Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом развитии детей первой младшей группы»
видеоурок (младшая группа)

Докучаева Ульяна Васильевна

Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом

развитии детей первой младшей группы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn_konsultatsiya_razvitie_rechi_skazki.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом

развитии детей первой младшей группы»

     Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
     Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
     Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.
     Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
     Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
     Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые осознать и различать такие слова как «храбрый», «добрый», «злой». Сказки успешно справляются со своей задачей, и уже с малых лет человек учится различать хорошие и плохие поступки.
     Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в становлении личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи. Многие малыши уже с самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно складывают слова в предложения и рассказывают их, а другие стесняются или затрудняются построить правильно свои мысли, потому что им не хватает воображения. В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными. Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, внимание у ребенка и помочь ему с деталями его воображения. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума. В дальнейшем развиваются разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера. Развитие личности дошколят гармонирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью.
      Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, и управление ребенком своих эмоциональных реакций. Театральная постановка в данном случае, очень эффективна в развитии речи - настольный театр, пальчиковый или театр теней. Участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса. Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи. Улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, а также дифференциация звука.

     Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
     Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Как правильно читать ребёнку сказку:
     1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
     2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
     3. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
     4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
   
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

     Предлагаем рассмотреть некоторые из них:
     - «Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев в лес или в кино. А что произойдет, если там появится еще и добрая фея или хитрая лиса. Вариантов множество.
     - «Пропущенная картинка»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
     - «Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке.

     Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Колобок». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это волк или заяц, то можно вспомнить, как колобок убегал от них.
     Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.
     Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
     Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
     Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!

Список литературы для детей от 2 до 3 лет
Первая младшая группа.


     Художественная литература. Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста.
    Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.      Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланеле-граф, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
    Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
    Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок.

     Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).
    Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
     Для чтения детям
   
Русский фольклор 

Песенки, потешки, заклички.
«Наша Маша маленька.»; «Наши уточки с утра.»;
«Пошел котик на Торжок.»; «Чики, чики, кички.»;
«Солнышко, ведрышко.»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»;
«Огуречик, огуречик.»; «Заяц Егорка.»;
«Бежала лесочком лиса с кузовочком.».
Русские народные сказки.
«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
«Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;
«Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;
«Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой;
«Ой ты, заюшка-пострел.», «Ты, собачка, не лай.», молд., пер. И. Токмаковой.
Произведения поэтов и писателей разных стран.
Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане.»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
3. Александрова. «Прятки»;
А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;
В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;
Б. Заходер. «Ежик»;
Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик.», «Надувала кошка шар.»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»;
К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».
Проза.
Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»;
В. Бианки. «Лис и мышонок»;
Н. Павлова. «Земляничка»;
В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Как читать?
• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.
Что читать?
• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
• Небольшие стихотворения (4-12 строк).
• Стихотворные загадки.
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.
Что покупать?
• Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
• Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, – наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
• Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
Важно! Читайте по 10-15 минут пару раз в день. Самостоятельное чтение, а точнее рассматривание ребенком картинок, в идеале должно проходить под вашим присмотром и занимать не меньше 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы!"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненых явлений" В.А. Суомлинский....

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»...

Сценарий театрализованной постановки по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей первой младшей группы

quot;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов)...

Сценарий развлечения по сказке <<Теремок>> для детей первой младшей группы

Сценарий развлечения по сказке <<Теремок>> для детей первой младшей группы...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Колобок» для детей первой младшей группы

создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе»

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "В. А. Сухомлинский...