Консультация
консультация (старшая группа)

Ермакова Юлия Владимировна

Культура общения у детей дошкольного возраста в детском саду

 

Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения это не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. (например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо.  Уважение к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить  сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях:

1. Формирование у дошкольников представлений о нравственных нормах поведения.

2. Накопление практического опыта.

Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы,например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа).  

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.

В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо.Здесь же рассмотрели пословицу «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

.

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери»«Автобус» - дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком»«помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию.. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения.

В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей

 Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура общения у детей дошкольного возраста в детском саду

Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения это не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. (например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо.  Уважение к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить  сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях:

1. Формирование у дошкольников представлений о нравственных нормах поведения.

2. Накопление практического опыта.

Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы,например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа).  

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.

В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо.Здесь же рассмотрели пословицу «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

.

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери»«Автобус» - дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком»«помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию.. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения. 

В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей

 Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....