Консультация для родителей "насморк-это серьезно"
консультация (младшая группа)

imageНасморк – это серьезно


 

Заболевания полости носаimage

Наиболее частой патологией у детей всех возрастов, но особенно первых лет жизни, является насморк — острый, затяжной и хронический. Причины его разнообразны.

Острый насморк Острый насморк сопровождает любое простудное состояние, острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), многие детские инфекционные болезни. Это воспаление слизистой оболочки полости носа, которое распространяется и на область носоглотки. В момент заболевания наблюдается подъем температуры тела, иногда до 38 градусов и выше. Дальнейшее состояние ребенка и течение заболевания зависят от основной формы болезни.

Банальный насморк проходит в течение нескольких дней, а точнее — к концу второй недели при лечении традиционными каплями в нос (сосудосуживающего и противовоспалительного действия), при соблюдении щадящего режима без посещения детского учреждения и при проведении параллельной терапии, назначенной педиатром при общих простудных явлениях.
В процессе лечения насморка у детей, особенно младшего возраста, большое значение придается туалету носа. Перед закапыванием капель необходимо как можно лучше освободить полость носа от отделяемого, чтобы вводимое лекарственное средство непосредственно соприкасалось со слизистой оболочкой носа и оказывало более эффективное действие.

Следует отметить, что нередко ребенок не может самостоятельно произвести туалет носа, то есть он не умеет сморкаться. Это упущение родителей, так как к году жизни малыша уже можно научить сморкаться и тем самым регулировать носовое дыхание. Если ребенок не может или не умеет сморкаться, то матери необходимо отсосать секрет, используя специальную грушу для клизмы.

Правильно сморкаться рекомендуется следующим образом: высмаркивание осуществляется одной половиной носа при зажатой пальцем другой ноздре. Затем аналогично продувается другая ноздря. Одновременное высмаркивание обеих ноздрей грозит развитием острого отита, так как при таком сильном двухстороннем высмаркивании инфекция из носа и носоглотки через слуховые трубы может легко проникнуть в барабанную полость.

Длительное нахождение отделяемого в полости носа усиливает отек слизистой оболочки и ее секрецию, что ведет к еще большей заложенности носа. Такое состояние предрасполагает к увеличению аденоидных разращений, возникновению воспалительного процесса в околоносовых пазухах, а также оказывает ряд неблагоприятных влияний на другие органы и системы: бронхолегочную, сердечно-сосудистую, нервно-психическую. Ребенок должен дышать носом. В противном случае развивается другая, более сложная патология — ухудшение общего состояния, нарушение сна, появление усталости, быстрой утомляемости, снижение аппетита.

Затяжной (подострый) насморк

Если выздоровление задерживается более чем на две недели, то есть насморк не поддается лечению или имеет склонность повторяться через короткий промежуток времени, его следует трактовать как затянувшийся. В подобных случаях необходимо найти и устранить причину такого длительного насморка, не поддающегося лечению обычными методами. Чаще всего причиной затяжного насморка оказываются аденоидные разращения, точнее, их воспаление — аденоидит или аллергические реакции на пищевые, лекарственные, бытовые и прочие аллергены. Способствуют затяжному насморку искривление носовой перегородки, гребни, шипы, узконосость и прочее.

Лечение затяжного насморка такое же, как и острого, но в этом случае бывает трудно добиться положительных результатов. В качестве лечебных средств родители часто применяют туалет носа с помощью промывания различными лекарственными или травяными средствами. В летнее время такой насморк обычно прекращается, улучшается носовое дыхание.

Для уточнения причины затяжного насморка и определения дальнейшего лечения ребенка следует показать ЛОР-специалисту.

Хронический насморк

Хронические формы насморка весьма разнообразны. К ним относятся простой, гипертрофический, атрофический, вазомоторный, аллергический насморк. Причины их также различны, поэтому лечение проводится дифференцированно, соответственно клинической симптоматике.

Причинами хронического насморка чаще всего являются искривления и гребни носовой перегородки, гипертрофические процессы в носоглотке, патология бронохолегочной, иммунной систем и прочее. У детей причиной такого насморка иногда являются инородные тела в носу.
При простом насморке наблюдается умеренное затруднение носового дыхания, постоянное наличие секрета, главным образом, слизистого характера. Эти проявления связаны с отечностью слизистой оболочки носа, сужением просвета носовых ходов. Применение сосудосуживающих капель способствует улучшению дыхания, уменьшению секреции, но не ведет к выздоровлению. Чтобы уточнить причину насморка и устранить ее, необходимо обратиться к ЛОР-врачу.

Гипертрофическая форма насморка

Гипертрофическая форма насморка развивается, как правило, вследствие часто повторяющегося затяжного насморка, особенно при искривлениях носовой перегородки. В полости носа при этой форме насморка возникают разрастания и утолщения слизистой оболочки, завершающиеся стойким уплотнением и увеличением носовых раковин, что вызывает резкое затруднение носового дыхания.

На ранних стадиях заболевания эффективны сосудосуживающие капли, однако со временем препарат перестает действовать, а все симптомы становятся стойкими. Тогда решается вопрос о хирургическом вмешательстве — ультразвуковой деструкции носовых раковин, вазотомии или конхотомии (частичное удаление носовых раковин).

Атрофический насморк

Он возникает вследствие угнетения функции желез, вырабатывающих слизь, и характеризуется сухостью слизистой оболочки носа, скоплением густого секрета, образованием корок, что затрудняет дыхание через нос. Лечение заключается в применении щелочных и масляных капель из оливкового, кукурузного масла с добавлением витаминов A, D, рыбьего жира, мазей. Для промывания носа могут быть использованы отвары трав.

При атрофическом рините, особенно выраженном в переднем отделе носовой перегородки в области поверхностно расположенного скопления сосудов — так называемого сплетения Киссельбаха, возможны носовые кровотечения. Они могут быть частыми, но не обильными. Нередко такое кровотечение провоцирует вирусная инфекция, во время которой из-за поражения стенок сосудов и кровяных пластинок — тромбоцитов — увеличивается их ломкость. Кровотечение в этих случаях может быть более обильным и продолжительным, но не опасным. Следует знать, что иногда частые и обильные носовые кровотечения могут быть проявлением заболеваний крови, поэтому при часто повторяющихся носовых кровотечениях необходима консультация врача-гематолога. Носовые кровотечения могут стать причиной малокровия — анемии.

Терапевтические мероприятия при кровотечениях сводятся к очень частому применению {до 10 раз в сутки) мазей, вазелина в нос на кровоточащую область. Для укрепления стенок сосудов в переднем отделе носовой перегородки рекомендуется принимать внутрь аскорбиновую кислоту, дицинон, адроксон и другие препараты, повышающие свертывающие свойства крови, в возрастных дозировках.

В домашних условиях неотложную помощь при носовом кровотечении могут оказать и родители. В носовые ходы туго вводятся ватные тампоны, пропитанные перекисью водорода или любым маслом. Это передняя тампонада носа, благодаря которой сдавливаются кровоточащие сосуды. На область наружного носа укладывается смоченная холодной водой ткань, и нос плотно зажимается рукой. Голова ребенка должна быть наклонена вперед, но ни в коем случае не назад, так как при таком положении кровь проникает в носоглотку и кровотечение продолжается.
При повторном и более продолжительном кровотечении необходимо вызвать «скорую помощь», специалисты которой определят, какая и где должна быть оказана в дальнейшем помощь. В отдельных случаях ребенка следует госпитализировать.

При упорных кровотечениях, не поддающихся местным лечебным воздействиям, показано обследование у педиатра, так как наряду с локальными причинами возможно повышение кровяного давления, а также некоторые врожденные пороки сердца и сосудов.

Вазомоторный насморк

По типу и проявлениям различают две формы вазомоторного насморка — нейровегетативную и аллергическую.

В основе нейровегетативной формы вазомоторного насморка лежат расстройства нейровегетативных и эндокринных механизмов. В этом случае имеются нарушения сосудистых реакций. Слизистая оболочка носа бледная, синюшного цвета, выделяется большое количество стекловидного и слизистого отделяемого. Характерно частое, залпами, чихание.

У детей явления вазомоторного ринита очень часто бывают вторичными, связанными с наличием других патологических процессов — аденоидных разращений, воспаления околоносовых пазух, искривления носовой перегородки. Нередко простое устранение указанных заболеваний ведет к исчезновению вазомоторного ринита: нормализуется носовое дыхание, прекращаются чихание, обильное и постоянное отделяемое.

Аллергическая форма вызвана повышенной чувствительностью организма к веществам, с которыми он находится в постоянном контакте. Аллергенами могут служить лекарства, пищевые продукты, бытовая пыль, шерсть животных, растения, инфекция (вирусы и микробы) и другие. После контакта с аллергеном появляются зуд в носу, серия чиханий и истечение из носа — «носовой салют».

Т       аким образом, при вазомоторных ринитах имеются глубокие и разнообразные нарушения в ряде систем организма: вегетососудистой, эндокринной, иммунной и других, которые ЛОР-врач учитывает при разработке методов лечения. В связи с этим лечение не всегда будет легким и эффективным. При обнаружении симптомов вазомоторного или аллергического насморка родители и отоларинголог не должны ограничиваться лишь констатацией этого состояния, не придавая значения выявлению и ликвидации причин, вызвавших эти вторичные изменения. Лечебная тактика в таких случаях должна носить целенаправленный характер, ее определяет ЛОР-врач.

Среди больных с насморком могут оказаться и такие дети, у которых имеет место резкое одно- или двустороннее затруднение дыхания через нос вплоть до его полного отсутствия. Здесь возможны более серьезные причины, такие как полипоз носа, хоанальный полип, гипертрофия задних концов нижних носовых раковин, опухоль основания черепа — юношеская ангиофиброма носоглотки, врожденное заращение хоан и прочее. В таких случаях следует сразу же обратиться к ЛОР-специалисту для более углубленного обследования и уточнения диагноза.

Деформация носовой перегородки

Деформации носовой перегородки (гребни, шипы, искривления, подвывихи четырехугольного хряща) могут быть как врожденного, так и приобретенного, травматического, происхождения. Последнее встречается чаще.

Основные жалобы ребенка сводятся к затруднению носового дыхания, преимущественно со стороны имеющихся патологических изменений. Однако могут наблюдаться попеременное закладывание носа, частые насморки, головные боли. Нарушение нормального режима функционирования носовой полости ведет к затруднению дыхания, часто повторяющемуся насморку, что в свою очередь способствует разрастанию лимфаденоидной ткани носоглотки и ее воспалению — аденоидиту. Дыхание через нос еще больше затрудняется, учащаются другие заболевания — ангины, острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), синуситы, отиты.

 

Если ваш ребенок дерется…..

Цель: Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей раннего возраста.

Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Причины агрессии – психологическое ограничение, как физиологическое лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является « нельзя», которое говорят ему родители при попытках освоить большой и незнакомый мир. Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источниками гнева. Препятствия в достижении цели также могут являться причиной гнева. Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. Умение замечать состояние своего ребенка может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребенка выражать гнев в социально приемлимых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подготовленное русло. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая имея под собой благоприятную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

  • Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
  • Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
  • 3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
  • 4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

 

Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности cоциального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырас тают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.

Памятка для родителей

Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.

Что делать если ребенок дерется?

  1. Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)
  2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).
  3. В третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: « А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях», « Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?». 
  4. В четвертых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.

Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок

использует деструктивный способ. При первых признаках

агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь,

предложить другую игрушку, изменить место игры,

поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с

ним, настоять на возвращении отнятого.

 

 

Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили.

Необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Растим помощника!
 

Вам знакома ситуация, когда ребенок находит тысячу отговорок, что бы не помогать вам по дому?

Скорее всего, у него найдется множество причин, которые мешают выполнять ему домашние дела: болит живот, по телевизору очень интересная передача, срочно надо нарисовать зайца или неожиданно навалилась усталость. Однако есть такие дети, которым не надо сто раз повторять просьбу о помощи, они без принуждения моют посуду, поливают цветы и убирают за собой одежду. Почему же так происходит? Как воспитать настоящего помощника?

Скорее всего, ребенка надо приучать к хозяйству как можно раньше: лет с двух или с трех. Малыш, которого в столь раннем возрасте не приучали помогать взрослым, вряд ли будет ценить ваш труд. Ведь разбросанные игрушки для него в порядке вещей! Заставить убираться, конечно, можно любого ребенка. Только вряд ли это понравится и ребенку, и вам.
Постарайтесь не пропустить нужный момент. В возрасте около трех лет закладывается характер ребенка, он все пытается попробовать, стремиться все изучить, повторяет за мамой и папой любые их действия.

Не думайте, что в этом возрасте ребенок слишком мал. Конечно, вряд ли он сможет вымыть пол или приготовить ужин, но разрешите ему самому убрать игрушки, почистить яйцо или вытереть пыль. Даже если он перепачкается сам и перепачкает все вокруг, не ругайте его. Он же старался! Главное, что он начнет ценить ваш труд. Сначала вам надо определить обязанности ребенка. Предложите ему каждый день поливать цветы в комнате. Купите для этого красивую лейку и показывайте, как цветочки радуются тому, что их поливают, как они красиво растут и расцветают. Далее можно потихоньку добавлять малышу дела. Только не превращайте уборку в наказание. Быт – это не грязная посуда и разбросанная одежда. Это реальность, с которой мы живем всю свою жизнь. Помощь по дому должна стать для ребенка неотъемлемой частью каждого дня. Но, что бы малышу это быстро не надоело, превращайте уборку в приключение, сделайте работу по дому увлекательным занятием. На помощь, возможно, придут книги, которые воспитывают чувство чистоты и организованности.
Да, часто бывает проще и быстрее сделать что-то самому, чем просить ребенка о помощи. Но ваши труды обязательно будут оплачены по мере взросления малыша. Постоянно хвалите ребенка, который выразил желание помочь вам. Не обязательно дарить ему за это игрушки или покупать что-то вкусненькое. Иногда достаточно просто родительской ласки и доброго слова.
Если у малыша что-то не получилось, переделайте за ним, но только тогда, когда он не видит этого. Ребенок не должен знать, что его усилия оказались бесполезными.

Главное не упустите тот момент, когда малыш сам мечтает помочь вам!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr.docx313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Насморк – это серьезно


Заболевания полости носа

Наиболее частой патологией у детей всех возрастов, но особенно первых лет жизни, является насморк — острый, затяжной и хронический. Причины его разнообразны.

Острый насморк Острый насморк сопровождает любое простудное состояние, острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), многие детские инфекционные болезни. Это воспаление слизистой оболочки полости носа, которое распространяется и на область носоглотки. В момент заболевания наблюдается подъем температуры тела, иногда до 38 градусов и выше. Дальнейшее состояние ребенка и течение заболевания зависят от основной формы болезни.

Банальный насморк проходит в течение нескольких дней, а точнее — к концу второй недели при лечении традиционными каплями в нос (сосудосуживающего и противовоспалительного действия), при соблюдении щадящего режима без посещения детского учреждения и при проведении параллельной терапии, назначенной педиатром при общих простудных явлениях.
В процессе лечения насморка у детей, особенно младшего возраста, большое значение придается туалету носа. Перед закапыванием капель необходимо как можно лучше освободить полость носа от отделяемого, чтобы вводимое лекарственное средство непосредственно соприкасалось со слизистой оболочкой носа и оказывало более эффективное действие.

Следует отметить, что нередко ребенок не может самостоятельно произвести туалет носа, то есть он не умеет сморкаться. Это упущение родителей, так как к году жизни малыша уже можно научить сморкаться и тем самым регулировать носовое дыхание. Если ребенок не может или не умеет сморкаться, то матери необходимо отсосать секрет, используя специальную грушу для клизмы.

Правильно сморкаться рекомендуется следующим образом: высмаркивание осуществляется одной половиной носа при зажатой пальцем другой ноздре. Затем аналогично продувается другая ноздря. Одновременное высмаркивание обеих ноздрей грозит развитием острого отита, так как при таком сильном двухстороннем высмаркивании инфекция из носа и носоглотки через слуховые трубы может легко проникнуть в барабанную полость.

Длительное нахождение отделяемого в полости носа усиливает отек слизистой оболочки и ее секрецию, что ведет к еще большей заложенности носа. Такое состояние предрасполагает к увеличению аденоидных разращений, возникновению воспалительного процесса в околоносовых пазухах, а также оказывает ряд неблагоприятных влияний на другие органы и системы: бронхолегочную, сердечно-сосудистую, нервно-психическую. Ребенок должен дышать носом. В противном случае развивается другая, более сложная патология — ухудшение общего состояния, нарушение сна, появление усталости, быстрой утомляемости, снижение аппетита.

Затяжной (подострый) насморк

Если выздоровление задерживается более чем на две недели, то есть насморк не поддается лечению или имеет склонность повторяться через короткий промежуток времени, его следует трактовать как затянувшийся. В подобных случаях необходимо найти и устранить причину такого длительного насморка, не поддающегося лечению обычными методами. Чаще всего причиной затяжного насморка оказываются аденоидные разращения, точнее, их воспаление — аденоидит или аллергические реакции на пищевые, лекарственные, бытовые и прочие аллергены. Способствуют затяжному насморку искривление носовой перегородки, гребни, шипы, узконосость и прочее.

Лечение затяжного насморка такое же, как и острого, но в этом случае бывает трудно добиться положительных результатов. В качестве лечебных средств родители часто применяют туалет носа с помощью промывания различными лекарственными или травяными средствами. В летнее время такой насморк обычно прекращается, улучшается носовое дыхание.

Для уточнения причины затяжного насморка и определения дальнейшего лечения ребенка следует показать ЛОР-специалисту.

Хронический насморк

Хронические формы насморка весьма разнообразны. К ним относятся простой, гипертрофический, атрофический, вазомоторный, аллергический насморк. Причины их также различны, поэтому лечение проводится дифференцированно, соответственно клинической симптоматике.

Причинами хронического насморка чаще всего являются искривления и гребни носовой перегородки, гипертрофические процессы в носоглотке, патология бронохолегочной, иммунной систем и прочее. У детей причиной такого насморка иногда являются инородные тела в носу.
При простом насморке наблюдается умеренное затруднение носового дыхания, постоянное наличие секрета, главным образом, слизистого характера. Эти проявления связаны с отечностью слизистой оболочки носа, сужением просвета носовых ходов. Применение сосудосуживающих капель способствует улучшению дыхания, уменьшению секреции, но не ведет к выздоровлению. Чтобы уточнить причину насморка и устранить ее, необходимо обратиться к ЛОР-врачу.

Гипертрофическая форма насморка

Гипертрофическая форма насморка развивается, как правило, вследствие часто повторяющегося затяжного насморка, особенно при искривлениях носовой перегородки. В полости носа при этой форме насморка возникают разрастания и утолщения слизистой оболочки, завершающиеся стойким уплотнением и увеличением носовых раковин, что вызывает резкое затруднение носового дыхания.

На ранних стадиях заболевания эффективны сосудосуживающие капли, однако со временем препарат перестает действовать, а все симптомы становятся стойкими. Тогда решается вопрос о хирургическом вмешательстве — ультразвуковой деструкции носовых раковин, вазотомии или конхотомии (частичное удаление носовых раковин).

Атрофический насморк

Он возникает вследствие угнетения функции желез, вырабатывающих слизь, и характеризуется сухостью слизистой оболочки носа, скоплением густого секрета, образованием корок, что затрудняет дыхание через нос. Лечение заключается в применении щелочных и масляных капель из оливкового, кукурузного масла с добавлением витаминов A, D, рыбьего жира, мазей. Для промывания носа могут быть использованы отвары трав.

При атрофическом рините, особенно выраженном в переднем отделе носовой перегородки в области поверхностно расположенного скопления сосудов — так называемого сплетения Киссельбаха, возможны носовые кровотечения. Они могут быть частыми, но не обильными. Нередко такое кровотечение провоцирует вирусная инфекция, во время которой из-за поражения стенок сосудов и кровяных пластинок — тромбоцитов — увеличивается их ломкость. Кровотечение в этих случаях может быть более обильным и продолжительным, но не опасным. Следует знать, что иногда частые и обильные носовые кровотечения могут быть проявлением заболеваний крови, поэтому при часто повторяющихся носовых кровотечениях необходима консультация врача-гематолога. Носовые кровотечения могут стать причиной малокровия — анемии.

Терапевтические мероприятия при кровотечениях сводятся к очень частому применению {до 10 раз в сутки) мазей, вазелина в нос на кровоточащую область. Для укрепления стенок сосудов в переднем отделе носовой перегородки рекомендуется принимать внутрь аскорбиновую кислоту, дицинон, адроксон и другие препараты, повышающие свертывающие свойства крови, в возрастных дозировках.

В домашних условиях неотложную помощь при носовом кровотечении могут оказать и родители. В носовые ходы туго вводятся ватные тампоны, пропитанные перекисью водорода или любым маслом. Это передняя тампонада носа, благодаря которой сдавливаются кровоточащие сосуды. На область наружного носа укладывается смоченная холодной водой ткань, и нос плотно зажимается рукой. Голова ребенка должна быть наклонена вперед, но ни в коем случае не назад, так как при таком положении кровь проникает в носоглотку и кровотечение продолжается.
При повторном и более продолжительном кровотечении необходимо вызвать «скорую помощь», специалисты которой определят, какая и где должна быть оказана в дальнейшем помощь. В отдельных случаях ребенка следует госпитализировать.

При упорных кровотечениях, не поддающихся местным лечебным воздействиям, показано обследование у педиатра, так как наряду с локальными причинами возможно повышение кровяного давления, а также некоторые врожденные пороки сердца и сосудов.

Вазомоторный насморк

По типу и проявлениям различают две формы вазомоторного насморка — нейровегетативную и аллергическую.

В основе нейровегетативной формы вазомоторного насморка лежат расстройства нейровегетативных и эндокринных механизмов. В этом случае имеются нарушения сосудистых реакций. Слизистая оболочка носа бледная, синюшного цвета, выделяется большое количество стекловидного и слизистого отделяемого. Характерно частое, залпами, чихание.

У детей явления вазомоторного ринита очень часто бывают вторичными, связанными с наличием других патологических процессов — аденоидных разращений, воспаления околоносовых пазух, искривления носовой перегородки. Нередко простое устранение указанных заболеваний ведет к исчезновению вазомоторного ринита: нормализуется носовое дыхание, прекращаются чихание, обильное и постоянное отделяемое.

Аллергическая форма вызвана повышенной чувствительностью организма к веществам, с которыми он находится в постоянном контакте. Аллергенами могут служить лекарства, пищевые продукты, бытовая пыль, шерсть животных, растения, инфекция (вирусы и микробы) и другие. После контакта с аллергеном появляются зуд в носу, серия чиханий и истечение из носа — «носовой салют».

Т        аким образом, при вазомоторных ринитах имеются глубокие и разнообразные нарушения в ряде систем организма: вегетососудистой, эндокринной, иммунной и других, которые ЛОР-врач учитывает при разработке методов лечения. В связи с этим лечение не всегда будет легким и эффективным. При обнаружении симптомов вазомоторного или аллергического насморка родители и отоларинголог не должны ограничиваться лишь констатацией этого состояния, не придавая значения выявлению и ликвидации причин, вызвавших эти вторичные изменения. Лечебная тактика в таких случаях должна носить целенаправленный характер, ее определяет ЛОР-врач.

Среди больных с насморком могут оказаться и такие дети, у которых имеет место резкое одно- или двустороннее затруднение дыхания через нос вплоть до его полного отсутствия. Здесь возможны более серьезные причины, такие как полипоз носа, хоанальный полип, гипертрофия задних концов нижних носовых раковин, опухоль основания черепа — юношеская ангиофиброма носоглотки, врожденное заращение хоан и прочее. В таких случаях следует сразу же обратиться к ЛОР-специалисту для более углубленного обследования и уточнения диагноза.

Деформация носовой перегородки

Деформации носовой перегородки (гребни, шипы, искривления, подвывихи четырехугольного хряща) могут быть как врожденного, так и приобретенного, травматического, происхождения. Последнее встречается чаще.

Основные жалобы ребенка сводятся к затруднению носового дыхания, преимущественно со стороны имеющихся патологических изменений. Однако могут наблюдаться попеременное закладывание носа, частые насморки, головные боли. Нарушение нормального режима функционирования носовой полости ведет к затруднению дыхания, часто повторяющемуся насморку, что в свою очередь способствует разрастанию лимфаденоидной ткани носоглотки и ее воспалению — аденоидиту. Дыхание через нос еще больше затрудняется, учащаются другие заболевания — ангины, острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), синуситы, отиты.

Если ваш ребенок дерется…..

Цель: Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей раннего возраста.

Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Причины агрессии – психологическое ограничение, как физиологическое лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является « нельзя», которое говорят ему родители при попытках освоить большой и незнакомый мир. Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источниками гнева. Препятствия в достижении цели также могут являться причиной гнева. Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. Умение замечать состояние своего ребенка может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребенка выражать гнев в социально приемлимых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подготовленное русло. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая имея под собой благоприятную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

  • Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
  • Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
  • 3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
  • 4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности cоциального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырас тают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.

Памятка для родителей

Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.

Что делать если ребенок дерется?

  1. Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)
  2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).
  3. В третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: « А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях», « Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?». 
  4. В четвертых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.

Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок

использует деструктивный способ. При первых признаках

агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь,

предложить другую игрушку, изменить место игры,

поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с

ним, настоять на возвращении отнятого.

Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили.

Необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.
















Растим помощника!

Вам знакома ситуация, когда ребенок находит тысячу отговорок, что бы не помогать вам по дому?

Скорее всего, у него найдется множество причин, которые мешают выполнять ему домашние дела: болит живот, по телевизору очень интересная передача, срочно надо нарисовать зайца или неожиданно навалилась усталость. Однако есть такие дети, которым не надо сто раз повторять просьбу о помощи, они без принуждения моют посуду, поливают цветы и убирают за собой одежду. Почему же так происходит? Как воспитать настоящего помощника?

Скорее всего, ребенка надо приучать к хозяйству как можно раньше: лет с двух или с трех. Малыш, которого в столь раннем возрасте не приучали помогать взрослым, вряд ли будет ценить ваш труд. Ведь разбросанные игрушки для него в порядке вещей! Заставить убираться, конечно, можно любого ребенка. Только вряд ли это понравится и ребенку, и вам.
Постарайтесь не пропустить нужный момент. В возрасте около трех лет закладывается характер ребенка, он все пытается попробовать, стремиться все изучить, повторяет за мамой и 
папой любые их действия.

Не думайте, что в этом возрасте ребенок слишком мал. Конечно, вряд ли он сможет вымыть пол или приготовить ужин, но разрешите ему самому убрать игрушки, почистить яйцо или вытереть пыль. Даже если он перепачкается сам и перепачкает все вокруг, не ругайте его. Он же старался! Главное, что он начнет ценить ваш труд. Сначала вам надо определить обязанности ребенка. Предложите ему каждый день поливать цветы в комнате. Купите для этого красивую лейку и показывайте, как цветочки радуются тому, что их поливают, как они красиво растут и расцветают. Далее можно потихоньку добавлять малышу дела. Только не превращайте уборку в наказание. Быт – это не грязная посуда и разбросанная одежда. Это реальность, с которой мы живем всю свою жизнь. Помощь по дому должна стать для ребенка неотъемлемой частью каждого дня. Но, что бы малышу это быстро не надоело, превращайте уборку в приключение, сделайте работу по дому увлекательным занятием. На помощь, возможно, придут книги, которые воспитывают чувство чистоты и организованности.
Да, часто бывает проще и быстрее сделать что-то самому, чем просить ребенка о помощи. Но ваши труды обязательно будут оплачены по мере взросления малыша. Постоянно хвалите ребенка, который выразил 
желание помочь вам. Не обязательно дарить ему за это игрушки или покупать что-то вкусненькое. Иногда достаточно просто родительской ласки и доброго слова.
Если у малыша что-то не получилось, переделайте за ним, но только тогда, когда он не видит этого. Ребенок не должен знать, что его усилия оказались бесполезными.

Главное не упустите тот момент, когда малыш сам мечтает помочь вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к т...

Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"

Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...

Консультация для родителей "Игра - это серьезно"

В материале отражается значение игры для разностороннего развития личности ребенка....

Консультация для родителей "Игра – это серьезно"

.Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназ...

Консультация для родителей «Игра - серьезно».

Рекомендации родителям в какие игры можно играть дома....