ПК 5.1
рабочая программа

Хамидуллина Людмила Васильевна

ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы

на неделю            

Тема:  «Безопасность»

Задачи:  

Развивать представления о предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования, о безопасном поведении на улице и в группе детского сада; познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.

Обогащать представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; познакомить с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных ситуациях.

Помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях, запомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения

Итоговое мероприятие: «Осенняя песенка» (музыкальный досуг)

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  

2

3

4

5

6

7

8

Утро:

Физ. культура, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация

 Утренняя гимнастика. Комплекс № 5.  Рассматривание плакатов на противопожарную тематику. Рассказ детей о правилах безопасности.

Беседа на тему «Как бы ты поступил?

Повторить последовательность времен года, Какой сейчас идет месяц? Как называется?

Ситуативный разговор о правилах поведения за столом. Закрепить последовательность одевания и раздевания

Игра «Запрещенный цвет». «Игра «Пропавшие ручки». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Беседы с родителями о самочувствии детей.

« Детская застенчивость»,     « Защита детей сегодня»,       « Как правильно общаться с детьми»

НОД

Речевое развитие

Развитие речи: Чтение сказки «Кошкин дом»  рассматривание иллюстраций. Цель: прививать интерес к чтению, побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка героев,  анализ сказки С.Маршака «Кошкин дом»,  

Познавательное развитие

Конструирование:   «Наш дом» (из бумаги) Цель: развивать навыки складывания листа бумаги пополам, развивать глазомер, аккуратность в работе с этим материалом. З. В. Лиштван  Коструирование стр. 63.

Прогулка

Физ. культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация

Наблюдение  за погодными изменениями осенью. Игры: «Совушка», «Узнай дерево», п/и «Не зевай».

 Игра: «Восхождение

 (хождение и спуск с гимнастической скамейки).

Игра-имитация «Встреча в лесу» (развитие выразительных движений, внимания, воображения)

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры «Автомобилисты», «Гараж».

Работа перед сном

К.Г.Н.  Чтение сказки «Чуня».

Вечер:

Гимнастика после сна.   «Ноябрь»

Рисование «Свободное творчество»

Дидактическая игра «Назови ласково».

Закреплять  знания детей о геометрических фигурах  

Плакаты по теме «Безопасность». Дидактические игры по теме.

Атрибуты для проигрывания ситуаций.

Лепка по замыслу «Слепи, что тебе хочется».

Прогулка:

Наблюдение за  растениями  на участке. Словесная игра: «Когда это бывает?». Подвижная игра: «Хитрая лиса»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник  

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Физ.культура, познание, здоровье, труд, худ. творчество

Утренняя гимнастика  Комплекс № 5 Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Проигрывание ситуации «Действия ребенка при пожаре».

Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 10.

Ситуативный разговор о важности самостоятельного мытья рук перед едой

С.-р.игра «Туристический поход». Соблюдаем правила безопасности. Самостоятельная деятельность детей

 Индивидуальные беседы и консультации. Просьба дома учить стихи с детьми.

НОД

Познание, коммуникация

ФЭМП:  Знакомство с числом, цифрой 1 (5); Сравнение величин (5)  Н.В Финогенова стр.

Физическая культура

Физкультура: Комплекс № 5.

Прогулка

Познание, физ.культура, безопасность, здоровье, коммуникация.

Наблюдение Рассматривание почвы. Цель: формировать представления о значении почвы в природе, её связи с другими компонентами, познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими  в почве. П/и: «Через пропасть» (ходьба по бревну), «День и ночь», «Дружные пары».

Продолжать учить подбрасывать  мяч и ловить его двумя руками после хлопка

Словесная игра «Что это» - Закрепления умения описывать предмет по предложенному плану

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры «На приеме у врача», «Пожарники».

Работа перед сном

Напомнить детям, что покрывала надо складывать аккуратно.

Прослушивание сказок по желанию детей

Вечер

Гимнастика пробуждения.

Музыка. Прослушивание песен о маме заучивание песни «Осенняя песенка».

Д/и «Узнай на ощупь» - совершенствование чувственного опыта детей

Напомнить детям, что и игрушки надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети убирают игрушки, наводят порядок в центрах активности.

Игра-драматизация по сказке  (Настольный театр) «Три медведя»

Настольно-печатные игры «Найди по описанию», «Лото»

Прогулка

Наблюдение: продолжаем наблюдение почвы.  Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Физ.культура, познание, коммуникация, труд.

Утренняя гимнастика  Комплекс №. 5

Беседа «Правила поведения во время пожара» Д/И «Верно –неверно»

 Д/и «Так бывает или нет» - закрепление знаний частей суток,

Развивать умение самостоятельно и правильно (по алгоритму) совершать процессы умывания, мытья рук.

Игра «Найди и промолчи». Игра «Будь аккуратным». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Консультация по возникающим вопросам.

 

НОД

Познавательное развитие

Окружающий мир;  Знакомство  детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсуждение  возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде. Учить детей действовать в опасных ситуациях.

Худ. Эстетическое развитие

Рисование: «Машины нашего села».

Знакомство детей с иллюстрациями художника Ю.А.Васнецова.

Прогулка

Познание, физкультура. Безопасность, здоровье, коммуникация, социализация, худ. литература

Наблюдение за облаками.

П/и «Найди свою пару».

Закрепить умение выполнять движения по сигналу педагога

Упражнять в прыжках на двух ногах с мешочками между коленями

Словесная игра «Что это» - Закрепления умения описывать предмет по предложенному плану.

. Сбор игрушек после прогулки. Сюжетные игры по выбору детей.(«Светофор», «Радивый пешеход»)

Трудовые поручения.

Работа перед сном

 А. Толстой (рус.нар.сказка) «Гуси-лебеди». Разговор с детьми о пользе дневного сна.

Вечер

Выполнение после сна комплекса № 2 упражнений.  Хождение по массажным коврикам. Продолжаем заучивать осеннюю песенку.

Повторить последовательность времен года, Какой сейчас идет месяц? Как называется?

Привлечение детей к уборке и расстановке игрового оборудования, ситуативная беседа «Чистота-залог здоровья»

Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Путешествия», «Гараж».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. П/и «Выше ноги от земли».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг  

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Физ.культура, познание, коммуникация, труд.

Утренняя гимнастика  Комплекс №. 5

Беседа «Правила поведения в лесу».  

Беседы: «Что такое поход?», «Правила поведения в походе».

 Д/у «Едем в гости» - закрепление знаний частей суток, правил поведения в гостях

Развивать умение самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук.

Игра «Найди и промолчи». Игра «Будь аккуратным». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Консультация по возникающим вопросам.

 

НОД

Познавательное развитие

Окружающий мир;  Знакомство  детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсуждение  возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде. Цель: Учить детей действовать в опасных ситуациях.

Худ. Эстетическое развитие

Рисование: «Осень на дворе» (готовимся к конкурсу рисунков.

Знакомство с картинами известных художников (И. Левитан, В. Поленов, И. Бродский и др.) на тему «Золотая осень».

Прогулка

Познание, физкультура. Безопасность, здоровье, коммуникация, социализация, худ. литература

Наблюдение за облаками.

П/и «Найди свою пару».

Закрепить умение выполнять движения по сигналу педагога

Упражнять в прыжках на двух ногах с мешочками между коленями

Словесная игра «Что это» - Закрепления умения описывать предмет по предложенному плану.

. Сбор игрушек после прогулки. Сюжетные игры по выбору детей.  

Трудовые поручения.

Работа перед сном

 А. Толстой (рус.нар.сказка) «Гуси-лебеди». Разговор с детьми о пользе дневного сна.

Вечер

Выполнение после сна комплекса упражнений.  Физкультура. Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой, способом от плеча. П/и «Пожарные на учении».

Повторить последовательность времен года, Какой сейчас идет месяц? Как называется?

Привлечение детей к уборке и расстановке игрового оборудования, ситуативная беседа «Чистота-залог здоровья»

Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Путешествия», «Гараж».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. П/и «Цепи кованные».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница  

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Коммуникация, познание, физ.культура, труд

Утренняя гимнастика  Комплекс № 5 Игра – тренинг «Я потерялся» - упражнения для поиска оптимального поведения в экстремальной ситуации

 Д/и «Узнай на ощупь» - совершенствование чувственного опыта

Развивать умение самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук

Обсуждение сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Колобок».

Д/и «Запрещается – разрешается».

Консультации по интересующим родителей вопросам. Праздник проводится без родителей.

НОД

Худ. Эстетическое развитие

Музыка: праздник «Осень» (исполнение осенней песни и стихов, участие в играх). Конкурс осенних рисунков (поделок).

Физическая культура

Физкультура (на свежем воздухе) П/и «Медведи и пчелы».  П/и «Пожарные на учении». Игровые упражнения: «Ловкие ребята», «Кто быстрее» (эстафета с прыжками).П/и «Карусель». Игровые упражнения: «Ловкие ребята», «Кто быстрее» (эстафета с прыжками)

Прогулка

Физ. Культура, познавательное, соц.-коммукат., худ.-эстетическое развитие.

 Погодные наблюдения. П/и: «Через пропасть» (ходьба по бревну), «День и ночь», «Дружные пары».

Продолжать учить подбрасывать  мяч и ловить его двумя руками после хлопка

Словесная игра «Что это» - Закрепления умения описывать предмет по предложенному плану.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры «Автомобилисты», «Гараж».

Работа перед сном

Напомнить детям о навыках опрятности. Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью».

Вечер

Гимнастика после сна.  Комплекс № 2. Обсуждение впечатлений о проведенном празднике.

Закрепить последовательность одевания и раздевания

Ситуативный разговор «За что я люблю осень», « Где я живу».

Настольно-печатные игры «Найди по описанию», «Лото»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

 Наблюдение за ветром П. игра: «Замри». Игры с выносным материалом.



Предварительный просмотр:

  Проанализировать рабочую программу, отметить наличие структурных элементов по схеме и сделать выводы.

 

Пояснительная записка:

Необходимо сравнить содержание полученного примера персональной рабочей программы со структурой, описанной в таблице. Если такая информация в рабочей программе имеется, ставиться «да», если такой информации нет – ставится «нет». После делается вывод, насколько программа составлена по требованиям ФГОС, насколько технически выполнена правильно. Какие элементы структуры упущены и насколько они являются важными для дальнейшей работы с данной программой.

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

 +

название Рабочей программы

 +

указание образовательной программы

 +

сведения об авторе (авторах)

 +

срок реализации программы

 +

Пояснительная записка

Принципы и подходы реализации программы

 +

Цель и задачи реализации программы

 +

Содержание психолого-педагогической работы

 +

Возрастные особенности развития детей

 +

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

 +

Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 +

Образовательная область «Познавательное развитие»

 +

Образовательная область «Речевое развитие»

 +

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

 +

Образовательная область «Физическое развитие»

 +

Комплексно-тематическое планирование

Комплексно-тематическое планирование

 _

Содержательный раздел

Учебный план реализации ООП ДО

 +

Формы, способы, методы и средства реализации программы

 _

Взаимодействие с семьей, социумом

 +

Содержание коррекционной работы

 _

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ

 _

Особенности организации образовательного процесса в группе

 _

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды

 +

Режим дня в детском саду

 +

Перечень методических пособий

 +

Объем учебной нагрузки

 +

Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности

 _

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

 +

Самостоятельная деятельность детей

 +

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 _

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 +

Приложение

конспекты (сценарии) различных форм педагогической деятельности с детьми; описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер-классов для педагогов и родителей; сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников; комплексы утренней гимнастики; визуальные средства информации

 _

Выводы: Проанализировав структуру РП воспитателя 2 младшей группы «Детского сада № 308 «Звездочка», отметила, что отсутствует:

1. комплексно-тематическое планирование.

2.В содержательном разделе отсутствуют:

*Формы, способы, методы и средства реализации программы;

* Содержание коррекционной работы;

* Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ;

* Особенности организации образовательного процесса в группе.

3.В организационном разделе отсутствуют:

* Объем учебной нагрузки (отмечается лишь в режиме дня, но не расписана);

* Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности (информация об этом есть в содержательном разделе);

*Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

4.В приложении отсутствуют конспекты (сценарии) различных форм педагогической деятельности с детьми. Имеются лишь темы и названия.

   Зато хорошо расписано описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей по областям.

   В организационном разделе образовательная деятельность при проведении режимных моментов и самостоятельная деятельность детей лишь отмечены в режиме дня, но не расписаны.

   А в общем программа составлена по требованиям ФГОС.



Предварительный просмотр:

Проанализировать ПООП ДО и ООП ДО, выделить основные структурные компоненты и прописать их в сравнительной таблице.

 

Пояснительная записка:

Необходимо познакомиться и изучить примерную основную образовательную программу, рекомендованную министерством просвещения, и основную образовательную программу реально существующей образовательной организации Челябинска.

После заполнить таблицу Сравнительный анализа ПООП и ООП ДО в образовательном учреждении, записав в ней основные структурные компоненты, из которых состоят программы. В конце сделать вывод насколько они похожи или различаются, что было взято из рекомендованных программ, а что является самостоятельным решением образовательной организации.

 

Сравнительный анализ ПООП и ООП ДО в образовательном учреждении

ПООП ДО

ООП ДО

 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка. Разъясняет цели, задачи примерной программы, принципы и подходы к ее формированию.
1.2. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров (младенческий, ранний и дошкольный возраст).
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения.
2.2. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников (в виде целей и задач сотрудничества с родителями или законными представителями).
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (основные задачи и установки составления адаптированной образовательной программы).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Кадровые условия.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
3.5. Финансовые условия.
3.6. Планирование образовательной деятельности.
3.7. Режим и распорядок дня.
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания примерной программы.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
3.10. Литература [4].

Следуя специфике дошкольного образования, в примерной программе отсутствуют примерный учебный план, примерный календарный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Структура Примерной программы отличается от требований к структуре основной образовательной программы, декларируемых стандартом. ДОО должны принимать во внимание ее рекомендации. Основным же документом, регламентирующим структуру основной образовательной программы, служит образовательный стандарт.

На что ориентирована система оценивания качества образования на уровне дошкольной организации?

В первую очередь, на оценку условий реализации основной образовательной программы по пяти образовательным областям. Система оценки качества должна обеспечивать открытость, учитывать предпочтения семей воспитанников и их удовлетворенность дошкольным образованием, иметь единые критерии и условия для самоанализа и внешней экспертной оценки. Деятельность организации не может оцениваться на основе данных об индивидуальном развитии ее воспитанников. В Примерной программе подчеркивается, что исключается унификация. Система оценки качества дошкольного образования должна поддерживать «вариативность программ, форм и методов дошкольного образования» [4, с. 21].

       Целевой раздел.

• Пояснительная записка

• Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Содержательный раздел.

• Содержание образования по пяти образовательным областям.

• Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

• Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Организационный раздел.

Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждая из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Особенности написания разделов программы ДО

Пояснительная записка.

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

В пояснительной записки раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО ;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в образовательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации наличием приоритетных, направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.). спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимы и для разработки реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информации о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и пр.).

Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены;

• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

• Способы и направления поддержки детской инициативы;

• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями и воспитанниками;

• Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Содержание-психолого педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

Данный раздел ООП ДО выстаивается на основе примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной области.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов х семей и педагогов и, в частности,может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блогов на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и /или инклюзивное образование.

В данном разделе должно быть представлено содержание образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот раздел базируется на соответствующем разделе примерной программы «От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организационный раздел.

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опарой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает преставления о том, в каких условиях реализуется ООП ДО.В данном разделе должны быть представлены:

• распорядок и/или режим дня;

• традиционные для дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

• требования к материальным техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основы аналитический раздел примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с приоритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновыватьнеобходимые изменения в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т. д.

 

Вывод: 

       Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «РАДУГА»

Авторы: С.Г. Якобсон, канд. психол. наук; Т.И. Гризик, канд. пед. наук; Т.Н. Доронова, канд. пед. наук; Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Научный руководитель программы: Е.В. Соловьева, канд. пед. наук.

Рецензент: Д.И. Фельдштейн, вице-президент Российской академии образования, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

«РАДУГА» – примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны дошкольного образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

Программа «РАДУГА» была разработана более 20 лет назад по заказу Министерства образования РФ в альтернативу единственной существовавшей в то время Типовой программе. «РАДУГА» стала первой из созданных в дальнейшем вариативных программ дошкольного образования.

Её инновационность в начале 90-х годов прошлого века заключалась в том, что в отличие от ЗУНовской модели организации дошкольного образования, заложенной в Типовой программе, «РАДУГА» реализовала развивающую ребенка модель построения образовательного процесса. Содержание первого издания программы было разработано с учетом Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7/1), которая стала основополагающим документом в развитии содержания дошкольного образования.

Выстроенное в «РАДУГЕ» в соответствии с парадигмой развития содержание дошкольного образования делает программу актуальной и в настоящее время.

За десятилетия своей реализации программа  «РАДУГА» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких (в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одновозрастному или разновозрастному принципу.

В настоящее время программа «РАДУГА» – программа, сочетающая традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.

Ее «традиционность» определяется тем, что программа создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского.

Новации, привнесённые в программу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (ФГОС ДО, Стандарт), позволяют педагогам быть соавторами в моделировании воспитательно-образовательного процесса и эффективно реализовывать принцип индивидуализации дошкольного образования, определенный в качестве одного из основополагающих принципов дошкольного образования.

Итак, в настоящее время программа «РАДУГА» – это:

отечественная программа дошкольного образования, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского;

*апробированная в практике надежная программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО;

*адресованная массовому детскому саду программа, обеспечивающая социально–коммуникативное, познавательное, речевое, художественно–эстетическое и физическое развитие детей от 2 месяцев до 8 лет;

*личностно-ориентированная развивающая программа, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка;

*программа социализации и коммуникативного развития ребенка, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников;

*удобная в работе программа, позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе;

*развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка, системную подготовку ребенка к успешному обучению на следующем уровне общего образования.

В Программе «РАДУГА» показано, как её можно использовать в детском саду:

-находящемся в любом регионе Российской Федерации, учитывая специфику условий климатических, национальных, этнокультурных;

-расположенном как в городском, так и в сельском поселении;

-имеющим любое количество групп;

-расположенном в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а также во встроенных детских садах в жилых комплексах;

-располагающим как богатой, так и скромной материальной базой;

-как имеющим дополнительные источники финансирования, так и не обладающим ими;

-реализующим программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивных группах;

-реализующим как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные программы – как на бесплатной, так и на платной основе;

-осуществляющим образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному росту и развитию;

-реализующим программу дошкольного образования при поддержке родителей, разделяющих ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.

Программа «РАДУГА» видит миссию дошкольной образовательной организации как:

Содействие семье:

-в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребёнка;

-в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

-в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;

-в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;

-в повышении родительской компетенции.

Содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов.

Содействие государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности.

Реализуя Стандарт дошкольного образования, программа «РАДУГА» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни, обеспечив охрану их здоровья, способствуя физическому и физиологическому развитию;

содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию деятельности, становлению сознания, формированию личности;

обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, создавая атмосферу эмоционального комфорта и условия для творческого самовыражения каждого ребенка.

Структура и содержание программы «РАДУГА» полностью соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.

Целевой раздел программы содержит пояснительную записку, в которой дана общая характеристика программы, сформулированы цели, задачи, принципы и походы к формированию программы. Среди важных характеристик «РАДУГИ» указаны миссия дошкольной организации, реализующей программу, стандарт качества деятельности дошкольной организации, включая описание корпоративной культуры. Важным компонентом пояснительной записки являются характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Также в целевом разделе представлены планируемые результаты освоения программы «РАДУГА», дан портрет выпускника «радужной» группы.

Содержательный раздел программы содержит:

описание образовательной деятельности для каждой возрастной группы;

технологии реализации содержания Программы «Радуга»
в соответствии с образовательными областями для каждой возрастной группы;

технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства;

описание способов поддержки детской инициативы;

основные подходы к взаимодействию с семьями детей;

описание основных подходов к организации педагогической диагностики;

систему коррекционной работы в различных образовательных областях в соответствии с возрастом детей

Организационный раздел программы «РАДУГА» включает:

распорядок дня, основные режимные моменты;

описание организации жизни группы, реализующей программу «РАДУГА»;

формы реализации дошкольного образования;

описание основных подходов к организации дополнительных платных образовательных услуг;

описание методического обеспечения программы «РАДУГА»;

основные положения кадровой политики образовательной организации, реализующей программу «РАДУГА»;

описание развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации программы «РАДУГА».

Практика внедрения «РАДУГИ» в различных дошкольных учреждениях Российской Федерации, отзывы педагогов, реализующих программу в работе с детьми, экспертные заключения показывают преимущества программы «РАДУГА» в реализации ФГОС дошкольного образования. Они заключаются в том, что «РАДУГА»:

обеспечивает реализацию задач всех образовательных областей ФГОС ДО;

является развивающей программой, которая позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка в массовой группе любой направленности массового детской сада;

представляет, как формировать комфортное сообщество сверстников;

показывает, как создавать атмосферу радости и психологического комфорта в каждом детском саду и в каждой группе;

имеет полный комплект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей;

новый формат программно-методического комплекса «РАДУГА» позволяет педагогам сформировать удобное и эффективное методическое пособие для работы с детьми, а дошкольной организации – эффективно расходовать бюджетные средства;

все развивающие пособия для детей соответствуют СанПиН и ГОСТ для печатной продукции.

        Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детство»

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солнцева

Авторы: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова.

Программа «Детство», которая является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В основе Программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

В 90-гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство».

Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Каковы цели Программы «Детство»?

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Каковы задачи Программы «Детство»?

Программа Детство 2014, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа «Детство»? 

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

В чем особенности содержания программы Детство?

Содержание программы «Детство» человеко-ориентированно и направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Каковы ведущие условия реализации Программы Детство?

Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация Программы ориентирована на:

создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста.

обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.

ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Каким принципам соответствует программа Детство?

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Каковы научные основы и базовые идеи Программы Детство?

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи Программы:

идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.

идея о феноменологии современного дошкольного детства.

идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.

идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Почему программа Детство – программа, ориентированная на современного ребенка?

Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.

Какова новая структура программы «Детство»?

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

*выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;

*представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);

*дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

*определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;

*раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

*описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

*охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

*даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы

*определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

* приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Из чего будет состоять методический шлейф программы?

За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий:

программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;

методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Почему Программу «Детство» можно назвать комплексной?

Авторы Программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Почему игра стала самостоятельным разделом Программы «Детство»?

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел – Игра как особое пространство развития ребенка.

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию Программы «Детство»?

Ближайшие планы авторов Программы – разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям.

Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе «Детство», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.

                             ПРОГРАММА "ИСТОКИ"

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. 

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. 

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья. 

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: 
Раннее детство (2 стадии) 

• младенческий возраст (от рождения до 1 года) 

• ранний возраст (от 1 года до 3 лет). 

Дошкольное детство (2 стадии)  

• младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

• старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) 

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания. 

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. 

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Рекомендована Министерством образования РФ. 
Авторский коллектив: научные сотрудники центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой.

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть, как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В разделе "Познавательное развитие" выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействуют укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в разделе "Здоровье" отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации.

В разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела "Мир, в котором мы живем" - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и др.

В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

характеристика возрастных возможностей детей;

общие показатели развития;

базисные характеристики личности;

рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", (Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А.Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.

Список опубликованных я готовящихся к изданию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему усмотрению с учетом собственного профессионального опыта и возможностей, ориентируясь на цели и заданные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать другие учебно-методические пособия.

             Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»

Главная цель программы «От рождения до школы»

Приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией; который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций; человека, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать.

Основные приоритеты программы «От рождения до школы»

Есть ряд исключительно важных задач, без упоминания о которых невозможно получить полноценное представление о программе:

Направленность на развитие личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение к индивидуальным особенностям ребенка режима дня, питания и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Следует отметить, что эти задачи ставились в программе как приоритетные уже в первом издании, в 2004 году, когда программа имела еще другое название – «Программа воспитания и обучения в детском саду». Радует, что это полностью соответствует ФГОС ДО, и что эти задачи являются приоритетными для большинства комплексных программ дошкольного образования. Это то, что объединяет программу «От рождения до школы» с остальными программами дошкольного образования.

Отличительные особенности программы «От рождения до школы»

К характерным особенностям программы, выделяющим ее среди других комплексных программ можно отнести следующие аспекты:

Патриотическая направленность программы: воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Преимущества программы «От рождения до школы».

К очевидным достоинствам программы «От рождения до школы» следует отнести то, что:

Программа эффективна, хорошо применима в массовой практике, базируется на фундаментальных исследованиях, проверена временем;

Программа удобна как начинающим, так и опытным педагогам. Молодые воспитатели, работающие по программе «От рождения до школы», получают четкое представление о том, что и как надо делать; более опытные — имеют широкую возможность к творчеству и самореализации.

Программа обеспечена одним из наиболее полных среди существующих программ учебно-методическим комплектом;

Охватывает все возраста – от рождения до школы.

Основные изменения, внесенные в программу

Приводя программу в соответствие с ФГОСДО, авторы существенно ее переработали, внесли много изменений, дополнений и учли при этом результаты общественных обсуждений программы на круглых столах, семинарах, на сайте журнала «Современное дошкольное образование». Судя по многочисленным откликам со всех регионов России, внесенные изменения очень хорошо восприняты практиками – программа стала лаконичнее, гибче, дает большие возможности педагогу для творчества, способствует учету индивидуальных особенностей детей.

Кратко назовем только наиболее существенные из внесенных изменений:

Принята новая, модульная форма подачи материала, что дает комплексное представление о развитии ребенка, способствует учету индивидуальных особенностей детей, облегчает введение вариативной части программы;

Структура программы приведена в соответствие с ФГОС.

Все примерные перечни вынесены в приложение, что сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие.

В соответствии с требованиями ФГОС, появились новые разделы: «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Кадровые условия реализации программы», «Финансовые условия реализации программы», «Рекомендации по написания основной образовательной программы», «Глоссарий».

Что важного, неожиданного показала существующая практика реализации программы в детских садах

Программа существует уже много лет. Наиболее важный вывод, который можно сделать по результатам многолетней работы это то, что программа эффективна, результативна, хорошо применима в массовой практике. Следует отметить, что даже в реалиях современной жизни — при переполненности групп и недостатке финансирования-программа позволяет достигать хороших результатов (хотя в полном объеме цели и задачи программы могут быть достигнуты лишь при создании современной развивающей предметно-пространственной среды и соблюдении норм наполняемости групп). Также хотелось бы отметить, что программа нравится, как начинающим, так и опытным педагогам: начинающим педагогам — в силу своей ясности, доступности, структурированности, наполненности всеми необходимыми для работы методическими, дидактическими, наглядными пособиями; а опытным педагогам программа дает широкий простор для творчества и самовыражения.

Трудно выделить среди садов, работающих по программе, некую «типичную группу», поскольку по этой программе работают 70% детских садов России, и все они — очень разные. Но, пожалуй, во всем этом многообразии можно выделить несколько общих черт: все дети всегда чем-то заняты, никто не скучает, не слоняется без дела, день их насыщен интересными и полезными активностями, а педагоги четко представляют, что и как им нужно делать.

Приятной неожиданностью является то, что, несмотря на большое количество различных программ, большинство педагогов продолжают работать по программе «От рождения до школы», а еще больше радует, когда детский сад, поработав несколько лет по другой программе, вновь возвращается к надежной и проверенной временем программе «От рождения до школы».

 

           Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» (от младенчества до школы)

 

Новая редакция программы «Мир открытий» (далее – Программа) переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и в настоящее время представлена на сайте ФИРО.

Программа разработана под общей научной редакцией д.п.н. Петерсон Людмилы Георгиевны, д.п.н. Лыковой Ирины Александровны. Научный руководитель Программы –Л.Г. Петерсон.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования из разных регионов России: Бережнова О.В. (г. Орел), Богуславская Т.Н. (г. Москва), Буренина А.И. (г. Санкт-Петербург), Васюкова Н.Е. (г. Москва), Верховкина М.Е. (г. Санкт-Петербург), Григорьева Г.Г. (г. Нижний Новгород), Касаткина Е.И. (г. Вологда), Коломийченко Л.В. (г. Пермь), Кочемасова Е.Е. (г. Москва), Кубышева М.А. (г. Москва), Лыкова И.А. (г. Москва), Некрасова А.А. (г. Тверь), Обухов А.С. (г. Москва), Петерсон Л.Г. (г. Москва), Попова М.Н. (г. Санкт-Петербург), Протасова Е.Ю. (Москва-Хельсинки), Рунова М.А. (г. Москва), Рыжова Н.А. (г. Москва), Савенков А.И. (г. Москва), Тимофеева Л.Л. (г. Орел), Тютюнникова Т.Э. (г. Москва), Ушакова О.С. (г. Москва), Файзуллаева Е.Д. (г. Томск) и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.

Программа имеет уникальную методологическую базу. С одной стороны, в ее основу положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, связанные с именами выдающихся ученых нашей страны – Льва Семеновича Выготского, Александра Владимировича Запорожца, Николая Николаевича Поддъякова, Василия Васильевича Давыдова и др. С другой стороны, в Программе реализованы последние достижения методологии, связанные с именами Георгия Петровича Щедровицкого и Олега Сергеевича Анисимова. Методологическая база позволила сформулировать цель Программы с позиций непрерывности образования на протяжении всей жизни человека: системное и непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями), что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Стержневая идея Программы – отношение к ребенку как субъекту собственного развития. В целом, Программа ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители (или их законные представители) получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Программа направлена на формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.

Особая значимость в Программе придается положительной социализации и индивидуализации ребенка, в связи с этим, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлено более развернуто, в т.ч. включает примерное содержание общения с детьми. Особое значение в Программе придается воспитанию патриотических чувств, любви детей к своей Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Одним из приоритетных направлений Программы является укрепление, сохранение и созидание здоровья детей. Эта задача решается в условиях объединения воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада.

Игровая, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельности проходят сквозной линией через все образовательные области Программы.

Важное место в Программе занимает художественно-эстетическое развитие детей, поскольку картина мира ребенка-дошкольника носит эстетический характер и создается на основе универсальных эстетических понятий (красиво-некрасиво, добро-зло, люблю-не люблю, нравится-не нравится, истина-ложь, реальность-фантазия и др.).

В творческой деятельности безмерно расширяются возможности ребенка к самоактуализации и саморазвитию в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями. Программа помогает педагогам решать эту задачу.

Психолого-педагогические условия реализации Программы определяются системой принципов: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, непрерывности, творчества.

Одной из ярких особенностей Программы является технология деятельностного метода «Ситуация», суть которой заключается в организации образовательных ситуаций, в которых дети в совместной партнерской деятельности с взрослым и другими детьми сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока не получается, выявляют причины затруднения, выходят на осмысление и самостоятельную формулировку задач (познавательных, социальных, нравственных, художественных и др.) и на этой основе делают свои первые «открытия» мира и самого себя. При этом взрослый перестает выполнять функцию информатора, а становится организатором, помощником, консультантом детей и надежным проводником в мир человеческой культуры.

Преимущество Программы выражается также в том, что все образовательные области обеспечены апробированными методическими пособиями. Основная часть пособий переработана в соответствии с ФГОС ДО и переиздана в 2014 году.

Многие разделы Программы разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония):

младенческий и ранний возраст – программно-методический комплект «Кроха» Григорьевой Г.Г., Груба Г.Г., Зворыгиной Е.В. и др.;

социально-коммуникативное развитие – программы «Дорогой света и добра» Коломийченко Л.В., «Формирование культуры безопасности» Тимофеевой Л.Л.;

познавательное развитие – программы «Умные пальчики» Лыковой И.А., «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А.;

речевое развитие – программа «Развитие речи» Ушаковой О.С.;

художественно-эстетическое развитие – программы «Тутти» Бурениной А.И., Тютюнниковой Т.Э., «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой И.А.

физическое развитие – программа «К здоровой семье через детский сад» Верховкиной М.Е., Коваленко В.С.и др., программа «Юные олимпийцы» В.И. Бойко, О.В. Бережновой.

«Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей. Так, важным достоинством Программы является включение технологий проектирования образовательного процесса и ООП ДО. В результате чего каждый педагог, работающий по Программе, становится ее со-разработчиком, включается в процесс моделирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с конкретными условиями его протекания.

Большое внимание в Программе уделяется не только построению партнерских отношений педагогического коллектива с семьями воспитанников, но также поддержке родителей в их саморазвитии. Для реализации данной задачи предложена технология поддержки родителей в педагогическом самообразовании.

В рамках апробации, внедрения Программы в практику работы дошкольных организаций РФ разработана многоуровневая система повышения квалификации педагогов, а также разветвленная система научно-методической поддержки дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС ДО.


Предварительный просмотр: