

в) Хозяин товара – брокер - покупатель

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе  решения.

4. Как у Миши малина испортилась

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.

АПРЕЛЬ

VII. Копейка. Монета. Деньги

1. «Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла…»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).

2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»;

б) Что дешевле

Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек).

3. «Поможем Буратино…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.

4. Уроки Миши – бизнесмена

«На монетном дворе»

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

МАЙ

VIII. Хочу быть предприимчивым.

1. Узнай самого себя.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.

2. Учимся устанавливать контакты.

IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике.

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

- учить работать в команде

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения

- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной;  о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;  о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (2-й год обучения)

        Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

1

2

3

ОКТЯБРЬ

Наши семьи

1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.

Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.

2. а) Слова «хочу» и    «надо».

 б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор

Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо».

Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека  

3.Откуда берутся товары и услуги

Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг

4.Что мы знаем о наших семьях?

Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.

НОЯБРЬ

II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

1. Кому что нужно для работы

Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.

2. Труд, его виды.

Профессии людей.

Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий.

Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.

3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.

4. Как сделать быстрее

Чего один не сделает – сделаем вместе.

Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий

Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека

ДЕКАБРЬ

III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен

1. Встреча товаров у Гнома Эконома.

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов

2. Как Миша решил фабрику построить

Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

3.  Кто чем занят на Мишиной фабрике?

Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному.

4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись

Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать.

ЯНВАРЬ

IV. Сбережения (накопления)

1. Домик - копилка

Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.

2. «Как три поросенка хотели стать экономистами»

Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы.

3. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать

Миша – банкир

Путешествие в сказку

Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»

Закрепить понятия накопление, выгода

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев.

ФЕВРАЛЬ

V. Экономические явления: обмен-бартер-рынок

1. На острове Заплуталия

Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

2. Интересный обмен

Раскрыть сущность операции натурального обмена.

3. Экономическая минутка

Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен».

Анализировать мыслительную деятельность детей.

4. Рынок

Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.

МАРТ

VI. Количество и качество результатов труда.

1. Мебельная мастерская.

Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.

2. Фирма «Строитель»

Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям.

3. В кафе «Лакомка»

Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь.

4. «Королевство Мудрецов»

Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.

АПРЕЛЬ

VII. Валюта

1. Волшебное превращение денежки.

Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.

2. Путешествие рубля;

Игра «Турагентство».

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.

3. Игра "МУЗЕЙ средств".

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

4. а) Бартер.

б) Путешествие товара в разные страны.

Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми.

МАЙ

VIII. 1.Хочу быть предприимчивым.

Правила предпринимателя.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом ,быть предприимчивыми, инициативными, организованными

2.Правила предпринимателя

IX. Итоговое занятие. «Что, где, когда»

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

- учить работать в команде

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения

- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление:  о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых);  о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).  

Список использованной литературы

  1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
  2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
  3. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
  4. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
  5. Сасова И. А.  Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с.
  6. Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
  7. Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей.  Задачник-рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с.
  8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
  9. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э.Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет...

Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет...