Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
материал

Мальцева Евгения Владимировна

   Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.  Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. Сейчас остро встала проблема экологического воспитания дошкольников

 Под экологическим воспитанием детей понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Работая с детьми я, наблюдаю такую тенденцию, они не проявляют особого интереса к охране природы родного края и бережного отношения к ней, затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Беседуя с детьми на темы экологического воспитания заметила, что у них недостаточно сформирован стиль поведения в природе (не оставляй после себя мусор, не разоряй муравейник, не срывай цветок и листок без надобности). Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного отношения к природе родного края. В настоящее время наблюдаю процесс отчуждения детей от природы, который проявляется в самых различных формах: жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия. 

Считаю., что необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_prilozhenie_10.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Сказка»

Карасукского района, Новосибирской области

Система работы

по теме:

«Экологического воспитания детей старшего

 дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

                                              Составила воспитатель: Мальцева

Евгения Владимировна

г Карасук

2021 год

   Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.  Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. Сейчас остро встала проблема экологического воспитания дошкольников

 Под экологическим воспитанием детей понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Работая с детьми я, наблюдаю такую тенденцию, они не проявляют особого интереса к охране природы родного края и бережного отношения к ней, затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Беседуя с детьми на темы экологического воспитания заметила, что у них недостаточно сформирован стиль поведения в природе (не оставляй после себя мусор, не разоряй муравейник, не срывай цветок и листок без надобности). Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного отношения к природе родного края. В настоящее время наблюдаю процесс отчуждения детей от природы, который проявляется в самых различных формах: жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия.  

Считаю., что необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Особое место и значение в системе экологического образования занимают дидактические игры. Таким образом, игровой метод является преобладающим и основным в организации развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы. Поэтому я считаю в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания человека оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются в детстве. Именно поэтому проблема экологического воспитания и экологической культуры и является актуальной, для меня.

Методические рекомендации: Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию экологических умений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО, посредством дидактических игр.

Новизна моей педагогической инициатив, опыта заключается в том, что дидактические игры рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников экологических представлений о природе. Применение дидактических игр в организованной деятельности позволило повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применяя дидактические игры в свободной деятельности позволило мне их использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.   

Исходя из этого, основная идея моей работы заключается в создании условий для развития экологических умений дошкольников старшего возраста посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.

Реализация работы по развитию экологическому воспитанию дошкольников.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.

В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяю методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда проявляю самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольники предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.

После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитие ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса: решать образовательные задачи не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности с детьми наблюдениях, беседах, прогулках, игровой деятельности, режимных моментах. Развивающая предметная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:

  • Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
  • Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
  • Лаборатория – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
  • Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.

Использую различные педагогические технологии, позволяющие развивать экологическое представление детей, посредством дидактических игр, что делает процесс обучения интересным, занимательным. (Приложение № 1)

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на активизацию экологического развития в процессе обучения.

  Информационные технологии для меня один из путей реализации ФГОС ДО. С их помощью я открываю новые возможности для развития экологических навыков через игровую деятельность (дидактическую игру). Для меня, как педагога - ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть интернет (это поиск не только информации, но и обмен опытом работы и дистанционное обучение, участие в вебинарах).

Триз-технология. В своей работе я применяю приемы этой уникальной технологии, в непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах использую методическое пособие «Кольца Луллия», которые считаю эффективными в экологическом воспитании.  При использовании ТРИЗ активизируется уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности.

Технология проблемного обучения. Её применение помогает формировать мотивацию достижения успеха, умение самостоятельно находить ответы на вопросы: зачем, как, почему? Ребенок оперирует своими знаниями, представляет ситуации и пытается найти правильный путь для ответа на вопрос. Заданные вопросы побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Технология проектной деятельности помогает мне воспитывать в детях активность, самостоятельность, способность принимать решения, ставить цели, планировать ставлю деятельность. В ходе проектной деятельности у детей развивается не только познавательная способность, но и речь. При реализации проекта дети участвуют в процессе наглядного моделирования, учатся анализировать сложившиеся модельные представления. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, развивает творческие способности.

Здоровьесберегающие технологии.  Целью здоровье сберегающих образовательных технологий, является обеспечение ребенка в условиях комплексной информатизации образования возможностью сохранения здоровья, формирование необходимых компетенций не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, возможность использования полученных знаний в повседневной жизни. Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет активизировать дошкольника, формируя основы личностной культуры. Здоровьесберегающие технологии обеспечиваю накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учу различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познаю сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам. В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии применяю двигательных гимнастиках, физминутках, пальчиковых гимнастиках, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при реализации задач по всем образовательным областям.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.

Таким образом, применяемые мною технологии у детей накапливают не только значительный объем знаний, но и развивает экологическое представление.

Этапы проведения дидактических игр для экологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Обобщающий

Подготовительный этап - цель работы данного этапа заключалась в формировании

экологических представлений. Систематичность я обеспечивала ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, беседы с детьми на различные темы: (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики», рисунки-загадки «На что похоже облако?» и тд). Систематическое проведение игр мне помогло в решении вопросов в уточнение, расширение имеющихся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, способствуют оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. 

  Исследовательский этап- цель работы: повысить познавательные навыки, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, умение делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.

Закрепляющий этап- этот этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогали закрепить полученные знания и навыки детей.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр я одновременно принимала роль воспитателя и являлась участником игры.

Руководство дидактическими играми я осуществляла в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входил:

• отбор игры в соответствии с поставленной задачей – экологические представления;

 • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей возрастной группы;

 • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

 • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, я отводила в групповой комнате или на участке;

• определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

 • подготовка необходимого дидактического материала (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

 • подготовка к игре самого воспитателя: я изучала и осмысливала весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

 • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 Проведение дидактических игр включал в себя:

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который был использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);

• объяснение хода и правил игры. При этом обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

 • показ игровых действий, в процессе которого учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

 • определение своей роли в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика;

 • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

 При подведении итогов я всегда подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она будет также интересной.

Дидактические игры по экологическому воспитанию у детей старшего возраста я использую в разных видах деятельности:

при чтении художественной литературы; при ознакомлении с окружающим – беседы, наблюдения; при рассматривании сюжетной картины; при чтении (заучивании) стихотворения.

По дидактическому материалу дидактические игры делятся на:

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).

В этих играх уточняю, систематизирую и классифицирую знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводя с детьми закрепляла знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Живое неживое», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, закрепляла знания; получаемые в ходе игры радость, углублению интереса к природе: такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.

Экспериментальные игры позволяли убедить в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом использовала соревновательные игры, игры-путешествия.

               Структура дидактических игр по экологическому воспитанию определяется принципом совершенствующим, интеллектуальным и волевым, нравственные и эстетические чувства. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывают эмоциональную отзывчивость, формируют умение и желание активно беречь и защищать природу, умение видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

  В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:

- Игры- тренинги экологического содержания «На прогулке» на развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Игры-тренинги. «Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, феет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство)«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно. «Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча. «Дождик»

- Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.)- отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе

-Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. («Путешествие по лесной тропе»)

-Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Найди тень животного», «Кто на кого похож»)

-Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга, проявляют творчество и фантазию.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Таким образом, в процессе работы над проблемой в экологическом воспитании происходит существенный рост в развитии разнообразие средств и методов, осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Экологического образования для детей дошкольного возраста формируются в экологические культуры, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. (Приложение № 2)

Структура дидактических игр в экологическом воспитании определяется принципом взаимосвязи различных разделов экологической работы: обогащения и мыслительные способности, связаны с природой, формирования эмоциональной отзывчивости, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы. Именно связь с природой дошкольник становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по экологическому воспитанию происходит существенный рост в развитие экологических представлений детей. Дети овладевают экологическими умениями, учатся самостоятельно участвуют в посильной практической деятельности по охране природы родного края.  Усваивали знания о природе, самостоятельно искали ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивали его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д Взаимодействие с семьей (Приложение № 3)

Одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

На основе подобранного материала разработала перспективный план с родителями:

(Приложение №4)

Мною, был организован родительский клуб «Знаток природы», который повысил педагогическую культуры родителей; ознакомил родителей со специальными методическими приемами, необходимыми для проведения игр и игровых занятий экологической направленности в домашних условиях; оптимизировал детско-родительских отношений; возрос интерес родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. (Приложение № 5)

            Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного экологического развития ребенка.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по экологическому воспитанию детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, памятки

(Приложение № 6)

О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического развития детей.

- Овладения практическими средствами и способами развития экологических навыков детей.

- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных мероприятиях группы и ДОУ.

- Положительная мотивация родителей по формированию экологических навыков детей. Это привело к созданию единого образовательного пространства семьи и детского сада.

         На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе экологического развития, хочу сделать вывод о том, что использование дидактических игр создало условия для формирования экологических представлений, включения дошкольников в игровую деятельность и окружающей среды.  

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию экологической активности детей. Игра помогла сделать любой учебный материал увлекательным, вызывало у детей глубокое удовлетворение, облегчила процесс усвоения знаний.

 

Литература    

1. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

2. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

4. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.

5. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

6. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

7. Фабер, А.Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. -

8. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования

9. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. -М: Педагогическое общество России, 1998.    

10. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.

11. Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2011.

12. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях ФГОС ДО.

Одной из задачей ФГОС ДО является - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и нор...

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д....

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

План по  самообразованию«Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»...

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Отчёт по теме самообразованияВоспитателяПереваловой Анастасии Александровны «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»...

Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия»

АннотацияТема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю.  что в настоящее время...