Семинар -практикум для педагогов по сюжетному рисованию
консультация

Носкова Гульнара Файзулловна

Семинар -практикум для педагогов ДОУ по сюжетному рисованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Новоаганский ДС ПиО «Солнышко»

Семинар-практикум для воспитателей

 «Сюжетное рисование, как основа средств развития элементарных изобразительных навыков дошкольников».

2021

Цель: Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-эстетическому развитию. Раскрыть значение сюжетного рисования в работе с дошкольниками.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вступительное слово. 

Нам не дано предугадать,

 Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

 Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

 Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Ф.И.Тютчев

-Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме «Сюжетное рисование, как основа средств развития элементарных изобразительных навыков дошкольников»

Наблюдать за тем, как рисует ребенок интересно всегда. И в эти волшебные минуты неважно, сколько лет ребенку. Малыш ли это, что неумело держа карандаш в руках, пытается оставить след на бумаге. Или дошкольник, который погрузившись в творческий процесс, пытается передать свои впечатления. Каким бы ни был возраст нашего художника,вывод одинрисование – это жизненно необходимая потребность.

К тому же рисование является едва ли не самым любимым видом деятельности детей, где они через образы познают окружающий мир. Каждый ребёнок по своей природе - творец. В каждом ребенке таится свой мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение. Воображение и фантазия - это важнейшие спутники в жизни ребенка. Но если дети мало мечтают и фантазируют, то обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Обычно творческие возможности детей скрыты и редко реализуются полностью. Важно создать условия, побуждающие ребёнка к рисованию, чтобы раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

 В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три видарисование отдельных предметовсюжетное и декоративное.

 Сегодня мы закрепим наши знания о сюжетном рисовании. Сюжетное рисование – это особый вид детской деятельности, который требует четких представлений об окружающем, знаний в области основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.

В сюжетном рисовании крайне важно, это и есть основная цель - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, а также уметь фантазировать, быть наблюдательными.

От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно значима связь рисования с мышлением ребенка. Здесь в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.

В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. В умственном развитии детей важно постепенное расширение запаса знаний, что благотворно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ведь все разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

В сюжетном рисовании ребенок может придумать свою историю и красиво расположить ее на листе. Важно суметь выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.

В сюжетном рисовании важно суметь правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования. Так дети получают представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, учатся сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

В младшей группе сюжетного рисования еще нет, но некоторые темы, звучат как сюжетные - «Шарики катятся по дорожке»«Идет дождик» и др. Конечно же, там не требуется нарисовать действия сюжетаСюжетные темы рисунков используются, чтобы у детей появился интерес к рисованию. С детьми второй младшей группы, детей сначала учат создавать несложные композиции. Учат располагать изображения по всему листу.

 Предлагаю вашему вниманию выступление Косовских Венеры Синнуровны (показ)

Задачи сюжетного рисования, в средней группе следующие:

научиться изображать 2-3 предмета, связанные между собой по смыслу.

Уметь располагать несколько предметов на одной линии или на всем листе, но без обозначения линией земли и неба. Поэтому нередко детям даются листы бумаги зеленого цвета - для лужайки, голубого - для озера. И дети учатся располагать рисунок по всей плоскости листа. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Темы несложные, например: девочка рядом котенок, бабочка и цветок. Сюжетное развитие действия ребята не показывают.

- Сейчас Мария Владимировна покажет нам свой мастер-класс.

     

В старшей группе важно научить изображать смысловую взаимосвязь между объектами. Уметь выстраивать композицию, т. е. рисовать на всем листе, проведя линию горизонта, развивать чувство цвета. Перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как это еще очень сложно.

 Содержание сюжетных рисунков становится насыщеннее, полнее, ярче. Дети стараются нарисовать все, что видят или видели когда-то. Воспитатель учит правильному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Например, чтобы изобразить зимний сюжет дети закрашивают белой краской пространство земли - снег, остальная часть - это небо. Так, дети учатся сами определять композицию своих рисунков. Цвет фона листа поможет выбрать краски.

В подготовительной группе детей нужно учить самостоятельно, определять сюжет рисунка на темы окружающей жизни, литературных композиций или по замыслу. Учить детей создавать сюжетные композиции. Объяснять им как изменяется форма предметов в связи с их действиями в сюжете. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. В рисунках детей подготовительной группы будет наглядно показано разнообразие в положениях фигур, что сделает рисунок более содержательным и выразительным.

РЕФЛЕКСИЯ…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"

Представлена презентация семинара-практикума "Нетрадиционные техники рисования" с текстовым сопровождением....

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Семинар-практикум для педагогов ОУ "Поэтапное рисование"

Конспект проведения семинара для педагогов образовательного учреждения на тему "Поэтапное рисование" со слайдами. Практическая часть....

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Семинар практикум для педагогов ДОУ «Сюжетно-ролевая игра первый шаг к профориентации дошкольников»

Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников....