ПК 5.4
консультация

Нурмиева Марина Юмадиловна

Предварительный просмотр:

Статья из журнала « Дошкольная педагогика » №7.(162) сентябрь 2020

Способы профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Р. А. Никифорова

 На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда и социальных стрессов растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников образовательных организаций. Однако далеко не каждый педагог может успешно адаптироваться и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, поэтому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен эмоционального выгорания.

 Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

 Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов) требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. В целях экономии своих энергоресурсов многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведет к эмоциональному выгоранию педагогов.

Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием), прежде всего необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации. Методик профилактики и преодоления эмоционального выгорания очень много, но самое главное — поддержка педагогов в процессе деятельности, то есть в стенах ДОУ, внутри коллектива. Потому что синдром эмоционального выгорания нельзя назвать личной проблемой — она касается не только конкретного человека, но и организации, в которой он работает: снижается эффективность педагога, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения. Большую роль в формировании синдрома играют не только индивидуальные характеристики самих профессионалов, но и особенности их деятельности, а также условия и содержание труда.

Для этого руководителю, важно продумать алгоритм правильных действий по реабилитации воспитателя. Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим. Тем не менее и в том, и другом случае следует придерживаться единых мер. Важно помнить, что риск выгорания снижает стабильная и привлекательная работа, предоставляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста. Степень неудовлетворенности педагога своей работой оказывает огромное влияние на его эмоциональную сферу. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции и даже вспышки агрессивности. В итоге педагог после трудовой смены не может расслабиться, позабыть неприятности, отдохнуть. Следовательно, неудовлетворение профессиональных потребностей может привести к развитию негативных эмоциональных состояний, таких как депрессия и эмоциональное выгорание. В то же время чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздражительность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие.

 Таким образом, в современных реалиях дошкольного образования довольно распространен крайне опасный во всех отношениях парадокс, в рамках которого наиболее значимыми членами педагогических коллективов оказываются сотрудники, чья профессиональная и личностная активность и, более того, психологическая адекватность снижаются в силу совершенно объективных причин. Чем больше педагог и воспитатель вкладываются в развитие детского коллектива, причем вне зависимости от того, обусловлено это отчетливо высоким либо столь же отчетливо низким исходным уровнем этого развития, тем интенсивнее происходит формирование синдрома эмоционального выгорания. Подобное положение вещей несет высокий риск демотивации значительной части педагогов и воспитателей относительно этого важнейшего с точки зрения социализации и личностного развития старших дошкольников аспекта их профессиональной деятельности. Важно отслеживать перемены в состоянии подчиненных, что и как с ними происходит. Подталкивайте их к диалогу. Открытое доброжелательное общение — залог психологического комфорта для вас и ваших сотрудников.

 Е. В. Котова рассматривает следующие способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:

 — работа с личностными особенностями (личностная выносливость, стремление к самоактуализации);

 — овладение способами саморегуляции эмоциональных состояний;

— реализация приемов визуализации; использование активизирующих техник и методов релаксации;

— прояснение и взращивание аутентичных экзистенциальных установок.

 При проведении определенной работы большое количество воспитателей могут справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. И в плане преодоления эмоционального выгорания появляется возможность развития профессиональных компетенций педагога. Е. В. Котова в качестве значимых компетенций выделяет: способность и готовность к непрерывному образованию и постоянному совершенствованию; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; способность и готовность к работе в высококонкурентоспособной среде; умение адаптироваться к переменам, умение ориентироваться в потоке информации и т.д.

Проблемы педагога — это проблемы всего современного общества. Все инновации в образовательной системе касаются наших детей, а педагоги остаются наедине со своими проблемами. Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, посвящающим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.

 Следовательно, разработка и реализация комплексной системы профилактики и преодоления проявлений эмоционального выгорания педагогов с учетом его показателей, факторов влияния, стадий развития могут рассматриваться как одна из задач управления дошкольной образовательной организацией.

Источники 1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 28—34. 2. Антропова Л. В. От чего устает современный учитель и 10 советов восстановления его сил // Школ. технологии. — 2003. — № 4. 3. Васильева Н. А. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации. — Чебоксары, 2016. 4. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/. 5. Иванова М. А. Профессиональное здоровье педагога: как не допустить профессионального выгорания. — М., 2015. — С. 32—41. 6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // hr-анонс — новости мира эйчеров. — [Электронный ресурс]. — URL: http://hr.qetu.net/. 7. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог. — 2006. — № 16. — [Электронный ресурс]. — URL: http://psy.1september.ru


Рецензия

На статью «Способы профилактики эмоционального выгорания у педагога ДОУ»

Р. А. Никифорова

Представленная  статья несомненно актуальна, поскольку в современном мире на рынке труда и социальных стрессов растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников образовательных организаций.

В данной статье затрагивается проблема эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Факторы  влияющие на педагога и вызывающие синдром выгорания – это утрата эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляются симптомы эмоционального, умственного истощения, физического утомления, снижение удовлетворения исполнением работы.

Автором проведена серьезная работа по определению профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Р. А. Никифорова указывает на то, что решение проблемы актуально на любых её стадиях проявления.

Педагогу необходима поддержка в процессе деятельности, в коллективе, со стороны руководителя. В качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания необходима личностная выносливость; овладение эмоциональных состояний; реализация приемов визуализации.

Статья Р. А. Никифоровой « Способы профилактики эмоционального выгорания у педагога ДОУ» соответствуют всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

Нурмиева Марина Юмадиловна

402-ДО

«Челябинский педагогический колледж №1»



Предварительный просмотр:

Защитное слово к курсовому проекту

«Разработка методического пособия для освоения лепки из пластилина для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста»

1слайд

Здравствуйте , я Нурмиева Марина Юмадиловна студентка 3 курса представляю свое исследование на тему Разработка методического пособия для освоения лепки из пластилина для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста

Руководитель Буторина Валентина Владимировна

2слайд

На современном этапе развитие общества связано с внедрением в жизнь различных технологий: информационных, телекоммуникационных, образовательных и др. Это привело к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: он должен уметь проектировать, принимать решение, выполнять творческую работу, овладевать элементами технологической культуры.

Формирование технологических умений детей опирается на пространственное представление и логическое мышление.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно-технологического прогресса.

3слайд

На основании проблемы исследования представляю цель курсового проекта приступить к разработке методического пособия «Лепка из пластилина» для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста.

Объекты и предметы исследования представлены на экране.

4слайд

Методы исследования представлены на экране

5слайд

Задачи исследования можете также увидеть на экране

6слайд

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технологических  умений у детей  дошкольного возраста показал, что данная проблема широко исследована в теоретических и практических трудах выдающихся зарубежных и отечественных психологов и педагогов прошлого и современности.

Фамилии представлены на экране (Л.И. Божович, Н.Ф. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др). 

7слайд

В теории нами рассмотрена психолого - педагогическая литература по проблеме формирования технологических умений у детей дошкольного возраста, которая  свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают формирование технологических умений ребёнка.

8слайд

Технологические умения определяются как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

9слайд

Лепка для детей является не только  частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир, но и формирование технологических умений.

10слайд

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, формирование у  детей изобразительные и технические умения, создание интереса к данному виду деятельности.

Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играют технологические умения.

11слайд

В курсовом проекте мы  разработали пособие, которое может использоваться на занятиях продуктивной деятельности в детском саду. Задачей методического пособия является оказание практической помощи воспитателям и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

12слайд

Из чего состоит наше методическое пособие вы можете увидеть на экране

13слайд

Продумывая методику проведения занятия, учитывались индивидуальные особенности воспитанников, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

14слайд

Изучив особенности лепки можно сделать вывод, что занятия лепкой способствуют формированию технологических умений, художественного вкуса, индивидуальности.

Кроме того у детей формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В данном курсовом проекте был рассмотрен вопрос разработки методического пособия для освоения лепки из пластилина для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста

15слайд

В дипломном проекте мы планируем продолжить разработку методического пособия «Лепка из пластилина»



Предварительный просмотр:

Значение художественного слова

на занятиях по изобразительной деятельности

«В 4 года, в 3 и в 5, все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки…все нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе и мир в семье и на Земле».

Перед педагогом, знакомящим детей с изобразительным искусством стоит задача развития у детей чувства прекрасного, формирования высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Н. К.Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия, фольклорные произведения, сказки.

Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитываетХудожественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Для того чтобы стихотворение о природе привлекло детей, необходимо использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой.

Ритмичность звукоподражание, мелодичность делает стихотворение привлекательным, образным, пробуждает воспоминания о звуках леса. Звук пробуждает цвет, запах и т. д.

Потешки, поговорки, пестушки, загадки также обладают привлекательной для детей ритмичностью и образностью, что делает впечатление ребенка ярким, динамичным и способным сподвигнуть ребенка к желанию выплеснуть эту яркость в своей работе.

Художественный текст следует подбирать правильно. Например , на занятиях по рисованию когда нужно подчеркнуть форму, величину, характерные детали,  цвет.

Остренькие зубки,

Рыженькая шубка.

              Хитрый маленький зверек

                               По деревьям прыг да прыг.(Загадка)

Можно предложить ребенку отгадать, кого (или что) они будут сегодня рисовать.

 В этом случае подбирается такой тест, в котором отражаются характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа (или явления), который дети должны угадать и передать в своих работах.

                                 Что за зверь лесной

                                 Встал, как столбик,

                                 Под сосной

                                 И стоит среди травы –

                                 Уши больше головы?

Или например:

Расти, расти, яблонька подрастай!

Цвети, цвети, яблонька расцветай!

                                               Золотое солнышко, ярче гори!

                                               Созревайте, яблоки, поскорей!

После чтения этого стихотворения детям дается задание нарисовать яблоньку так, как они ее себе представляют по стихотворению.

 Или дети рассматривают ромашку, которую они должны рисовать с натуры, а воспитатель читает следующие строки:

                                           На полянке, у дорожки

                                           Рос цветок на тонкой ножке.

                                           С ярко-желтой серединой,

                                           С гибкой, как тростинка, спинкой,

                                           В белой шелковой рубашке,

                                           А зовут его ромашка.

Слушая текст, дети стараются увидеть в предмете те признаки, детали, о которых говорится в отрывке стихотворения, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенное эмоциональное отношение.

В отдельных случаях художественное слово применяют в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает, что ему делать дальше. Воспитатель стараясь не мешать другим детям, читает ребенку стихи:

 

 

                                           Пришла, рассыпалась; клоками

                                           Повисла на суках дубов,

                                           Легла волнистыми коврами

                                           Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин).

 

Ребенок дополнит свой рисунок.

Приведем еще один пример: дети рисовали на тему «Снегопад». В ходе работы воспитатель заметил, что у всех детей получаются одинаковые снежинки – пятна. И тогда педагог предложил послушать, что рассказал о снежинках писатель В. Архангельский: «С неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивей другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями…» И рисунки детей сразу расцвели необыкновенными цветами и звездами.

 В младшей группе  возможности применения художественного слова еще ограничены. Главным образом, художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием снизит эмоциональный настрой и желание рисовать. Этот же стишок можно вспомнить и в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.

     Художественный образ влияет на содержание детских работ. Динамика образа ( снег кружится, падает), указания на цвет (белый снег) влияют на выразительность детских работ.

В среднем дошкольном возрасте  использование художественного слова занимает больше места, чем в предыдущих группах. Художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. Следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Например, начиная занятие с чтения стихотворения:

                                           Падают, падают листья,

                                           В нашем саду листопад,

                                           Желтые, красные листья

                                           По ветру вьются летят,

воспитатель старается воспроизвести в памяти детей видимый ими листопад. Восприятие стиха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе.

В старшей группе   использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие.

Наиболее целесообразно использовать сочетание методов и приемов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:

     1 этап – наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстраций, рисование;

     2 этап - чтение произведения, рассматривание одной-двух картин, беседа, рисование;

     3 этап – чтение произведения, беседа, рисование.

В подготовительной группе  больше возможностей в использовании художественных словесных образов. воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительной деятельности. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.

 Итак, в подготовительной группе можно рекомендовать следующие методы и приемы обучения пейзажному рисованию на темы литературных произведений (следует соблюдать ту последовательность, в которой они рекомендуются.)

1. наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения; беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;

2. предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;

3. рисование только на основе восприятия поэтического произведения;

4. рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.

Таким образом, использование сюжета сказки, включение зачина, загадки, стихотворения позволяет сделать каждую часть занятия органичной, естественной. И такие занятия проходят живо, радостно. И итогом занятия мы получаем эмоциональные выразительные детские работы и хорошее настроение детей. Отсюда следует, что для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка 2 курса группы 202-до нурмиева марина юмадиловна Сергей В ладимирович Михалков (1913-2009)

Слайд 2

Сергей Владимирович Михалков « Пером – оружием своим, Что я в руках держу , Всем честным людям трудовым Я , как солдат, служу » С. В. Михалков

Слайд 3

Сергей владимирович михалков

Слайд 7

Ты не спишь, Подушка смята, Одеяло на весу… Носит ветер запах мяты, Звезды падают в росу. На березах спят синицы, А во ржи перепела… Почему тебе не спится, Ты же сонная легла? Ты же выросла большая, Не боишься темноты… Может, звезды спать мешают? Может, вынести цветы? Под кустом лежит зайчиха, Спать и мы с тобой должны, Друг за дружкой Тихо, тихо По квартирам ходят сны. Где-то плещут океаны, Спят медузы на волне. В зоопарке пеликаны Видят Африку во сне. Черепаха рядом дремлет, Слон стоит, закрыв глаза. Снятся им родные земли И над землями гроза. Ветры к югу повернули, В переулках — ни души. Сонно на реке Амуре Шевельнулись камыши, Тонкие качнулись травы, Лес как вкопанный стоит… У далекой У заставы Часовой в лесу не спит. Он стоит, Над ним зарницы, Он глядит на облака: Над его ружьем границу Переходят облака. На зверей они похожи, Только их нельзя поймать… Спи. Тебя не потревожат, Ты спокойно можешь спать Я тебя будить не стану: Ты до утренней зари В темной комнате, Светлана, Сны веселые смотри. От больших дорог усталый, Теплый ветер лёг в степи. Накрывайся одеялом, Спи… Ветры к югу повернули, В переулках — ни души. Сонно на реке Амуре Шевельнулись камыши Сергей Михалков Светлана

Слайд 10

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создает пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. Сергей Владимирович говорил: « Я стараюсь работать в разных жанрах: пишу стихи, пьесы, сценарии для взрослых и детей, песни, сатиру, статьи, заметки… Я считаю, что работа в разных жанрах взаимно обогащает их».

Слайд 11

Творчество сергея михалкова



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Здравствуйте дорогие слушатели и зрители. Меня зовут Нурмиева Марина я студентка 3 курса педагогического колледжа №1. Сегодня я вам расскажу что такое пальчиковые игры и зачем они нужны.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у ребенка речь и моторику. Игры способствуют развитию формирования кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают основу для связности будущей речи, развитию точных действий пальцев ладони, а также синхронизации рабочих действий полушарий головного мозга.

Дело в том, что в правой части мозгового полушария у человека возникают образы предметов и явлений, а в левой части они вербализируются в словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря связующему фактору между левым и правым полушариями. Чем выше умственное развитие, тем быстрее и чаще происходят нервные импульсы, повышается уровень внимания и способностей. Для быстрого развития речи ребенка и формирования умственного развития стоит с раннего детства проводить пальчиковые игровые занятия.

С помощью проведения такого рода игр у детей появляется внимательность, сосредоточивание, а также происходит формирование взаимоотношений малыша с родителями. Дети с радостью за взрослыми повторяют движения и тексты. Пальчиковые игры для детей можно проводить с 1-2 лет. Методика пальчиковых игр может быть разнообразной: это могут быть считалочки, игры на внимательность, развитие памяти.

Для привлечения внимания детей можно использовать во время пальчиковой игры музыкальное сопровождение. Занятия с пением не только заинтересует малышей, но и позволит проводить игры с большей эффективностью, создавая новые виды игровых упражнений. При проведении детских пальчиковых игр можно использовать небольшие металлические шарики для перекатывания их между пальцами рук. Данный метод производит благоприятное действие на работу сердечно-сосудистой системы, снимает эмоциональное напряжение, развивает силу и ловкость кистей рук.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

   Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

 Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

«Хома-хомячок» (игра на сопротивление). Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребёнок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок.

Ну-ка, ну-ка, разожми,

Что найдёшь — себе возьми.

«Колечки». Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счёту соединяет его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочерёдно с указательными, средними, безымянными, мизинцами, а затем продолжает игру в обратном порядке. Подросший малыш (в 1,5—2 года) в такт счёту или песенке взрослого сам поочерёдно смыкает пальцы в колечки.

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла - (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Виды упражнений

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

- Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т. д.). Но пальчико-вые игрыобладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы по-могаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нурмиева Марина Юмадиловна студентка 302 ДО группы Курсовой проект « Разработка методического пособия для освоения лепки из пластилина для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста» Руководитель- Буторина Валентина Владимировна

Слайд 2

Актуальность проблемы Н а современном этапе развитие общества связано с внедрением в жизнь различных технологий: информационных, производственных, телекоммуникационных, образовательных и др. Это привело к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, принимать решение, выполнять творческую работу, овладевать элементами технологической культуры и умениями.

Слайд 3

Проблемой исследования занимались Л.И. Божович , Н.Ф . Вишнякова , А.Ф. Лазурский, А.М . Матюшкин, Л.А . Парамонова, С.Л . Рубинштейн и другие

Слайд 4

Цель исследования : приступить к разработке методического пособия «Лепка из пластилина» для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста. Объект исследования – процесс формирования технологических умений у детей дошкольного возраста через лепку. Предмет исследования – лепка из пластилина как средство формирования технологических умений детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Задачи исследования - изучить и проанализировать основную психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; - исследовать методику (формы, средства, методы), позволяющую сформировать у детей дошкольного возраста технологических умений через лепку из пластилина; - начать проектирование пособия по формированию технологических умений детей дошкольного возраста через лепку из пластилина .

Слайд 6

Методы исследования анализ психолого-педагогической; методической , и другой литературы по теме исследования; проектирование; обобщение; систематизация .

Слайд 7

Глава 1. Возможности лепки из пластилина при формировании технологических умений у детей дошкольного возраста Рассмотрены вопросы :

Слайд 8

Технологические умения это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно-технологического прогресса.

Слайд 9

К технологическим умениям относятся: - умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности; - умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выполнять определенные действия - умения по разработке, построению и моделированию объектов, связанных с преобразовательной деятельностью; - умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия от идеи до ее воплощения; - умение осуществлять анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания; - умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности - умение работать по схеме, заданным условиям, технологической карте.

Слайд 10

Лепка придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры

Слайд 11

Виды лепки

Слайд 12

Глава 2. Методика организации занятий по продуктивным видам деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием техники лепка из пластилина для формирования технологических умений Рассмотрены вопросы :

Слайд 13

Обратимся непосредственно к методическому пособию «Лепка из пластилина» Пособие состоит из : обложки ; титульного листа; пояснительной записки; содержания; сведений о лепке; карты смешивания пластилина технологических приемов при работе с пластилином комплекта методических разработок занятий списка использованных источников.

Слайд 15

Заключение В данном курсовом проекте был рассмотрен вопрос разработки методического пособия для освоения лепки из пластилина для формирования технологических умений у детей дошкольного возраста. Считаю , что поставленная цель и задачи были решены. Нами был создан методический продукт, который можно использовать на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Слайд 16

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить работу по разработке методического пособия и апробировать его в ДОО.



Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источники творчества мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В течении моей небольшой рабочей деятельности, в должности воспитателя на разных возрастных группах, проводила занятия по изодеятельности в 1,2 младших группах, средней группе и в разновозрастной группе. Занятия проводились в соответствии с поставленными задачами программы « От рождения до школы», с календарно-тематическим планированием, с годовым планом учебно-воспитательной работы ДОУ. Особое внимание уделяла нетрадиционным техникам рисования.

Провела открытый просмотр по изодеятельности с применением нетрадиционной техники рисования – отпечаток яблоком (половинка). Мастер-класс для воспитателей ДОУ. Рисование втулкой от туалетной бумаги «Рисуем совушек».

Провела рисование в следующих техниках: рисование паличиками, рисование ладошками, печать из яблок, монотипия, пластилинография, рисование ватными палочками, жесткой полусухой кистью «тычок».

В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует.

Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на

следующих принципах:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к

сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

- принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в

воспитательный процесс.

- принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов

изобразительной деятельности.

- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,

полученное ребенком от окружающей действительности.

- принцип доступного материала.

Многие техники на первом этапе требуют индивидуальности с каждым ребенком. Работы своей красочностью и необычностью еще больше заинтересовывают детей. Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, радуясь своему успеху.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В своей работе я пробовала некоторые способы нетрадиционной техники рисования, и все они понравились детям.

Во время прогулки рисовали палочкой на песке, мелками на асфальте, палочкой на снегу доступные возрасту сюжеты, обыгрывали их. При наблюдении, рассматривании и обыгрывании используем художественное слово, тем самым развивая речь, вызывая эмоциональный отклик.

1.Работая с детьми 2-3 лет использовала рисование пальчиками и ладошками, получилась коллективная работа «Осеннее дерево». Дети получили массу впечатлений и удовольствие от полученного результата.

Так же  у  всех детей во время рисования цветными карандашами линия была не яркой, или карандаш вовсе не оставлял след-проблема в нажиме. У некоторых детей бумага рвалась, так как нажим был сильным. Дети не умели ориентироваться на листе бумаги и выходили при рисовании за край листа. Лишь очень малая часть имели навыки пользования карандашом. На кисть многие дети давили слишком сильно. Также трудности возникли с набором краски, лишнюю необходимо отжимать о край баночки она капала на пол, на лист бумаги, дети пачкались.Это было обусловлено особенностями возраста, так как мелкая моторика развита еще недостаточно. Мелкие мышцы рук детей еще слабы, движения не координированы. Многие дети неправильно держали кисть, зажимали ее в кулак . Для того, чтобы развивать мелкую моторику у детей я использовала различные игры: шнуровки, игры с прищепками, ежедневно проводили пальчиковую гимнастикуА также ежедневное одевание, застегивание пуговиц  способствовало развитию мелкой моторики.

2.Работая в средневозрастной группе использовала монотипию, тычок, пластилинографию.

Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинали с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку.

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

«Тычок» сухая кисть. Очень интересный и самый простой способ рисования сухой кистью. Рисуя в такой технике получаешь насыщенные красивые рисунки. Главное условие рисования - гуашь не должна быть сухой. Вода при такой технике рисования нам нужна только для того, что бы промыть кисточку. И тряпочка! Тряпочка для того, что бы каждый раз, когда мы промываем кисточку, мы могли ее вытереть о тряпочку.

3. В средней группе использовала рисование ватными палочками. 

Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза.  Занятие это очень увлекательное, интересное. И очень красиво получается на бумаге. Должна сказать, что почти всем детям, такой необычный способ рисования, пришелся по душе.  

4.Во второй младшей группе использовала технику рисования-отпечаток яблоком (половины).

Здесь совсем не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью. Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

При помощи кисточки наносим краску на штамп (половину яблока). Переворачиваем штамп краской вниз и аккуратно ставим отпечаток на поверхности листа бумаги.

Все дети с большим желанием занимаются изодеятельностью на занятиях и в свободной деятельности.

Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают детям проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графика Выполнила студентка 3 курса педагогического колледжа №1 Н урмиева Марина