Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Макаренко София Александровна

Консультация для родителей "Музыка и сон"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как музыка влияет на сон ребенка»

Консультация для родителей  «Как музыка влияет на сон ребенка»

Чтобы полюбить музыку,

надо, прежде всего её слушать.

Дмитрий Шостакович

Музыка лечит, музыка успокаивает, музыка поднимает настроение... О влиянии музыки на душу и тело человека знали еще древние. Наши далекие предки, создавали музыкальные инструменты и с их помощью, находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.

Воздействие музыки на развитие и состояние детей впервые в нашей стране стал исследовать в начале XX столетия психоневролог Бехтерев. Он обнаружил, что музыка не только развивает и успокаивает детей, но и способствует их выздоровлению и сохранению здоровья. На этих исследованиях основывается, например, применяющаяся в педиатрии музыкотерапия. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность своего поведения свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки. Бытует мнение, что ничего страшного нет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Это серьезное заблуждение. Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, а следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. При наличии шума, посторонних звуков мозг ребенка «считывает» информацию и фазы глубокого сна не наступает. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства. Во сне включаются все резервные силы ребенка и организм самостоятельно ищет пути оздоровления. Происходит так называемая «чистка» Кроме того, мозг ребенка «отправляет» в память всю информацию, полученную в первой половине дня. Освобождается место для новой информации, которую малыш усвоит во время ночного сна. Уже в утробе матери малыш слышит звуки извне. Спокойная, гармоничная музыка благоприятно влияет на состояние будущей матери и на развитие плода, помогает еще не родившемуся малышу расти здоровым и спокойным. Как установил французский врач А.Томатис, она даже повышает интеллект ребенка и прививает ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития. Ну а уже родившемуся ребенку музыка просто необходима для полного гармонического развития. Она развивает органы чувств ребенка, чувство ритма, память, внимание, творческое мышление. Подрастая малыш учится с помощью музыки совершать и имитировать ритмические движения, она улучшает его моторику и координацию движений. Музыка поможет вам успокоить малыша, укачает его перед сном.

2019-05-28_121826.png

Детишки, регулярно слушающие тихую, успокаивающую музыку, растут более спокойными и лучше спят. Музыка перед сном способна вызывать у детей положительные эмоции. Они будут засыпать и просыпаться в хорошем настроении, что станет отличной мотивацией для контакта с другими людьми и выполнения каких-то поставленных перед ним задач.
Классика действует на детей как 
успокоительное. Если превратить музыкотерапию перед сном в ежедневный ритуал, вскоре малыш будет ассоциировать выбранные композиции именно с этим. Он начнет быстрее погружаться в глубокий сон, а укладывать малыша станет намного проще.

Влияние музыкотерапии на человека доказано давно, но укладывая своего малыша спать, мы даже не догадываемся, насколько полезна музыка для сна детям. В зависимости от выбранной композиции может развиваться эмоциональный фон малыша, его психика и даже музыкальный вкус.

Венгерские ученые провели целое исследования пытаясь разобраться, как музыка влияет на спящих детей. В ходе этого исследования было выявлено, что дети, у которых такая музыкотерапия проходила регулярно, процесс развития проходил намного быстрее.

Классическая музыка для детей перед сном поможет быстро и спокойно уснуть. Это важно для их эмоционального развития. Кроме того, спокойные и мелодичные произведения избавят от стресса и помогут ребенку расслабиться. Прослушивание разных мелодий помогает умственному развитию детей. Регулярная музыкотерапия полезна для быстрого усвоения полученной информации. Музыка перед сном ускорит развитие речи, а в будущем малыш будет легче изучать точные науки. Спокойные мелодии помогают в концентрации внимания.

2019-05-28_121835.png

Французский врач-исследователь Томатис особенно рекомендовал произведения Моцарта, так как тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, Моцарт использовал в своих сочинениях переходы громкости звука, совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. Томатис обнаружил, что дети, слушающие до трехлетнего возраста Моцарта, становятся умнее. Этот эффект он назвал Моцарт-эффектом. А в американском штате Джорджия даже были выделены средства на покупку дисков серии «Моцарт-эффект» для каждого новорожденного.

Для успокоения малыша нужно выбирать музыкальные произведения в медленном темпе («анданте», «адажио»). Например, это могут быть вторые части классических сонат или инструментальных концертов. Кроме Моцарта, рекомендуется музыка Гайдна, Шуберта, Бетховена, Вивальди, Чайковского... Например, вы можете включить малютке вторую часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Аве Мария» Шуберта, вторые части фортепианных сонат Бетховена, «Зиму» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса или «Жаворонок» Глинки. Наоборот, беспокойство и тревогу могут вызвать у малыша орган или классические произведения в минорном ключе, поэтому их стоит избегать.

Вы можете купить диски с традиционной классической музыкой или классикой, аранжированной специально для малышей (где в ансамбле инструментов присутствуют колокольчики). Вы увидите по реакции своего ребенка, какой вариант ему больше понравится. Используйте записи классической музыки на фоне звуков природы — шума прибоя, звуков леса и т. д. Эти аудиокассеты так и называются: «Малыш у моря», «Малыш у реки», «Малыш в лесу»...

Кроме колыбельных, детей хорошо успокаивают также протяжные народные песни, такие как «Ой, мороз, мороз» или «Уральская рябинушка».

Один из лучших способов укачать ребенка — это спокойная, мелодичная музыка. Она не только успокаивает ребятишек, но и способствует их физическому, психическому и умственному развитию. Музыка должна звучать тихо. Используя одно и то же произведение вырабатывается рефлекс засыпания.

Необходимо знать некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми.

· Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

· Музыку следует слушать негромко, примерно так, как вы разговариваете с ребенком, это самое оптимальное прослушивание.

· При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраиваются под ритм музыки, поэтому вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

Помните: Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы "зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию.

Многие дети, которые с раннего возраста слушают различные произведения, в период взросления больше тянутся к творческим профессиям. Это не значит, что эти дети станут музыкантами-виртуозами, но найти цель в жизни будет на много проще. Кроме того, развивается чувство стиля, музыкальный вкус и ощущение прекрасного.

2019-05-28_121841.png

Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель

Макаренко София Александровна



Предварительный просмотр:

D:\Rebenok-spit_45947.jpg

        Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен.

        Незаменимым эталоном музыкальной культуры стал и жанр колыбельной песни. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

        Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке, малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

        Название «колыбельная песня» произошло от слова колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать т.е. баюкать, качать, усыплять или баять – говорить, сказывать, шептать. Байкой уговаривали ребенка быстрее уснуть.

        В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими сестрами-братьями, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства.

        Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов, мягких согласных – люли-люли, многие древние колыбельные близки заговорам (Спи по ночам, расти по часам. Ты спи, усни, угомон тебя возьми.)

        В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи.

        Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

        Но самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят.

        Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.

        Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные.

        Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных передачах, радиопостановках и спектаклях:

Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши», колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Красная Шапочка», «Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.

        Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают, в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Музыкальный руководитель

Макаренко С.А.

hello_html_2c004d72.pngПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ! hello_html_2c004d72.png

ЛЮЛЮ-ЛЮШЕНЬКИ-ЛЮЛИ!

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Байбайка –

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шелковый поясок…

Будет с нами до утра –

Спите, глазки, спать пора!

И.Демьянов

НЕ ШУРШИ ТЫ,

 МЫШЬ, ПРОШУ!

Сон приходит к малышу.

Не грибы несет тропинкой,

А зевки несет в корзинке…

Позеваем сладко –

И уснем в кроватке!

И.Демьянов

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ  ПЕСНЯ»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ


Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»

А. БЛОК

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:
"Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,
А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.
Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,
Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…
Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…"

«БЕРЁЗОНЬКА СКРИП, СКРИП»

 (народная колыбельная песня для девочки)


Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит.
Моя доченька уснёт,
Её сон унесёт.
Унесёт во садок,
Под малиновый кусток.
А малинка возьмёт,
Дочке в ротик упадёт.
Малиночка аленькая,
Спи, дочурка маленькая.

«ВЫ КОТЫ, КОТЫ, КОТЫ»

(народная колыбельная)
Вы, коты, коты, коты,
У вас серые хвосты.
Вы, коты, коты, коты.
Принесите дремоты.
Котя, котенька-коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж ты, котичек-коток,
Не ходи ты в погребок
По сметанку, по творог.
Уж ты, котик, ты, коток.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока.
Да кусок пирога.
Шубу новую сошью.
Сапоги закажу.
Приди, котя, ночевать.
Нашу деточку качать.
Вы, коты, коты, коты,
У вас серые хвосты.
Вы, коты, коты, коты.
Принесите дремоты.
Котя, котенька-коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж ты, котичек-коток,
Не ходи ты в погребок
По сметанку, по творог.
Уж ты, котик, ты, коток.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока.
Да кусок пирога.
Шубу новую сошью.
Сапоги закажу.
Приди, котя, ночевать.
Нашу деточку качать.

"ГОЛУБЫЕ ГЛАЗКИ"

Муз.: А. Журбина, слова: Ю. Энтина

Голубые глазки,
Розовые ушки
Едешь ты в коляске,
В ручках погремушки.

Значит вот такая штука:
Подарила дочка внука.
Спи, мой внучек, засыпай
Спи мой внучек, спи мой внучек,
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.

Будешь астронавтом
Или же артистом,
Ну а лучше б стал ты
Виолончелистом.

Значит вот какая штука:
Подарила дочка внука.
Спи, мой внучек, засыпай
Спи мой внучек, спи мой внучек,
Баю, баю, баю, бай.
Спи мой внучек, спи мой внучек,
Спи мой внучек, засыпай.

Мы, любимый внучек,
За тебя в ответе.
Должен быть ты лучше
Всех детей на свете!

Значит вот какая штука:
Подарила дочка внука.
Спи, мой внучек, засыпай
Спи мой внучек, спи мой внучек,
Баю, баю, баю, бай.
Спи мой внучек, спи мой внучек,
Спи мой внучек, засыпай.

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ»

Е. КРЫЛАТОВ, Ю. ЯКОВЛЕВ


Ложкой снег мешая,
Hочь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи -
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.

"НИ ДОЖДИКА, НИ СНЕГА…"

("Песня звездочета" из кинофильма "Красная Шапочка") Ю. Ким

Ни дождика, ни снега,
Ни пасмурного ветра -
В полночный безоблачный час.
Распахивает небо
Сверкающие недра
Для зорких и радостных глаз.
Сокровища вселенной
Мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит...
А есть такие люди:
Они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Сияешь?
- Сияю.
- Который час?
- Двенадцатый, примерно.
- Там, на Земле, в этот час Так хорошо видно нас!
- А как же дети?
- Дети спят, наверно...
Как хорошо, от души
Спят по ночам малыши,
Весело спят - кто в люльке, кто в коляске.
Пусть им приснится во сне,
Как на Луне, на Луне
Лунный медведь вслух читает сказки.
Там высоко-высоко
Кто-то пролил молоко,
И получилась млечная дорога.
А вдоль по ней, вдоль по ней
Между жемчужных полей
Месяц плывет, как белая пирога.
Там, на Луне, на Луне
На голубом валуне
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар земной
Очень красиво всходит и заходит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...