Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
статья (младшая группа)

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Особенности развития детей 3 лет

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие «моторчики». Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.http://2.bp.blogspot.com/-mKVSxItoVPM/VSk1a51B3JI/AAAAAAAAZOU/ZXlYJJpEYA0/s1600/%D1%82%D0%BE.jpeg

Кризис 3 лет

 В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком: кто он и какой он? Возраст трех лет характеризуется кризисом, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, так как это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. https://mc-angio.ru/storage/uploads/site/pskapr.jpg

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому!

Мальчик или девочка?

В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли: девочка-«женщина», мальчик-«мужчина». Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.

Физическое развитие

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

Рисование.

Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. «Трехлетки» с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

Умение расстегивать молнии и пуговицы. 

Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика.

Развитие культурно-гигиенических навыков

Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. У него есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, справлять свои естественные нужды.

Давайте поиграем!!

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности – игре. Но для «трёхлеток» - это скорее игра рядом, чем вместе. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

Развитие мышления и речи в 3 года

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.https://zarichneirc.rv.ua/wp-content/uploads/2021/03/%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%82-300x150.png

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п). На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Одновременно развивается речь, ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги, наречия).

 В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое — завтракать, гулять).

Что такое? Кто такой?

Малыш знаком:

  • с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.;
  • с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине покупают игрушки, хлеб);
  • имеет представления о
  • знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус;
  • о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках (новый год, день рождения;
  • свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый), из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается;
  • различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь).
  • различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи;
  • знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Могут ли «трехлетки» быть внимательными?

Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно. Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики).

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).

Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игровой форме.

Выводы

К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.

Консультацию для родителей подготовили: воспитатели

Цымбал Т.В. и Кокина Н.А.

Источники:  

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/09/03/pamyatki-dlya-roditeley 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста."

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)."...

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет»

В статье говорится о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет...

Консультация для родителей на тему: "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведе...

Консультация для родителей на тему "Психофизиологические особенности развития детей 3-4 лет"

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоя...

Консультация для родителей и воспитателей "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развити...