Развитие познавательного интереса в процессе организации опытов и экспериментов в природе
статья по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дошкольники достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, которые наглядно предстают перед ними в процессе экспериментирования.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса  в процессе организации опытов и экспериментов в природе

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

        Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дошкольники достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, которые наглядно предстают перед ними в процессе экспериментирования.

        Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами .

        За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.        

        В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование .

        Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.            

        В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова , О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской , Н.Н. Совгир , А.И. Савенкова , О.В. Афанасьевой.

        Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова , И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир .

        Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

        Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

        Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

        Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

        Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

        В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

        Словесно-логическое мышление детей  формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

        В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Списоклитературы:

1. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд., - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

2. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек. / А.И. Иванова. - М.: Сфера, 2010. - 224 с.

3. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 79 с.

4. Поддьяков, А.Н. исследовательское поведение: стратегии поведения, помощь, противодействие, конфликт. 2-ое изд., испр. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 240 с.

5. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008. - 64 с.

6. Савенков, А.И. Курс лекций «Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников». - М.:  Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников.

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников. Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окру...

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников

в работе рассмотрены некоторые приемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...

конкурсДоклад Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников

Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:...

Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

Развитие познавательного интереса путём организации исследовательской деятельности старших дошкольников

исследовательская деятельность дошкольников на примере занятия по методике А.И. Савенкова...