Проект "Пещеры"
проект (подготовительная группа)

Россоха Алла Николаевна

Проект "Пещеры" для детей подготовительной группы. Дети в этом возрасте очень любознательны. При проведении проекта узнают много интерсного и еще послушают чудесную музыку Э.Грига.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_peshchery.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ТЕРЕМОК».

«Музыкальное путешествие по таинственным пещерам».

         Работу выполнила:

 музыкальный руководитель Россоха А.Н.

  ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

  1. Адресация. Тема: «Музыкальное путешествие по таинственным пещерам с Эдвардом Григом». Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Эдварда Грига, опираясь на произведение «В пещере горного короля».
  2. Задачи: 1) выяснить, что такое пещеры; 2) прослушать музыкальное произведение Э.Грига «В пещере горного короля» 3) познакомиться с творчеством композитора; 4) придумать и нарисовать таинственных обитателей пещер.
  3. Тип проекта: - по доминирующей деятельности – практико-ориентированный; по продолжительности – краткосрочный.
  4. Проект подразумевает изучение теоретического материала о творчестве композитора Э.Грига, практического прослушивание музыкального произведения, просмотр видео-фильма о пещерах и рисование таинственных обитателей пещер. Результаты проекта могут использоваться для выставки родителям и на музыкальных занятиях в подготовительной группе по изучению творчества Э.Грига.

План выполнения проекта.

1 Сбор и обработка теоретического и музыкального материала

- Что такое пещеры?

-Какие бывают пещеры?

- Кто такой композитор Э.Григ?

-Кто живет в пещерах?

- Кто такие гномы?

- какая музыка по характеру звучания?

2. Создание видео –фильма «Пещеры».

3. Прослушивание музыкального произведения «В Пещере горного короля» норвежского композитора Э. Грига.

4. Просмотр видео-фильма «Пещеры».

5. Рисование акварельными красками таинственных существ, обитающих в пещерах.

6. Выставка рисунков для родителей.

« В пещере горного короля»

а) вступительное слово музыкального руководителя.

-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Б) задание для прослушивания:

Попробуем ответить на вопросы гнома:

  1. Какой характер музыки?
  2. Какой инструмент ( оркестр) исполняет?
  3. Расскажите о ваших впечатлениях.

Слушание « В пещере горного короля»

 Анализ прослушивания:

Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.

В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов.

О пещерах.

С каждым гротом и озером связана легенда, поэтому у них необычные названия.

В пещерах очень часто встречаются сталактиты – свешивающиеся с потолка «сосульки» разных размеров, и сталагмиты – образования, тоже похожие на сосульки и растущие из пола пещеры. Как же они образуются? Вода, просачиваясь, вымывает минералы – кальцит. Когда капельки капают, сверху образуются сталактиты, снизу сталагмиты. Сталактиты и сталагмиты часто сращиваются, образуя сталагнаты.

Несмотря на холод и темноту, в пещере есть свои обитатели – это летучие мыши, а в озерах водятся рачки.

Норвежский композитор Эдвард Григ: биография .

 В произведениях искусства сохраняются особенности менталитета, отражается культура народа, представитель которого выступает автором шедевра. Сказанное относится и к музыкальному искусству. На творчество композитора влияют география местности, климат, жизнь и быт людей, фольклорные мелодии, легенды, предания. Увиденное и услышанное пропускается через душу гения, и мир получает новые симфонии, кантаты, пьесы, прочие бессмертные творения. Отличительные черты есть и у музыки Скандинавии. Композиторы северной Европы, изучив мировое музыкальное наследие, создали уникальный ритмичный такт. Один из наиболее известных скандинавских композиторов – Эдвард Григ.

 Детские годы

 Будущий композитор родился 15 июня 1943 года в провинциальном норвежском городке Бергене. Отец мальчика Александр Григ трудился в британском консульстве, а мать Гесина Григ (Хагеруп) играла на фортепиано. Маленький Эдвард обучался музыке с шести лет. Первым учителем была мама. У ребёнка обнаружились музыкальные способности, но о серьёзных занятиях музыкой речь ещё не шла. Однажды к Григам приехал друг семьи – известный в то время скрипач и композитор Улле Булль. Услышав музицирование Эдварда, Булль посоветовал родителям отправить парня в Лейпцигскую консерваторию. Музыкант уже тогда понимал, какую известность приобретёт Эдвард Григ: биография , а также созданные им произведения спустя годы станут достоянием всего мира. Студенчество Годы учёбы приносили не только радость, но и разочарования. Григ брал уроки у выдающихся музыкальных педагогов Эрнста Вентцеля и ИгнацаМошелеса. Музыканты с удовольствием раскрывали секреты своего мастерства ученикам, но и требования к юным дарованиям были высоки. Как и другие студенты, Григ репетировал с утра до вечера, прерываясь только для того, чтобы поесть. Нагрузки оказались непосильными, и в 1860 году юноша тяжело заболел. Из-за болезни занятия пришлось прервать и вернуться к родным. Эдвард Григ, биография которого впоследствии будет изучаться в музыкальных школах, не состоялся бы как композитор, если бы не помощь близких. Борьба с недугом оказалась нелёгкой, но благодаря тщательному уходу, молодой человек встал на ноги. Родители хотели, чтобы их сын остался дома, но парень вернулся в Лейпциг и продолжил обучение. По завершении обучения Эдвард получил диплом пианиста и композитора. Вниманию публики и профессорско-преподавательского состава выпускник предложил миниатюры собственного сочинения, получившие высокую оценку и профессионалов, и любителей музыки. Музыкальное общество После окончания консерватории Эдвард Григ вернулся на родину. Молодого композитора и пианиста интересовала национальная культура, и он загорелся идеей создания самобытной музыки Скандинавии. С группой единомышленников Эдвард организует музыкальное общество, члены которого пишут, исполняют и пропагандируют свои произведения. В этот период Григ сочиняет фортепианную сонату, сонату для скрипки и фортепиано, романсы, увертюру «Осенью» и «Юморески». Талант композитора высоко оценивают современники. Спустя какое-то время Эдвард Григ, биография (краткое содержание) которого включает и личные отношения, становится семейным человеком. Любимая супруга Нина Хагеруп принимает участие в концертах, исполняет романсы мужа. Биография Эдварда Грига  была бы неполной без описания просветительской деятельности композитора. Переехав в Осло, Григ приступает к созданию музыкального учебного заведения Норвегии, Музыкального общества. Композитора поддерживают писатели, общественные деятели, другие представители интеллигенции. В результате сотрудничества с Б. Бьёрнсоном появились музыкальные драмы по скандинавскому эпосу «Эдды». Также в этот период были написаны фортепианный концерт и лирические пьесы. Мировая известность Вскоре Эдвард Григ становится известным за пределами Скандинавии. Большую роль в этом сыграл Ф. Лист. Государство предоставило Григу пожизненную стипендию, что позволило композитору вернуться в родной город и посвятить себя творчеству. Эдвард много путешествует, изучает быт норвежских крестьян, наслаждается красотами природы. Полученные впечатления отражены в одном из наиболее известных произведений – сюите «Пер Гюнт». Пик славы Эдварда Грига – 80-е и 90-е годы позапрошлого века. Его приглашают выступать в Данию, Германию, Голландию, Англию и другие страны Европы. В 1889 году Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 – почётным доктором Кембриджского университета. На родине композитор занимается общественной деятельностью: организует фестиваль норвежской музыки (проводится и сегодня), интересуется работой концертных и хоровых обществ, пишет очерки и статьи о творчестве коллег, издаёт сборники народных песен и танцев. Таков был Эдвард Григ. Краткая биография композитора известна не только музыкантам, а созданные Григом произведения пополнили фонд классической музыки. При жизни композитор дружил с П.И. Чайковским, мечтал поехать в Россию, дать концерты в Англии, но творческие планы нарушила болезнь. Композитора не стало 4 сентября 1907 года. Позже на вилле Трольхауген, где прошли последние годы гения, открыли мемориальный дом-музей.

  В подготовительной группе прошло музыкальное занятие. Дети познакомились с норвежским композитором Эдвардом Григом. Прослушали музыкальный отрывок из сюиты «Пер Гюнт» - « В пещере горного короля». Посмотрели видео-фильм «Удивительные пещеры». Пережитые впечатления ребятишки отразили в рисунках.

« Что у меня на рисунке».

Ярослав:

«Ну, сокровища в логове гномов. Я запомнил, что гномы маленькие. Некоторые хорошие, некоторые нехорошие».

Тимофей:

« У меня на рисунке минералы. А этот человек попал в страну гномов. А это подземный ключ. А еще нарисовал монеты – две, а в сундуке больше».

Ксюша:

« У меня гном в красной шапочке, он в пещере живет, ищет сокровища. У него есть друзья. Еще и музыка красивая, суровая, в начале – мягкая, в конце – громкая, суровая. Слышно было, как они кристаллы добывали».

Алина и Алиса:

«Я нарисовала, что гномы добыли золото. У них большие необычные ушки. А я нарисовала, что они живут в пещерах, а там холодно. Гномы очень маленькие, крошечные, если они рядом с человеком».

Полина:

« Я нарисовала гномика, который нашел сундук с сокровищами. Некоторые гномы живут в лесу, под корнями дерева, некоторые в пещерах. Скорее всего гномиков , наверное, нет, не существуют, их придумал композитор и сочинил музыку».

Арина:

« На рисунке гномик. А после занятия мне запомнился старый гномик, он сидит в кресле-качалке, греется возле камина, а сам маленький, как мышка, ну, чуть больше. И музыка красивая, инструменты красиво звучали. Я в пещере не бывала».

Уля:

« Я нарисовала, как гномик смотрит, как другой плавает в озере подземном в пещере. А еще запомнилось, что композитор старенький, но музыка у него необычная, красивая».

Сережа:

« На этом рисунке гномик нашел монетки, кристаллы. Некоторые сталагмиты упали и в них оказались маленькие кристаллы. Мне музыка этого композитора сильно понравилась. Звучала то тише, то громче – это так идут гномы. И пещеры, ой, какие: то сталагмиты висят, то река в пещере течет. Мне это сильно понравилось».

Даша:

 « У меня нарисовано, как гномик копал землю и нашел огромный сундук. А из рассказа на занятии  запомнилось, что человек, который попал в пещеры, не хотел жениться на принцессе гномов. Они могут быть и плохими, и хорошими».

  В подготовительной группе прошло музыкальное занятие. Дети познакомились с норвежским композитором Эдвардом Григом. Прослушали музыкальный отрывок из сюиты «Пер Гюнт» - « В пещере горного короля». Посмотрели видео-фильм «Удивительные пещеры». Пережитые впечатления ребятишки отразили в рисунках.