Проект "Зимние фантазии"
проект

Девяткова Татьяна Петровна

Краткосрочный познавательно - творческий проектпо художественно - эстетическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Зимние фантазии"53.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 196»

Краткосрочный познавательно-творческий проект

по художественно-эстетическому развитию

старших дошкольников

Музыкальное развитие

                                                                           Музыкальные руководители:

                                                   Кочнева Л. Н.

                                                     Девяткова Т. П.

Сроки проведения: декабрь – февраль 2020 – 2021 г.

2020/2021 год

Актуальность проекта

«Благодаря восприятию прекрасного

в природе и искусстве человек открывает

прекрасное в самом себе».

(В. А. Сухомлинский.)

Все мы откликаемся на музыку, которая нас окружает с самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит - никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармонии личности, духовный мир человека неоспоримо. Все дети от природы музыкальны, ведь мелодический звук формируется у человека еще до рождения.

Особое место в музыкальном развитии малыша занимает исполнение песен, слушание музыкальных и поэтических произведений. Музыка и поэзия всегда должна быть близка и понятна ребенку. Темы зимы глубоко раскрыта в творчестве различных композиторов и поэтов.

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Какая прекрасная пора — зима! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли деревья в белоснежной бахроме. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Вот и пришла белоснежная красавица зима - любимая пора детей. Катание на санках, лыжах, коньках, лепка из снега крепости, снеговиков.

Зима для ребенка – это волшебство, таинство, новогодний праздник.  Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  Считаю, что прослушивание произведений зимней тематики вызывает положительные эмоции у детей, тем самым способствует укреплению психического здоровья дошкольников.

Ведущие специалисты, в области педагогики и психологии убеждены в том, что музыкальное воспитание благотворно влияет на психическое развитие ребенка в целом- стимулирует зрительное, слуховое восприятие двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу ребенка, под воздействием музыки и пения, он растет жизнерадостным, любознательным, активным. И даже не став музыкантом обязательно будет разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.  

    Углубляя знания детей о выразительных возможностях музыки, проект направляет поисковую деятельность дошкольников на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих этому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения. Этому поможет разработанный проект «Зимние фантазии»

Проект помогает развить способность дошкольника воспринимать красоту природы и умение видеть разнообразие окружающего мира. Проект направляет поисковую деятельность дошкольника на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих этому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

Цель проекта: 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью окружающей природы, через мир музыки и формирований и расширении представлений о времени года–зиме.

Задачи  проекта

Образовательные:

1.Продолжатьзнакомитьдетейсприроднымиявлениями,формировать представления о природном многообразии.

2.Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки.

3.Формировать художественный вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Развивающие:

1.Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.

2.Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

3.Развивать исполнительские, музыкальные, художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Закреплять желание детей отражать полученные впечатления в игре, в продуктивных видах деятельности.

3.Воспитывать интерес к музыке.

4.Воспитывать художественно-эстетический вкус, музыкально-творческие способности.

Тип проекта: 

  • Краткосрочный познавательно-творческий проект  по художественно эстетическому развитию;
  • Групповой
  • Доминирующая в проекте деятельность:  восприятие музыки;
  • Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
  • Число участников проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)-родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста  , педагоги ДОУ;
  • Сроки проведения: декабрь 2020 г. – февраль  2021 год;
  • Характер контактов: в рамках ДОУ.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

  1. Подбор произведений русского народного творчества, стихотворений о зиме,

пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

  1. Подбор наглядного материала.
  2. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  3. Выставки рисунков, поделок.
  4. Создание условий для проведения мероприятий (оформление)

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей.
  2. Методические разработки.
  3. Интеграция с педагогами детского сада.

Используемые средства, методы:

  1. Информативно – рецептивный (рассматривание, наблюдение показ педагога)
  2. Словесный (беседа, рассказ, художественное слово)
  3. Репродуктивный (приём повтора)
  4. Эвристический (проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии)
  5. Исследовательский (развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества) 

     Ожидаемый результат

  • Сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, делать простейшие обобщения.
  • Знать музыкальные произведения соответствующие теме, определять характер и настроение.
  • Владеть навыком слушанием музыки, пения, музыкально-ритмическими движениями, выразительным чтением стихотворений, навыком импровизации и театральной деятельности (создавать выразительный образ)
  • Осознание детьми отличительных черт ранней, средней и поздней зиме.
  • Расширить представления детей о музыкальных возможностях, которыми владеют композиторы для воплощения музыкальных образов зимы и о художественных возможностях поэтов и художников для описания зимних  примет.
  • Овладение детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, музыкально-ритмических движений, танцев, игр, хороводов.
  • Пополнение, систематизация знаний и представления об осенних изменениях в природе.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Основные этапы реализации проекта

«Зимние фантазии»

1 этап – подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме

  • Обсуждение с детьми темы проекта, выяснение уровня знаний детей.
  • Формулирование проблемных вопросов.
  • Сбор информации, музыкального, литературного материала по теме.
  • Работа с методической литературой.
  • Составление плана работы над проектом.
  •  Презентация проекта для родителей через стендовую наглядную информацию
  • Подготовка музыкальных и театральных атрибутов.

2 этап  - практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику

Работа воспитателей с детьми.

  • Проведение занятий, конспектов занятий, развлечений, картотек.
  • Проведение прогулок, экскурсий, наблюдений с детьми в природе.
  • Беседы о сезонных изменениях в природе.
  • Показ видеофильмов, презентаций, иллюстраций, картинок зимней  тематики.
  • Чтение художественной литературы о зиме.

Работа музыкального руководителя с детьми.

  • Слушание музыки русских и зарубежных композиторов, посвященной зиме
  • Просмотр музыкальных видеороликов на тему «Зима».
  • Озвучивание стихов, музыки детскими музыкальными инструментами.
  • Разучивание и исполнение зимних песен, хороводов, инсценировок.
  • Музыкально-ритмические импровизации, танцы.
  • Игровая деятельность

3 этап  - заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив

Итоговое мероприятие: Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Перспективное планирование реализации

проекта  «Зимние фантазии»

с детьми по образовательным областям

№ п/п

Направление работы

Формы и методы организованной совместной деятельности

Целевые ориентиры

Сроки

«Зима в музыке разных композиторов»

Познакомить детей с произведениями «Зима» Цезаря Кюи, «Зимой» Роберта Шумана, «Зима» Антонио Вивальди.

Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера.

Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать умение слушать музыку, высказываться о ней. 

декабрь

«Зимушка-зима»

Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.

декабрь

«Зимние приметы в музыке»

Формирование знаний  детей о характере музыкального произведения, музыкальной грамоте. Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песни, музыкально – ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.

январь

«Зимняя фантазия»

Тематическое музыкальное занятие

для детей старшего дошкольного возраста

побуждать детей проявлять танцевальное творчество, свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно придумывать движения; закреплять умение детей выполнять движения по тексту без предварительной подготовки, эмоционально отзываясь на происходящее; развивать чувство ритма, совершенствовать умение детей движением передавать характер музыки (шагать, бегать легко на носочках, и т.д); формировать музыкально-эстетический вкус детей на основе знакомства с произведениями классической музыки;

январь

«В гостях у Зимушки-зимы» Музыкально-игровой досуг для детей старшей и подготовительной к школе групп

через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать учащимся любовь к классическому наследию и русской природе.

январь

«Белая книга зимы»

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

 Создание условий для музыкально-творческой работы с различными образами, ассоциируемыми с белым цветом. Объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира.

январь

«Как звери к зиме готовились»

Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста

формировать у детей элементарную экологическую культуру; развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности; совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа;

февраль

«Зимний пейзаж»

Изобразительная деятельность

Учить детей изображать явления природы, описанные в стихах, передавать их содержание, используя выразительные средства (композицию, цвет). Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа; закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Закрепить разнообразные способы изображения снега — «набрызги», тычки, кисть, пальчик.

«Зима в картинах русских художников»

«Зима в картинах художников» презентация

Продолжать знакомить детей с картинами русских художников, формировать представление о пейзажной живописи. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей. Совершенствовать словесно-логическое мышление и продолжать учить детей понимать смысл и содержание картин. Продолжать развивать связную речь.

январь

 «Музыка зимы» Познавательно-игровой музыкальный досуг для старших дошкольников

Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмичные движения, одновременное пении)

февраль

«Звуки зимы»

Развивать у детей эстетический вкус, воспитывать любовь к слушанию музыки . Привлечь внимание детей к особой красоте зимних звуков природы . Формировать представление о том, что в природе всё подчинено определённому ритму; переводить представления о ритме в природе и жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные; развивать способность к образным и свободным импровизациям, а также развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Формировать словарный запас детей и логическое мышление.

январь

«Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Учить различать настроения музыки, средства выразительности, изобразительность музыки, находить сходные и различные по настроению образы в других видах искусства. Побуждать детей к элементам импровизации в движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

февраль

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки, запоминанию действующих лиц и последовательности событий; Закрепить умение детей отгадывать загадки о знакомых животных; Закрепить знание сказки «Заюшкина избушка» в драматизации.

Утренний круг на тему «Зима»

«Путешествие по зимним сказкам»

Учебно-игровое занятие в форме сюжетно-ролевой игры

посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе,

умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления признаки зимы,

применять полученные ранее знания в определённой жизненной ситуации.

«Зимние месяца»

Конспект игровой деятельности

Изучить характерные признаки зимы; зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по принципам зимние месяцы. Познакомить детей с зимними пейзажами.

 «Здравствуйгостья - зима» поэты о зиме

познакомить детей со стихотворениями о зиме.

декабрь

«Что за матушка зима».

Литературная викторина по сказкам

 Познавательно развлекательная программа.

Организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей. Воспитание доброты через сказку. 

январь

Лексическая тема «Зима»

 Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Развивать силу и плавность выдоха. Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать чувство ритма. Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.

февраль

«Путешествие в зимний лес» конспект сюжетно-ролевой игры

Воспитывать интерес и любовь к живому миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.

«Встречаем Новый год» Конспект сюжетно-ролевой игры

Совершенствование игровых замыслов и умений детей.

«Новогодний карнавал»

Конспект сюжетно-ролевой игры

Формировать представление о карнавале.

Создать условия для развития творческих способностей.  Продолжать развивать умение организовывать игру.

«Фабрика новогодних игрушек» Сюжетно-ролевая игра

Совершенствование игровых замыслов и умений детей.

Зимние подвижные игры

Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.

Сценарий развлечения «Зимние забавы».

показать детям привлекательность зимнего времени годаразвивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов, укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.

«Зимние виды спорта» презентация

Расширение представлений детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта.

«Зимние Веселые старты». Сценарий зимнего спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста

 Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения; способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки; формировать двигательные умения и навыки; формировать представление детей об оздоровительном воздействии физических упражнений на организм; обучать игре в команде.

Картотека пальчиковых игр «Зима»

«Снежок», «Зима», «Елочка», «Варежки», «Заяц»

Физкультминутки по теме «Зима»

 Активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий. Снять  усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Перспективное планирование реализации

проекта «Зимние фантазии»  с родителями

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Стендовая информация «Зима»

Консультвция «Зимние забавы»

«Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной»  консультация для родителей

«Подвижные зимние игры»  консультация для родителей

     

Итоги проекта

Сравнивают и выделяют характерные, существенные признаки предметов и явлений природы, делают простейшие обобщения.

Знают музыкальные произведения соответствующие теме, определяют характер и настроение.

Владеют навыком слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, выразительным чтением стихотворений, навыком импровизации и театральной деятельности (создают выразительный образ).

Самостоятельно, активно, творчески применяют ранее усвоенные способы изображения в рисовании, аппликации, лепке.

Расширилось представление детей о музыкальных возможностях, которыми владеют композиторы для воплощения музыкальных образов зимы  и о художественных возможностях поэтов и художников для описания зимних  примет.

Владеют навыками и умениями исполнения песенного репертуара, музыкально-ритмических  движений, танцев, игр, хороводов.

Повысилась активность родителей, их заинтересованность и участие в педагогическом процессе

Список используемой литературы:

1.Веракса Н.Е. « Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»2019г.
2.Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», 2008 г.
3.Ветлугина Н.А. « Методика музыкального воспитания в детском саду», 1988 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...