Проект по этнокультурному самоосознанию "Тихо сказка входит в дом"
проект (старшая группа)

Данный  проект  направлен  на ь развитие  этнокультурного  самосознания  детей  старшего  возраста. В  игровой  форме  дети  знакомяться  с  различными  традициями   соего  народа,  с  опытом,  который  отражается  в  народных  сказках

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

XVII Областной конкурс инновационных  проектов  и  методических  разработок «Пчелка -2020»

                          Муниципальное  бюджетное  дошкольное  учреждение  

                                    «Детский  сад  № 6»  пос. Механизаторов  о. Муром

                     Представляет конкурсную работу

                                      НА  ТЕМУ

«Формирование    этнокультурной    компетентности дошкольника  на основе  технологии  использования   сказок  в  рамках  проекта

   «Тихо  сказка  входит  в  дом…»

                              Муром  2020 год

                                   

 Информационная  справка  о  ДОУ

Название учреждения: Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение   « Детский сад  № 6»  пос.    Механизаторов, о.Муром

Адрес: 602209, Владимирская  область,  Муромский  район, пос. Механизаторов, дом 47

Телефон: 8 49( 234) 5-11-16

Электронный адрес ДОУ: sad6.m@yandex.ru

Количество детей:  В учреждении воспитываются 130   детей в возрасте от 1 до 7 лет: 2 группы ясельного возраста и 4 дошкольных групп общеразвивающего типа.

Реализуемые программы:  Образовательная программа МБДОУ, составленная на основе  программы « От рождения до школы» Н.Е. Веракса.

Руководитель:  Романова   Людмила  Васильевна

Специалисты: Старший воспитатель, музыкальные руководители, логопед.

Воспитатели:    14 квалифицированных педагогов

Условия: Музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с отдельными спальнями, спортивная площадка, логопункт.

                 

                  Сведения   об    авторах  проекта

                                          Елисеева  Елена Дмитриевна  - воспитатель МБДОУ

                                           « Детский сад № 6»  пос.Механизаторов»  г. Муром

                                          Образование:  специальное  педагогическое

                                          Квалификационная категория: без  категории

                                          Электронный адрес:   eliseevo@rambler.ru                                                                                    Педагогический стаж:  1 год

      Гудина  Елена  Сергеевна –  воспитатель МБДОУ

                                       МБДОУ« Детский сад № 6 пос. Механизаторов » г. Муром

                                        Образование: высшее  пcихологическое, педагогическое

                                        Квалификационная категория: первая

                                        Педагогический стаж: 19  лет

                                         Стаж работы в должности:  4 года

                                         Электронный адрес: gudina.elena2018@yandex.ru

                             

                               Заявка  на участие  в конкурсе

   «Пчелка – 2020»

 Номинация

Формы  и  технологии  полиэтнокультурного   воспитания  детей   дошкольного  возраста.

Название конкурсной работы

Формирование    этнокультурной    компетентности дошкольника  на основе  технологии  использования  сказок  в  рамках  проекта «Тихо  сказка  входит  в  дом…»

Наименование организации заявителя

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6  пос.Механизаторов»г.Муром

Номер телефона с указанием кода города

8(49234 )5-11-16

E-  mail

sad6.m@yandex.ru

Авторы проекта

(Ф.И.О.должность)

Гудина  Елена  Сергеевна –  воспитатель МБДОУ

Елисеева Елена  Дмитриевна- воспитатель  МБДОУ

Краткая аннотация содержания работы

Данная  работа  направлена  на  развитие  этнокультурной  компетентности  у  детей  старшего   дошкольного возраста, осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.

                        

     

      Паспорт проекта «   Тихо  сказка  входит  в  дом…  »

      Среднесрочный  проект  для  детей    старшей  группы        

 Тип  проекта  информационно - познавательный,  творческий

 Участники  проекта: дети   старшей  группы, родители, воспитатели  группы, длительность  в  течение   двух   недель

Актуальность  проекта: Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов .Семья и дошкольное учреждение  – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.

Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.

      Цель Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи  воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.

Задачи  проекта:

  • Приобщать  детей  к  художественной  литературе, сказкам ,былинам.
  • Расширять представление  о  колорите, особенностях  русской  народной  культуры.
  • Воспитывать  положительное   этнотолерантное    отношение  и поведение личности  дошкольника   в условиях  образовательной    среды     МБДОУ.
  • Совершенствовать   навыки   самостоятельной   работы   и коллективного творчества.
  • Обогащать детско-родительские   отношения  опытом  совместной  деятельности
  • Создать  условия   для  формирования  целостного  этнокультурного  пространства  художественно  эстетического  воспитания  в МБДОУ, опирающихся  на  взаимодействия  педагога,  родителей  и  ребенка
  • Способствовать   приобщению   детей к основным этнокультурным  ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю  через  сказку

           

           Проект формирует компетентности по следующим направлениям:

Социально-личностное развитие:

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Воспитывать интерес к традициям  и бережное отношение к культуре своего народа.

Формировать  сознание  ребенка  как  носителя  этноса  с  опорой  на  сказки

Познавательно-речевое развитие:

Формировать представления детей о разнообразии  русской  культуры, традиций

Расширить представления   о  родной  природе, животных,

Художественно-эстетическое развитие:

Воспитывать эстетический вкус

Обогащать музыкальные впечатления детей.

        Интеграция образовательных областей в проекте:

  •  Познавательной
  •  Речевой
  •  Социально-коммуникативной
  •  Художественно-эстетической

        Проект по методу:         Познавательно-творческий

  • Совместно с родителями собираем информацию о сказках
  • Оформляем результаты в виде поделок, рисунков;  книжек  
  • Готовим  презентацию   по  сказкам

     

 Проект по характеру контактов:

  • осуществляется внутри одной возрастной группы (старшая  группа  «Солнышко»);
  • в контакте с семьей, специалистами ДОУ.

                                             Реализация  проекта

                                  Проект  проходил   по  трем  этапам.

                                           Предварительная  работа

  • Подбор литературы, картин, презентаций   о сказках
  • Создание  временного уголка  проектной  деятельности, где  расположены различные атрибуты  проекта.
  • Индивидуальное  заучивание  детьми, пословиц, поговорок  ,потешек
  • Изготовление  книжки  -  сказки   детьми   и  родителями
  • Получили  необходимую информацию из Интернета (с помощью родителей)

  Формы работы с детьми:

Тематические беседы:

Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителя, педагогов и др.);

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Чтение художественной литературы,

Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;

Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду);

Конкурс рисунков совместно с родителями о народных   сказках;

Составление и рассматривание альбомов;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Использование народных игр, в том числе хороводов;

Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

Формы работа с родителями:

Консультирование родителей;

Участие в сборе предметов народного творчества;

Родительское  собрание «  Этнокультурная  толерантность  в  нашей  жизни»;

Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам;

Подбор   предметов  народного  быта,  «волшебных»  предметов  из  сказок.

 

  Проект « Тихо  сказка  входит  в  дом…»                                                                                

 Участники  проекта: дети   5   лет, воспитатели  группы, родители

 Сроки  проведения:  2   недели (13.01.2020-24.01.2020).

 Итоговое  событие:  Викторина  «Сказка  в  гости  к  нам  идет»

Образовательные

Области

                                                                       Задачи

             Воспитательные

              Развивающие

              Обучающие  

Физическое  развитие

1Воспитывать  стремление  учувствовать  в   совместных  играх  со  сверстниками, играть  в  парах

-Динамическая  пауза ,физминутки

Ритмическая русская  народная   игра

2Воспитывать любовь  к  физической  культуре

1Развивать  быстроту, ловкость,  координацию движения  в  процессе   подвижных  игр

1.Упражнять   в  беге,  в  ходьбе : игра  эстафета , игра  эстафета

2.упражнять  в  развитии  внимания

Социально-  коммуникативное

1Воспитывать   стремление  помочь  другому

2Воспитывать   гордость   и  любовь  к  своей    Родине,  ее  традициям  и  историей

3.Воспитывать  бережное  отношение

  к традициям  своей  семьи,

1Развивать  игровой замысел, способствовать использованию в играх русских традиций.

3Развивать умение выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

1Расширять  представления детей   об  истории   родного  края ,его  традициях,  

-сбор  информации   с  родителями  о русских  традициях, обычаях

2Систематизировать  и  обобщить  знания  об  изготовлении  хлеба

-рассматривание  картин   с  героями  сказок

-рассматривание  иллюстраций   из  русских  народных  сказок,

Познавательное

Развитие

1.Вовлечь  детей  в  опытно  экспериментальную  деятельность, способствовать  проявлению любознательности  в  процессе  опытно  исследовательской  деятельности

1Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Познакомить с историей

Художественно  эстетическое

1Воспитывать   доброжелательное  отношение  к  товарищам в  процессе  творчества

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. Закреплять привычку убирать своё рабочее место после продуктивной деятельности

Развивать  мелкую  моторику  рук,

-координацию  рук;

-лепка  героев  сказок  из  соленого  теста;

- создание  книги - альбома  о  сказке;

Развивать творческое воображение, умение самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн.

1.Обучать  лепить  героев  русских  народных  сказок

Речевое   развитие

1Приобщать  детей  к  художественной  литературе -  знакомить с  рассказами, стихами, сказками, поговорками

1Развивать речь, умение задавать вопросы,  активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память, активизировать словарь

2.Развивать способность составлять   сказку, используя распространенные предложения, развивать воображение в процессе фантазирования на заданную тему

1Обогащать  словарь  существительными, глаголами,

2Развивать  память    в  процессе  заучивания сказок

                                                                             

                                                                  Изменения  предметно  развивающей  среды к  проекту

Центр  развития

                                                                 План

      Факт

                     Педагоги

                      Дети,  семья

Книжный  мир

1Сказка  « Петушок  и  бобовое  зернышко»

2. Сказка « Маша  и  медведь»  

3.Сказка «Кот, петух  и  лиса».

4.Сказка « Петушок  и  курочка»

5.Сказка  « Теремок»

 6Сказка «Гуси  лебеди»»

1Творческие    работы  детей   и родителей

« Сказка  в  книжке».

2.Подборка   сказок, пословиц, поговорок    из  русских  народных  сказок, крылатых  выражений

3.Подборка   старинных  костюмов  из сказок

4.Загадки  про  животных

5.Дидактические   настольно  печатные  игры   по  теме

Юный  художник

1Краски,  кисти,  альбомы  для  изображения  героев  сказок

2.Трафареты  с  героями  сказок

3.Цветная  бумага, клей

4.Пластилин, доски

1 .Выставка  рисунков « Сказка  в  рисунках  детей»

2.Раскраски  с  изображением  сюжетов  и  героев сказок,

3.Подборка  картин  художников  с  героями  русских  народных  сказок

«Веселые нотки»

Аудиозапись    русских  народных сказок,  музыка  из  сказок

Театр

1.Маски  героев  русских  народных  сказок

2.Костюмы  лисички, медведя, волка

3.Вещи  из  сказок

Познавательное  развитие

1. Дидактические  игры « Расскажи  сказку  по  серии  картинок»,

« Составь  сказку», «Назови  сказку»,

2.Загадки о    сказках

3.Составление  для  родителей  списка  художественных для  чтения  дома.  

4.Беседы   по  теме

1.Создание  картотек  игр : « У медведя  во  бору», «Гуси  лебеди», «Волк  и  семеро  козлят» и  другие.

                                             

                                                              Реализация  основного  этапа  проекта

                                                                    Образовательная  деятельность  1  неделя

  дата

Образовательная  деятельность  в  ходе режимных моментов

Планирование   образовательной деятельности

пн

Утро: беседа  с  детьми  о сказках, какие  они  сказки  помнят  и  любят, рассматривание    новых  книг  в  книжном  уголке.

Рассматривание любимых  героев  в  сказках.

Отгадывание  загадок  о  сказках.

Игра  «Из  какой  сказки  волшебная  вещь».

Вечер:

Ежедневное чтение  сказок

Оформление  выставки  детско - родительских творческих  отчетов  

« Тихо  сказка входит  в  дом...»

Познание 

НОД «  Сказка  ложь,  да  в  ней  намек…»

Чтение художественной литературы.

 Ежедневное чтение  сказок. Чтение  сказки «Теремок»

Физическая культура

Подвижная игра  « У  медведя  во  бору».

вт

Утро: Чтение  пословиц  и  поговорок , потешек  о  русском  быте и  гостеприимстве

Вечер

Настольно  печатные  игры « Помоги  героям  попасть в  сказку»

Беседа « Что это  значит»

Рассматривание иллюстрации  художников с  героями  сказок

Раскрашивание  изображений  с  сюжетами  сказок

Нод  художественно-эстетическое развитие. Рисование  по  сказке  «Три  медведя»

Познавательная  беседа:  « Чему  учит  сказка »

 Подвижная  игра  « Кот  и  мышь».

Ср

Утро: Беседа «Любимый  сказочный  герой»

Посещение  книжного  центра с  выставкой    сказок, его  обновление,  пополнение

Наблюдение  за  тем, как  воспитатель  замешивает  соленое  тесто

Вечер

Выставка  рисунков

Игра « На  поляне  сказок»

Чтение  сказки   « Петушок  и  бобовое  зернышко  »

Нод   художественно-эстетическое развитие.

Лепка  из  соленого  теста   героев  из  сказки «Теремок»

Консультация  для  родителей «Значение  сказки  в  жизни  вашего  ребенка»

Чт

Утро

Чтение  сказки «Зимовье», беседа  по  сказке,  ответы  на  вопросы

Вечер

Инсценировка  сказки « Колобок»

 беседа  с  детьми  по  теме  презентации

Пальчиковые  игры   по  мотивам  народных  сказок

НОД

 Аппликация по  мотивам  сказки

Пт

Утро

 Чтение  русских  народных  сказок  о дружбе

« Петушок  и  бобовое  зернышко », «Теремок»,  «Гуси  лебеди»

 беседа  по  сюжету  сказок, ответы  на  вопросы

Вечер  рассматривание  иллюстраций в  книгах

Развитие речи

Рисование (по замыслу).

Физическая культура.

Игра  «Золотые  ворота»

Родительское  собрание « Этнокультурное воспитание детей  в  семье и  дома»

                                                           

2     неделя  проекта

Образовательная  деятельность  в  ходе режимных моментов

Планирование   образовательной деятельности

пн

Утро беседа «Почему русские народные сказки называют народными?»;

Вечер

Разучивание пальчиковой гимнастики «Будем сказки называть»

 Разучивание подвижной игры «Наш платочек голубой»

Познание

Нод  

«Мой  любимый  герой  сказки»

вт

Утро  Чтение  сказки  «Гуси  лебеди»

Беседы по безопасности: нельзя оставаться на улице одному, это опасно; нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться;

Вечер

Сюжетная лепка по русским народным сказкам

Чтение  художественной  литературы, сказка  «Варежка»,беседа   по  сказке

ср

Утро     Дидактическая  игра

«Расскажи  сказку  по  серии  картинок»

Вечер

Сюжетно  ролевая  игра «К  нам  гости  пришли»

    НОД   Аппликация «Заюшкина  избушка»

Чт

Утро

 Прослушивание  аудиозаписи  русской  народной  сказки

«Зимовье»

Вечер

Отгадывание  загадок  

Игра  с мячом «вопрос  -ответ»  по  прочитанным  сказкам

Пт

Утро

Итоговая  беседа  о  русских  народных  сказках

Вечер

 Дидактические  игры

  НОД  

Викторина   по  русским  народным  сказкам

                                   

        Результативность       проекта:

  1. Умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
  2. Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности
  3. Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  4. Приобретение  детьми   опыта собственной  творческой  деятельности,

                     

                        Использованные ресурсы:

1. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.

2Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с

3.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.

4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.

5. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.

6.Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.

7.Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.

8.Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред. Каирова И. А., Богданова О. С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999г

9. Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.

10 . Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.

11. Князева О. Л. М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004

12. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник».-М., 2000

13. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А. В. Орловой. М. - 2001.

14. Рябцев Ю. С. «Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре».-М., 1998

                               

                  Приложение к проекту

 

                     

Викторина  «Русские  народные  сказки»

Цель:

Приобщение детей к  русским  народным сказкам занимающей достойное место в русской культуре;

Закрепить знание детей о русских народных сказках.

Задачи:

 Обучающие:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

 -обучать адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;

Воспитывающие:

-способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказках;

- воспитывать доброту, любовь к родной культуре через русские народные сказки;

-воспитывать интерес к русским народным сказкам;

 Развивающие:  развивать личностные качества: уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность;

-развивать мышление, память, внимание; зрительное, слуховое и целостное восприятие; развивать умение действовать согласованно;

-обеспечить эмоциональное благополучие детей во время мероприятия; пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа:

- чтение и слушание русских народных сказок с беседами по содержании;

-оформление тематической выставки книг; беседа «Почему русские народные сказки называют народными?»;

-разучивание подвижной игры «Наш платочек голубой»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Будем сказки называть»;

- раскрашивание иллюстраций из сказок.

-сюжетная лепка по русским народным сказкам;

 -беседы по безопасности: нельзя оставаться на улице одному, это опасно; нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться;

-загадывание загадок о сказках;

Оборудование и материал:

 ИКТ, презентация к викторине, мольберт, столы, стулья по количеству детей., иллюстрации к сказкам.

Ход:

Дети входят в группу под музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»,их встречает воспитатель, переодетый в бабушку Маланью, дети рассаживаются за столы, обозначенные соответствующей картинкой к эмблеме команд.

Бабушка Маланья (воспитатель): Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь по удобнее.

Дай бог тому, кто в нашем дому –

Здоровья дорогим гостям,

Да милым детушкам.

Поздоровайтесь друг с другом с соседом справа, слева.

- Удобно вам? (да)

Тогда слушайте внимательно:

- Меня зовут бабушка Маланья.

Я знаю, что вы, дорогие ребята слушали и читали много русских народных сказок.

И сейчас я узнаю, на сколько, вы были внимательными, сумеете ли вы узнать сказки и их героев.

Бабушка Маланья: Приглашаю вас на викторину по русским народным сказкам.

Бабушка Маланья  :Отправляемся друзья,

В чудо сказу – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть.

- Закрываем глазки – раз,

Открываем глазки – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

Будем в викторину мы играть.

Будем сказки вспоминать.

СЛАЙД 2. «Разминка

Бабушка Маланья:

Задание 1. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Команда, которая назовет больше сказок, получает два жетона; команда, которая назовет меньше сказок – один жетон.

Ребята, выкрикивать с места нельзя! Если кто-то из команды будет выкрикивать, то у этой команды будут вычитаться жетоны. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди!

(дети называют русские народные сказки)

Бабушка Маланья:Молодцы, ребята! Быстро справиться сумели.

СЛАЙД 3.

«В сказке - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Бабушка Маланья:

Задание 2. «В сказке - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Как вы думаете, ребята, почему так говорят? (сказка учит детей… учит доброму)

- Действительно, вместе с героями сказок мы преодолеваем различные трудности, а значит, учимся выбирать правильное решение в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.

В этом задании вы должны назвать сказку и сказать чему она нас учить. Помните, главное правило нашей игры – не выкрикивать! За активное участие команда получит два жетона.

СЛАЙД 4. Появляется картинка к сказке «Колобок» (без щелчка)

Бабушка Маланья: А вот и первая картинка, что эта за сказка? («Колобок»)

- Вспомните, чем закончилась сказка? (Лиса съела Колобка)

- А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он убежал в лес)

- Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять)

- Ах, вот оно что! Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему?

- Чему нас учит эта сказка? (предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду; доверие к незнакомцам – с незнакомцами не разговаривать; непослушание колобка привело к гибели)

Бабушка Маланья:Молодцы, ребята

СЛАЙД 5. Появляется картинка к сказке «Гуси-лебеди» (без щелчка)

Бабушка Маланья:А вот и вторая картинка, что за сказка? («Гуси-лебеди»)

- Что же случилось в сказке? (девочка не послушалась, что ей наказывали отец с матерью, и ее братец попал в беду, гуси-лебеди налетели и унесли братца)

- Какому важному правилу учит эта сказка? (наказ, слушаться родителей, старших; не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить)

Бабушка Маланья:Ай, да молодцы, ребятки!

СЛАЙД 6. «SMS-ка» (каждая картинкапо щелчку)

Ребята, я сегодня получила сообщения и не могу понять от кого они пришли. Помогите мне, пожалуйста. Но, помните наше главное правило – не выкрикивать. За правильные ответы команды получают по одному жетону.

Итак:

• «Спасите, нас съел серый волк» (козлята);

• «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк);

• «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду» (Маша);

• «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал стул» (Медвежонок).

• «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Аленушка);

• «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)

Бабушка Маланья: Молодцы, ребята!

Наши ручки так устали.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, волк – лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Репку мы не забываем

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

СЛАЙД 7. Рефлексия. Чему нас учат сказки? Отгадывание загадок

(появлениезагадок по щелчку)

Бабушка Маланья: Отгадали, поиграли.

Интересно было с вами,

Время с пользой провели.

Расходиться нам пора.

Вам понравилась игра? (Да)

Отгадайте вы загадки.

И скажите, чему нас учат сказки?

1. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса» (дружбе, небезопасно уходить из дома с чужими)

2. Эта рыжая хитрушка

Попросилась с ней в избушку.

За нее попросила курочку,

За курочку попросила гусочку…

Так и стала та палочка

Для нее выручалочка. (Лисичка со скалочкой (обманывать не хорошо)

3. Красна девица, грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»(нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает для жизни и здоровья)

4. Что за чудо, что за диво

Сани едут без коней(«По щучьему велению»(учит смелости, честности, доброте)

5. От мачехи и сестер  Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если б не коровушка. («Крошечка-Хаврошечка»(доброте, трудолюбию)

6. Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался.

И Иван на нем катался («Сивка-Бурка»(доброте)

Бабушка Маланья: Молодцы, ребята!

                               Родительское  собрание

                   «Родителям  о  толерантности»

                      Родительское собрание «Родителям о толерантности»

Актуальность:

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.

Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Образовательная

Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая

Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная

Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Методы и приемы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогической ситуации

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы.

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,

терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства»

(Декларация прав ребёнка)

Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.

Ход беседы:-Добрый вечер, уважаемые родители!

-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.

Вопрос:

-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)

Мини-лекция

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Толерантность:

-уважение друг к другу;

-понимание непохожего на вас человека;

-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;

-терпение друг к другу;

-терпение к разным национальностям, сословиям;

-умение общаться между людьми;

-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;

-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.

Задание.

-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)

-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.

Мини-лекция.

-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.

Вопрос:

Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)

Мини-лекция.

-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.

Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.

При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.

Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.

Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.

Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?» (Приложение 1)

-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.

Решение педагогической ситуации:"Конфликт опасен, если он не разрешим”

Мама

- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама

- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:

Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

-Наша беседа близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех

 .Спасибо за  внимание!