Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
статья

Ситникова Светлана Геннадьевна

 Раннее  детство — особый период становления  органов и систем детского организма, и прежде всего, функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

    Раннее  детство — особый период становления  органов и систем детского организма, и прежде всего, функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.

    Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Безусловно, общие задачи воспитания подрастающего поколения  включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Но особое место занимает сенсорное воспитание младшего дошкольника.

    Задачами  обучения и развития в данном возрасте являются: развитие действий с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий); развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений); формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего).

    Сенсорное воспитание — одна из центральных  составляющих умственного  воспитания младшего дошкольника, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Эта роль определяется спецификой предметной деятельности как ведущего фактора интериоризации внешних предметных действий во внутренний (мыслительный план).                                                                

На  первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.                                                                                                                  К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. 
       Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов. 
Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).                                                Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию. 
Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.                                                

     На  втором году жизни интенсивно развивается  не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического  слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. 
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. 
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. 
           Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.                                                                                                                               

    Для детей третьего года жизни – при  создании необходимых для этого  условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как  и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные  линии развития базируются на сенсорной  основе.  
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.                                                                     

    У ребёнка на третьем году жизни  появляется стремление более чётко  следовать образцу, который задан  взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием  рассматривает его, слушает пояснения  взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.  
Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.                                                                                       

    На  третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим  развитием, прежде всего началом  формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и  др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений  о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости  предметов и явлений как в  процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При  этом важно, чтобы представления  о сенсорных свойствах и качествах  предметов были не только широкими, но и систематизированными. 
            После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

    Таким образом, особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Доминирующим в сенсорном воспитании является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Особенности сенсорного развития детей....