Консультация для родителей «Трудовая деятельность и ребенок»
консультация

Брюханова Ангелина Анатольевна

В настоящее время всё чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей или воспитателя. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Наша задача воспитывать у современного поколения детей положительное отношение к труду, умение и желание доводить начатое дело до конца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_trudovaya_deyatelnost_i_rebenok.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Трудовая деятельность и ребенок»

Исторически сложилось, что детей привлекали к труду с самых ранних лет. Ребенок в семье считался полноценной трудовой единицей, на его помощь рассчитывали и родители, и младшие братья/сестры. С развитием экономики в капиталистических странах пересмотрели концепцию здорового развития и воспитания ребенка, сместив акцент с труда на игру, познавательную деятельность и обучение. 

В настоящее время всё чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей или воспитателя. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Наша задача воспитывать у современного поколения детей положительное отношение к труду, умение и желание доводить начатое дело до конца.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Это подтверждается исследованиями психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Е. А. Климова. Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения.»

Ядром русской народной культуры была русская земледельческая культура и традиционная педагогика. Земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей рано подготавливали к будущей работе на земле и приучали к нелегкому труду в поле, на огороде и по дому. Как только ребенок подрастал, он легко и естественно включался в работу. Его не принуждали, не заставляли трудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому. Детская жажда подражания — это самый действенный побудитель к труду. Уже в 4–5 лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормить кур; очень рано начинала нянчить братьев и сестер. 6–7 летнему ребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Но дети не сразу принимались за настоящее дело, народный опыт подсказывал, что делать это надо постепенно, включая малышей в игру. Маленькая лопата и грабли были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми. Девочка училась стряпать, делая из теста крошечные лепешки. Для девочки делали маленькую прялку, где она училась шить наряды для куклы, которые могли изготовить старшие сестры.

Дети с ранних лет начинали проникаться пониманием исключительной важности для жизни семьи будущего урожая и разделять озабоченность взрослых о нем.

Приведем несколько аргументов «за» и «против».

Аргументы «за»

  • В процессе трудовой деятельности ребенок черпает знания об окружающем мире, социализируется, учится навыку перенимания опыта. 
  • Умение справляться с работой формирует положительное отношение к труду. Во взрослом возрасте такой человек будет иметь высокую работоспособность и сможет справляться со сложными задачами.
  • Систематические трудовые действия способствуют развитию ответственности, инициативности, целеустремленности и способности достигать желаемого.
  • Позитивная оценка результатов труда ребенка укрепляет его самооценку.
  • Трудовая деятельность неотрывно связана с творчеством. Она помогает выработать ценнейшие качества: настойчивость, прилежность, умение планировать и добиваться результатов.

Аргументы «против»

  • Дети с плотным графиком (учеба, хобби, развитие) могут выделить время для регулярной трудовой деятельности лишь в ущерб вышеуказанным занятиям или отдыху.
  • Не всегда удается правильно соотнести размер нагрузки с силами ребенка. Выполняя непосильную работу, он будет испытывать стресс, переутомление.
  • Настойчивое привлечение к труду носит насильственный характер. Взрослые иногда безальтернативно ставят вопрос участия ребенка в трудовых действиях, отказаться нельзя. Это угнетает самооценку ребенка, провоцирует протестные настроения. 

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

6. Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы

7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0795/00105b44-fddd2b2e/hello_html_1f310b92.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Консультация для родителей. Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада

Многие родители задаются вопросом: для чего ребенку в детском саду трудовая деятельность? Отвечать на этот вопрос приходится почти каждому педагогу. Предлагаю подробно рассмотреть этот вопрос.Деятельн...

Консультация для родителей "Трудовая деятельность в 1 младшей группе"

В данной методической разработке в доступной форме представлен материал о том, как приучать ребенка 1 мл группы к трудовой деятельности....

Консультация для родителей. Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада

Консультация для родителей.Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада...

Консультация для родителей "Трудовая деятельность детей дошкольного возраста"

 Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:1.  Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений...

Консультация для родителей "Трудовая деятельность дошкольников"

Основные рекомендации для  родителей по трудовому воспитанию детей....

Консультация для родителей: "Трудовая деятельность в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Трудовая деятельность в жизни ребенка"Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, у...