РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
статья

Терехова Елена Владимировна

Мышление – это порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности; способность к обобщению полученных путём абстрагирования данных при помощи логических операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Терехова Елена Владимировна, воспитатель 1 КК

СП «Детский сад» МКОУ «Левороссошанская СОШ имени Палагина Владимира Васильевича», с. Левая Россошь, Каширский р-он, Воронежская обл.

В современной психологии под мышлением подразумевается высший познавательный процесс формирования ментальных репрезентаций через преобразования воспринимаемой или извлечённой из прошлого опыта информации. Мышление – это порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности; способность к обобщению полученных путём абстрагирования данных при помощи логических операций. Из вышеприведённых определений можно выделить основные признаки мышления: это высшая психическая функция, свойственная только человеку; обобщённое отражение действительности; преобразование абстрагированных связей между явлениями и предметами; познание действительности, неограниченное непосредственным опытом.

Солсо Р.Л., рассматривая работы Р. Майера, пришёл к выводу, что мышление когнитивно и подразумевает направленный внутренний познавательный процесс, способный к манипулированию ментальной информацией (знаниями). Благодаря многочисленным наблюдениям, теоретическим и экспериментальным работам многие известные психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже) пришли к выводу, что интеллектуальные способности человека постоянно совершенствуются в результате развития мышления. Давыдов В.В. выделил мышление не как отдельную частную способность, а «…способ деятельности субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств…». Автор считает, что подлинную «…ориентацию в собственных свойствах вещей даёт лишь мышление…», а также у человека любого уровня развития есть два уровня мышления: «ориентация на наличное положение вещей…» и «…ориентация на возможное положение вещей как следствие их взаимодействия…». Таким образом, мышление есть основной познавательный процесс, который стоит особняком в жизни каждого человека. Развитие мышления базируется не на происходящем изнутри или на накоплении лишь индивидуального опыта человека, а в качестве «…процесса освоения им системы общественно-исторических выработанных знаний…». Следовательно, лишь благодаря обучению и воспитанию ребёнком усваиваются понятия, логические формы, выработанные человечеством, истинность которых испытана и доказана многими веками в общественной практике.

Фундамент развития мышления ребёнка закладывается ещё в раннем детстве, а в дошкольном периоде детства его мышление переходит на новый, более высокий уровень развития, в котором происходит процесс обогащения содержания детского мышления.

Жаном Пиаже была предложена теория развития мышления человека в детстве, в которой автор придерживался мысли о деятельностном, то есть практическом происхождении основных интеллектуальных операций. Мухина В.С. сущность мышления видит в «…установлении всеобщих взаимосвязей, понимании сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений, а также в обобщении свойств однородной группы явлений…». Однако, выходя за пределы ощущений и восприятия, мышление всегда неразрывно связано с чувственной передачей действительности.  Выготский Л.С., в свою очередь, указывает на то, что «…обобщения вырабатываются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой…». Завалишина Д.Н. отмечает, что «…действие высшего интеллектуального уровня не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму…». Образование понятий у человека есть результат сложной и длительной умственной, практической и коммуникативной деятельности людей, уходящей своими корнями в глубокое детство.

Исследования педагогов и психологов, а также практика педагогической деятельности в дошкольных организациях доказывают, что развитие ассоциативного мышления начинается в дошкольном возрасте, когда деятельность детей становится более самостоятельной и независимой от взрослых по сравнению с ранними периодами детства. В современной психологии многие учёные занимаются вопросами ассоциативности. Под ассоциативным мышлением они подразумевают процессы познания человеком окружающего мира и его отражение, которые основаны на ассоциациях (связях между фактами, явлениями и предметами, приобретёнными посредством опыта и хранящимися в его памяти). Таким образом, ассоциативное мышление можно охарактеризовать как некую связь между определёнными представлениями и понятиями, возникающую при их восприятии и осознании. Такие ассоциативные взаимосвязи для всех людей неодинаковы, так, они могут быть логичными для одного человека и, противоречащими логике другого. Мышление человека, основанное на ассоциациях, способствует открытию чего-то нового, расширению границ в познании мира.

Немов Р.С. предлагает рассматривать ассоциацию как основу приёмов запоминания человека; Самарин Ю.А., в свою очередь,  под умственной деятельностью подразумевает «…процесс образования сложных систем ассоциаций и перехода от механических ассоциаций к смысловым…».

Павловым И.П. экспериментально было установлено, что, если нет условно-рефлекторных связей, базирующихся на социальной или биологической опорах, то ассоциации легко угасают. Козубовский В.М. выделил четыре типа ассоциаций: «…1) по сходству (оба образа имеют сходные признаки); 2) по контрасту (оба образа имеют противоположные признаки); 3) по смыслу (оба образа связаны как часть и целое, как причина и следствие); 4) по смежности (оба образа связаны факторами времени и пространства)…». Выготский Л.С. в своей теории развития мышления связывал образование ассоциативного комплекса ребёнка дошкольного возраста с объединением явлений «…по принципу сходства отдельных элементов соседствующих явлений», который, в свою очередь, в дальнейшем развивается в школьном возрастном периоде ребёнка. Следовательно, в процессе возникновения новых форм ассоциативного комплекса мышления дошкольника, старые их формы не пропадают и не утрачиваются, а, наоборот, поддерживаются и развиваются.

Процесс формирования ассоциативного мышления проходит в два этапа: 1) коннотативный этап, который способствует «…формированию компонента ассоциативного мышления и актуализации ассоциативности и воображения…»; 2) рационально-рефлексивный этап, содействующий способности ребёнка «…оценивать получившийся у него образ…». Процесс развития ассоциативного мышления детей также проходит поэтапно, и стимулировать его следует ещё с раннего детства: знакомить с понятиями и предметами окружающей среды, а затем с действиями, с ними связанными. В результате этого дети дошкольного возраста способны будут называть, различать и обобщать данные понятия. Развитие ассоциативного мышления дошкольников способствует тому, что дети легче находят взаимосвязи между предметами, явлениями, их свойствами; свободно генерируют новые идеи и создают что-то новое. Чем разнообразнее накапливаемые детьми образы, тем совершеннее операции их использования и, как следствие, обширнее возможности развития памяти, ассоциативного и творческого мышления.

Ребёнку дошкольного возраста ассоциативное мышление даёт следующие преимущества:

- развитие воображения, творчества;

- продуцирование необычных и оригинальных идей;

- развитие способности к образованию новых смысловых и логических связей;

- связывание определённой задачи с «…подобными признаками других объектов: символами, образами, запахами…».

- стимулирование запоминания и вспоминания (путём создания ассоциативных цепочек).

Проанализировав взгляды психологов на проблему мышления, отмечу, что оно отождествляется с деятельностью, подкреплённой системой понятий и подчинённой достижению цели и решения задач, а ассоциативное мышление человека – является его способностью устанавливать связи между абстрактным и предметным типами мышления, формировать целостность, эффективность и продуктивность мыслительных процессов. Формирование понятий у детей - сложный и длительный процесс, построенный на активной практической и умственной их деятельности. Дети с раннего возраста любознательны и учатся самостоятельности, что благотворно сказывается на развитии их воображения, памяти, мышления. По мере развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста, они всё шире используют ассоциативное мышление для освоения окружающего их мира, что позволяет им выйти за рамки задач их собственной практической деятельности. Таким образом, данный вид мышления максимально соответствует условиям деятельности, потребностям дошкольников и задачам, возникающим перед ними в игровой деятельности, творчестве, в общении. Следовательно, дошкольный период детства наиболее сенситивен к обучению, основанному на ассоциации.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 423 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005. – 136 с.
  4. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления/В.В. Давыдов/ [под ред. В.С. Лазарева, Л. В. Берцфаи]. – М.: Научный мир, 2005. – 95 с.
  5. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития/ Д.Н. Завалишина. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 375 с.
  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т. 1/А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 302 с.
  7. Козубовский В.М. Общая психология: учебное пособие: в 3 частях/В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2004. – Ч. 2: Познавательные процессы. – 368 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология/В.С. Мухина. – 9-е изд. – М.: Академия, 2004. – 453 с.
  9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология/Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие логического мышления ребёнка 5, 6, 7 лет

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение....

Консультация для родителей "Развитие ассоциативного мышления у детей"

В материалах представлены игры на ассоциации, они полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они  дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как ...

Игры на развитие логического мышления ребёнка

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, ...

Развитие ассоциативного мышления ребенка: сущность, подходы к изучению

В современной психологии под мышлением подразумевается высший познавательный процесс формирования ментальных репрезентаций через преобразования воспринимаемой или извлечённой из прошлого опыта информа...

Стендовый доклад "Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста посредством развивающих технологий."

В докладе информация о развивающих технологиях, применяемых педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) для  развития  логического мышления  наших воспитанников....

Игра на развитие ассоциативного мышления.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации).Ассоциативное мышление позволяет нам мыслить нестандартно, без клише и шаблонов, но не только....

Развитие ассоциативного мышления у дошкольников.

Игра в ассоциации позволяет изучить тему космос,по сказочным персонажам....