Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Гуляева Оксана Николаевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, повышению образованности ,воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulyaeva_on_mini_muzey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 Гуляева Оксана Николаевна воспитатель

Муниципальная  бюджетная  общеобразовательная организация «Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа  имени И.Н.Гуляева»  Таттинский улус  с.Туора-Кюель Республики Саха (Якутия )

Мини-музей в детском саду,

 как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

                                     заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

                              которого зависит жизнь растения на протяжении

                                     нескольких  десятилетий, так педагог должен                

                                     заботиться о воспитании у своих детей чувства                  

                                     безграничной любви к Родине.

                                                                      В.А.Сухомлинский

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному селу и родной Республике . Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному селу  и родной Республике. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог? Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, к родному улусу и родной Республике у него проявляются в чувстве восхищения своим селом, своей Республикой и страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы  по ознакомлению с родным краем. Наша задача состоит в том, чтобы  научить воспитанников  испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в таком  замечательном месте .Одной из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родной Республике,стране. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: Приобщение детей к  культуре и традициям своего народа, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания ,воспитание любви и патриотизма , через мини-музей.

Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

-Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

-Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад);

-Приобщать детей к истории своего края, формировать чувство уважения к прошлому.

-Воспитание патриотических чувств и гражданственности  и развитие  желаний больше узнать о своем родной Республике, о стране

-Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям своего народа

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы  использовали и используем различные  формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по селу;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в селе;
  • беседы о родном  селе;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родной Республике, стране, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родной Республике ,стране;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу,  правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

       Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной Республике , истории своего села, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего к родной Республике нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

    Организация  процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

  • от близкого к отдаленному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, селу, Республике, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

     Таким образом,  мы  стараемся уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и  организуя  процесс формирования гражданских и патриотических чувств.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Заложить в  наших детях,  нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Особое место в своем детском саду мы уделяем предметно – развивающей среде. У нас имеется мини-музей, Центр  национальной культуры «Мин олорор түөлбэм Туора-Күөл”,где представлены вещи, утварь ,посуда  национального быта

 Материалы в уголке  отражают  основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, селу, улусу,республике..

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду людей.

4. Развитие интереса к национальным  традициям , промыслам, обычаям.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.

7. Знакомство детей с символами Республики : гербом, флагом, гимном.

8. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

Наш центр национальной культуры содержит материал по следующим разделам:

  • Знания о Республике
  • Малая родина: родной улус  (наслег, улус, Республика ,Россия).
  • Народные традиции и культура.
  • Семья — самое важное в жизни.

 Национальный  уголок  в  дошкольном учреждении  настраивает  детей  на  позитивный  лад,  вызывает  у  детей  положительные  чувства  ,  желание  узнать о  незнакомых  им  вещах. Атмосфера  народных традиций и  обычаев , способствует  воспитанию  у  детей  чувства  национального  достоинства , вызывает  интерес  к  национальной  культуре,  прививает детям  любовь  и  уважение  к  государственным  и  народным  символам, оберегам,  обычаям. Все это позволяет детям глубже изучать историю своего народа. Все имеющиеся вещи и посуда сделаны руками народных мастеров нашего села Туора-Кюель. Это Петрова Мария Власьевна вся посуда из бересты принадлежат ее золотым рукам: туески ,ыагаыйа  ,маллаах иьит .чабычах.тордуйа. Еще хочется отметить про урасу из бересты ей 32 года .Ураса очень бережно хранится у нас в детском саду до сих пор.Это история и реликвия семьи. Игрушки из тальника выполнены руками Алексеева Эрнста Алексадровича, настольные игры хабылык ,хаамыска.тыксаан  Луковцевым  Петром  Петровичем, деревянная посуда чорооны, кытыйа Ермолаевым  Яковым  Прокопьевичем, чаппарах вышит руками Аянитовой Веры Ивановны ,дэйбир из конского волоса и олбох ,музыкальный шумовой инструмент из рога создан  Потаповой Валерией  Николаевной.

Все предметы можно разделить  на группы:

  • бытовая утварь;  предметы, посуда, которые отражают хозяйственно- бытовой уклад;
  • книги, фотоальбомы
  • герб и флаг
  • куклы в национальных  костюмах
  • макеты снаряжения для охоты и рыбалки ,орудия труда для сенокоса.
  • Набор настольных якутских игр (хабылык ,хаамыска.тыксаан )
  • Дидактические игры: «Олонхо»остуол мүччүргэннээх оонньута,лото «Саха сирин кыыллара», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин мастара», «Саха сирин көтөрдөрө» «Саха сирин балыктара», «Иьиттэр»
  • Макеты из туесков с дарами природы ягоды: брусники, голубики ,красной смородины ,черной смородины, земляники,
  • Шкатулка с женскими нагрудными украшениями из бересты и бисера.
  • Набор мутовки
  • Ураса(вид жилища) из бересты
  • Коврик олбох из конского волоса
  • Дэйбир
  • Игрушки из тальника
  • Харысхал- обереги
  • Дьөһөгөй  (игрушка лошадка  самодельная )
  • Музыкальный  шумовой инструмент из рога- дьаха
  •   Тематические папки по темам: " Сахалыы иьит» «Сахалыы таҥас»,«Саха сирин балыктара»,«Саха сирин мастара»,»Саха сирин сибэккилэрэ»,«Саха сирин дьиикэй кыллара»,«Сахалар туттаар тэриллэрэ»,«Сахалыы иһит», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин көтөрдөрө»

Осознание  значимости  проблемы  воспитания  у  детей  дошкольного  возраста  чувства  патриотизма  позволило нам  создать  проект «Развитие патриотического воспитания дошкольников посредством проекта посткроссинг». География нашей переписки обширна,  тридцать адресов, тридцать населенных пунктов нашей огромной страны, тридцать коллег- педагогов поддержали переписку с нами, рассказывая о своих городах и селах, традициях и обычаях разных народностей это - Республики Калмыкия, Бурятия, Карелия ,Калмыкия, Удмуртия, Тыва, города :Москва ,Челябинск, Санкт-Петербург, Саратов , Сочи ,Кинешма, Новосибирск. Саратовская ,Челябинская, Калужская ,Новосибирская ,Ивановская, Свердловская , Нижегородская ,Оренбургская ,Ростовская  области. Пермский ,Алтайский, Краснодарский края , ХМАО-ЮГРА.Проект организован для того напомнить всем нам о уникальности рукописного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека; чтобы привить детям любовь и уважение к России – самой большой многонациональной стране , с богатой культурой, людьми разных национальностей ,чтобы у детей появилось понимание, насколько велика наша родная страна. Чего только мы не получили в подарок :флаги ,карты, магнитики, сувениры, национальные куклы, книги, открытки и многое другое. Детям было очень интересно и удивительно слушать и запоминать названия разных городов и республик , находить на карте или глобусе, то место , откуда пришло письмо. Например друзья из г.Сочи прислали нам различный материал для уголка природы :шишки и плоды разных деревьев и кустарников: шишки туи ,желуди ,каштанов, кипариса ,родендрона ,лавровова куста ,орехи фундука ,грецкий орех, гербарий с листьями ,которые дети сами собрали и высушили. Весь материал нам очень пригодился, ведь такие растения у нас не растут и увидеть их дети раньше могли разве только на картинке. Друзья из Москвы - материалы государственной символики, гидрогель для опытов,  деревянные расписные хохломские  ложки,настоящую семеновскую матрешку для уголка патриотического воспитания; из Калмыкии-  национальный шарф хадак ;из Карелии- сувениры из карельской березы и бересты, Удмуртские друзья -национальные игры, сказки и раскраски. Из Новосибирской области  кукольный театр ,глобус ,матрешку и очень красивый вязаный пальчиковый театр, подносы с росписью гжель и хохлома Каждый прислал что-то свое, обычное для них и необычное ,непривычное для наших ребят. Все это хранится у нас в мини-музее.

Атмосфера  народных традиций и  обычаев , способствует  воспитанию  у  детей  чувства  национального  достоинства , вызывает  интерес  к  национальной  культуре,  прививает детям  любовь  и  уважение  к  государственным  и  народным  символам, традициям,  обычаям.

•          Человек ,  как дерево,  не  может  жить  без  корней,  поэтому  изучение  национального   достояния  ,  истории  духовной  национальной  культуры  является  первоосновой  для  национального  воспитания ,  менталитета  и духовности   в  воспитании молодого  поколения.

•          Таким образом , целью  национального  воспитания  на современном  этапе  является передача  детям социального  опыта  ,   наследование  ими  духовных  традиций  своего   народа

 

Результат:  У детей повысился уровень знаний о Родине - России, о её символике, о традициях, об обычаях, уважение ко всем народам проживающим на территории многонациональной страны, повысился уровень патриотизма. Получили знания о том, что такое «Малая Родина».  Так же у детей наблюдается повышение уровня терпимости друг к другу, ни стали более уважительны в отношении  друг  с другом.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Использованная литература:

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3.Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

4.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

5.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

 

 

 .
           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Военно-спортивные игры в детском саду как способ патриотического воспитания детей дошкольного возраста Трофимова К.М.

Военно- сортивные игры в детском саду как способ патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

      Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий р...

"Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий р...