ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
статья

Шилова Надежда Михайловна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад»

Доклад на тему

 

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

                                                                             Заведующая – Шилова Н.М.

«… Воспитывает все: люди, вещи, явления,

 но, прежде всего – люди. Из них на первом

месте родители и педагоги …»        

                                                                                       А.С. Макаренко                                                              

      Актуальной задачей дошкольного образования является привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу. Дети во все времена проявляются одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному.

Младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин.

С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для большинства дошкольников в нашей стране детский сад становится обязательным этапом воспитания.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию

Предметно-пространственная среда группа включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.

В уголке располагаются разнообразные материалы для изучения: книги, картинки, игрушки

Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:

по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;

по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;

по православной культуре: знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.

(ПРИМЕР: Православный уголок, Уголок крестьянского быта и др.)

Уголки духовно-нравственного воспитания формируют представления детей о быте русских крестьян, промыслах, устройстве избы.

Средства оформления духовно-нравственного уголка:

- плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;

- книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;

- предметы народных промыслов и быта;

- дидактические игры и наборы для предметных игр;

- стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;

- атрибуты православной культуры.

Развлечения и мероприятия в нравственном воспитании

Внережимная деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии, посещение храма, поход на выставку или производство.

Рассмотрим основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития:

Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».

В рамках тематических развлечений ребята могут познакомиться с традициями колядования на Руси.

Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ): «Широкая Масленица», «Праздник Ивана Купала», «Спасы», «Покров», «Колядки».
Народные гуляния в детском саду по душе всем — детям, родителям, сотрудникам учреждения.

        В заключение следует отметить, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы.Это наша вина перед другими людьми....

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей.«Пасха, светлая Пасха»....

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....