«Мой край-Башкортостан».
проект (старшая группа)

Валишина Эльвира Ниязовна

Проект воспитательно-образовательного процесса по расширению знаний дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях Башкортостана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx79.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность 

Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им.

К сожалению, мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура родного края должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Башкортостана. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.

Участники проекта

  • Дети старшей группы №5
  • воспитатели
  • родители                                                                                              

Сроки реализации

Октябрь – май 2021-2022  года

Цель: 

- воспитание у детей патриотизма;

- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;

- развивать двигательную активность через игры.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить с народными костюмами;

-продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

Этапы реализации:

Первый этап: Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Поиск различных средств достижения цели.

Второй этап (основной): Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях Башкортостана.

Третий этап:

  • Оформление папки « Наш район – юбиляр»(посвященный 70 летию Орджоникидзевского района)
  • Оформление уголка о родном крае.
  • Проведение музыкального развлечения «Мой край-Башкортостан».

Содержание работы в процессе реализации проекта:

I.Игровая деятельность

1. Дидактические игры: «Собери башкирский ковер», «Собери бабушку», «Собери дедушку», «Башкирская посуда».

2. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», сюжет «Ждем гостей»; «В гостях у подружек».

3. Подвижные игры:  «Юрта», «Хитрая лиса»,  «Липкие пеньки».

II. «Социально-коммуникативное  развитие»

  1. Беседы: «Башкортостан – мой край родной», «Уфа – столица Республики Башкортостан», «Мой родной- Орджоникидзевский район», «Башкирская народная кухня»,  «Башкирская пчела».
  2. Видео презентации с изображением достопримечательностей Республики Башкортостан: «Мой край-Башкортостан», «Уфа- столица нашей республики»
  3. Рассматривание иллюстраций: Города Башкортостана, Столица Башкортостана – Уфа
  4. Знакомство воспитанников с жилищем, одеждой, утварью, предметами быта и оборудованием пчеловода.  
  5. Экскурсия в Национальный музей детского сада.

III. Речевое развитие и чтение художественной литературы.

  1. Чтение произведений: Радиф Тимершин «Пчела», Ирек Киньябулатов стихотворение о проспекте Октября, Гилемдар Рамазанов «Уфа», Абдулхак Игебаев «Курай», Муса Гали «Курай», А. Вали «Родному городу», Назар Наджми «Башкортостан».
  2. Просматривание мультфильма по мотиву башкирской сказки «Лиса сирота»
  3. Рассматривание иллюстраций: известные люди Башкортостана.

IV. Музыка.

1.Прослушивание башкирской национальной музыки.

2. Рассматривание иллюстраций: «Башкирские музыкальные инструменты»

V. Продуктивная деятельность.

Лепка Пластилинография: «Башкирская посуда», Рисование «Украсим ковер башкирским орнаментом», «Украсим сапог».

VI. Конструирование :

-изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр и уголка о родном крае.

Работа с родителями

  • Оформление уголка о родном крае
  • Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр.
  • Посещение Парка Победы, Площади Ленина, Прогулка, посещение Театрального сквера и фонтана «Семь девушек», посещение площади перед конгресс холлом и памятника национального героя Салавата Юлаева
  • Экскурсия с родителями в национальный музей Республики Башкортостан

Календарно-тематическое планирование работы с детьми.

Дата

Тема

Задачи

Октябрь

Беседа «Башкортостан – мой край родной»

воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике. Карта РБ, аудиозапись, флаг, герб

Рассматривание иллюстраций: известные люди Башкортостана.

ознакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к известным людям города; приобщать к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к людям Отечества.

Рассматривание иллюстраций: Города Башкортостана

обобщить знания детей о городах Башкортостана

Назар Наджми «Башкортостан»

развивать речевую активность детей;воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру

Ноябрь

Знакомство воспитанников с одеждой  башкирского народа

воспитывать интерес к истории башкирского народа;

воспитывать чувство любви к родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;

Дидактические игры: «Собери бабушку», «Собери дедушку»,

познакомить детей с названиями башкирской народной одеждой;

Рисование «Украсим сапог».

способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.

Рассматривание иллюстраций: «Башкирские музыкальные инструменты»

воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.

Прослушивание башкирской национальной музыки.

Познакомить учащихся с башкирскими национальными музыкальными инструментами и песнями, воспитывать любовь к национальной музыке

Декабрь

Чтение Абдулхак Игебаев «Курай», Муса Гали «Курай»

Познакомить детей с башкирским национальным инструментом- курай 

Рисование «Украсим ковер башкирским орнаментом»,

развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров; воспитывать интерес к народному искусству.

Дидактическая игра: «Собери башкирский ковер»,

продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой; учить правильно, симметрично располагать орнамент.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у подружек».

Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру башкирского, русского, народов. Познакомить с особенностями гостеприимства башкирского народа.

Январь

Знакомство воспитанников с жилищем, утварью, предметами быта

Знакомить детей с укладом жизни башкирских людей, расширять представление о культуре и традициях башкирского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа

Беседа «Башкирская народная кухня»

ознакомление детей башкирскими национальными блюдами;

Лепка Пластилинография: «Башкирская посуда»

научить детей лепить национальную посуду и украшать ее национальным орнаментом; закреплять и расширять знания детей о национальном орнаменте; научить располагать орнамент по масштабу бытовых предметов.

Февраль

Дидактическая игра «Башкирская посуда».

воспитывать интерес к народному искусству и быту башкирского народа.

Сюжетно- ролевые игры: «Семья», сюжет «Ждем гостей»

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Просматривание мультфильма по мотиву башкирской сказки «Лиса сирота»

Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимать идею произведения. 

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Март

Беседа «Уфа – столица Республики Башкортостан»

познакомить детей с городом, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями Уфы;

Чтение Гилемдар Рамазанов «Уфа»

расширять знания детей о родном городе Уфе, развивать интерес к истории, прививать любовь к родине.

Беседа «Мой родной- Орджоникидзевский район»  

Познакомить детей с Орджоникидзевским районом.

Подвижная игра «Липкие пеньки».

развивать ловкость и быстроту движения.

Апрель

Рассматривание иллюстраций: Столица Башкортостана – Уфа

расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости.

Чтение А. Вали «Родному городу»

расширять знания детей о родном городе Уфе, развивать интерес к истории, прививать любовь к родине.

Экскурсия в Национальный музей детского сада.

Воспитание юного патриота и гражданина. закрепить у детей представления о музеях .

Видео презентация «Уфа- столица нашей республики»

Расширить знания о столице и его достопримечательных местах

Май

Беседа «Башкирская пчела».

Познакомить детей с профессией пчеловода. Рассказать детям о жизни пчел; познакомить со сказкой «Медведь и пчелы»; развивать связную речь, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать уважительное отношение к труду пчеловода.

Чтение  Радиф Тимершин «Пчела»

формировать у детей умение внимательно слушать стихотворения, углубить знания о пчелах и меде как национальном продукте башкир

Подвижная игра  «Юрта»

развивать интерес к башкирским народным играм.

Видео презентация «Мой край-Башкортостан»

воспитание в детях любви к Родине, уважения к ее героям и чувства гордости за них;  развитие творческих способностей; развитие любознательности, познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.

Итоговое музыкальное мероприятие «Мой край-Башкортостан!»

воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Результаты проекта:

- дети умеют играть в башкирские  народные подвижные игры, знают и рисуют башкирский орнамент, элементы одежды.

- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской  народной культуры;

- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.

Литература:

 1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.

2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева

3. «Словесное творчество старших дошкольников на основе культуры башкирского народа» Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова.

4. «Культура народов Башкортостана» А. А. Хусаинова, Э. С. Гайнитдинова.

5. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.

7. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.

8. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.

10. «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л. И. Марченко.

11. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» А. М. Виноградова


Сюжетно-ролевая игра «Семья. Ждём гостей»

Цель:

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи:

- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

- Учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

- Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

- Развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: будьте добры, возьмите пожалуйста, спасибо за покупки.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

- Обыгрывание проблемных ситуаций«Мама готовит завтрак»«Семейный праздник», и т. п.

- Постройка мебели, беседа на тему «Домашние хлопоты»«Мои родные»«Мой выходной день».

- Дидактическая игра «Кому, что надо для работы?».

Оборудование:

Прилавок, касса, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, печь, фотоальбом, детская песня «Рядом вся моя семья», руль, детская печь, игрушки-заместители.

Ход игры:

1. Вводная часть (дети заходят под тихую музыку):

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты-мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Вот мы с вами улыбнувшись, подружились.

Воспитатель: Ребята вы слышите звучит музыка, внимательно послушайте песенку.

Звучит песня «Про семью»

Воспитатель: Как вы думаете о ком эта песня? (о папе, маме, дочке, сыночке, дедушке, бабушке) Одним словом о ком? (о семье, а кто такие бабушка и дедушка? (родители папы или мамы, Кто в игре может играть-маму, бабушку, папу, дедушку,сына? А вы хотите поиграть? Как вы думаете в какую игру мы будем играть(ответы детей)

2. Сюжет игры:

Жить наша бабушка с дедушкой будут в деревне, а дом будет находится

здесь, а папа, мама и сыночек живут в этой квартире (воспитатель объясняет, что в каждой семье существует такая традиция-на выходные приезжают бабушка с дедушкой). Бабушка может позвонить по телефону и сказать, что они приедут на выходные, что они хотят навестить их. Мама с папой готовятся к приезду. (мама печёт пирог, папа отправляется за покупками в магазин, а сыночек помогает маме по дому) .

Бабушка с дедушкой так же собираются, они берут гостинцы (сладости, угощения, дедушка готовит машину к поездке.

3. Распределение ролей

-Воспитатель: Как вы думаете с чего начнём игру? Правильно, сначала распределим роли, кто будет папой, мамой, дедушкой, бабушкой, сыном, продавцом. А сами сможете договориться между собой и выбрать себе роль.

Воспитатель(спрашивает у детей) - у меня есть очки, косынка, кепка они нам понадобятся для игры? (для роли бабушки косынкаи очки, кепка и борода для роли дедушки)

Самое главное условие игры: какие слова мы говорим когда друг с другом общаемся- в семье, магазине, когда встречаем гостей? («будьте добры»«Спасибо»«пожалуйста» и т. д.)

4.Ход игры:

Раздаётся телефонный звонок:

Бабушка- Здравствуй доченька, как у вас дела, чем занимаетесь? Мы собираемся к вам приехать навестить вас, соскучились.

Мама: Здравствуй мамочка, у нас всё хорошо, приезжайте, мы вас будем ждать.

Готовимся встречать бабушку с дедушкой. Мама говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. А сына просит, чтобы он помог навести порядок.

Папа отправляется в магазин за покупками.

Диалог между покупателем и продавцом:

Папа: Будьте добры,свешайте мне 3 яблока, (продавец кладёт в мешочек и взвешивает на весах)

Папа: А вы не подскажите, какие купить конфеты?

Продавец: Купите эти конфеты, вкусные с яблочной начинкой.

Папа: Сколько стоят?

Продавец: сто пять рублей (продавец упаковывает, взвешивает и подаёт покупателю, пробивает на кассе.

С вас пожалуйста 150 рублей (покупатель рассчитывается карточкой) А я могу оплатить карточкой?

Продавец благодарит покупателя за покупку. Возьмите пожалуйста чек и карточку.

Спасибо за покупку, будем рады вас видеть, приходите к нам ещё.

После похода в магазин,возвращается домой и помогает по дому: Моет фрукты, вместе накрывают на стол.

Папа: А где у нас салфетки? Предлагает помочь накрыть на стол.

Мама: Ну вот у нас всё готово, скоро бабушка с дедушкой приедут.

Бабушка с дедушкой в дороге ведут диалог между собой, приезжают и подходят к квартире.

Приветствуют друг друга: «Здравствуйте, наши родные,как мы соскучились.Мама: Сыночек приглашай бабушку с дедушкой.

Приглашают пройти,помыть руки: «Помойте руки и проходите на кухню Мама берёт из духовки пирог, разрезает, наливает чай.

"Угощайтесь, берите фрукты, конфеты, попробуйте пирог.Мама говорит: «Сыночек я так устала, налей пожалуйста чай, поухаживай за бабушкой и дедушкой.

Бабушка спрашивает внука про учёбу, про друзей. Хвалят, какой помощник, как вырос и т. д.

Мама: Расскажите как к нам доехали, не устали в дороге?

Бабушка,дедушка: Доехали хорошо, на дороге мало машин.

Папа предлагает посмотреть семейный фотоальбом, который снимали несколько лет назад, где сынок совсем маленький. Проходите присаживайтесь на диван, а мы уберём со стола,

Димочка, сыночек, подай бабушке очки, она плохо видит. (Просмотр альбом, между членами семьи идёт диалог-обсуждение)

Выход из игры

Дедушка: Скоро стемнеет, нам пора ехать домой.

Бабушка: Спасибо, все было очень вкусно, были рады Вас навестить. Приезжайте теперь вы к нам в гости.

Мама: приедем обязательно! (Прощаются)


Сюжетно ролевая игра «В гостях у подружек»

Цель:        Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру марийского, русского, башкирского народов. Познакомить с особенностями гостеприимства этих народов. Активизировать в речи слова приветствия, названия некоторых блюд. Воспитывать уважение к традициям народов, желание знакомиться с обычаями предков.  

Материал: _        куклы трех национальностей, кумган, национальные полотенца, национальные блюда (приготовленные родителями), 4 ярких платка, игрушка котенок.

Воспитатель:         Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости и сделаем несколько остановок. На чем поедем?

Дети:                 На автобусе.

Беседа по дороге:

- В каком городе мы живем?

- Какие улицы нашего города вы знаете?

- Люди, каких национальностей живут в нашем городе?

Воспитатель:         Вот мы и приехали. В этом доме живет наша подружка Айсылу. Сходим к ней в гости.

Дети:                 Здравствуй, Айсылу.

Айсылу:         Здравствуйте. Проходите, гости дорогие (дети подходят к девочке, у которой в руках кумган, на плечах полотенце, моют руки и садятся на нары вокруг скатерти).

- Наш башкирский народ очень гостеприимный. Обычай принимать гостей таков: до и после еды мыть руки над тазиком из кумгана, хозяин первый приступает к еде и заканчивает последним. Есть полагается правой рукой, можно брать еду ложкой, вилкой. Во время еды нельзя торопиться, заглатывать пищу, не пережевывая. Нельзя есть одновременно горячую и холодную пищу. Во время еды нельзя говорить с полным ртом, беседу вести тихую, неторопливую. После еды благодарить.

- Во время приема гостей готовили разные угощения, кушанья.

Вот это бишбармак. Знаете, как его готовят? Это национальное блюдо из баранины, конины. Мясо варят в котле, затем его достают, а в бульоне варят нарезанную лапшу – халму. Когда она свариться ее накладывают в большое блюдо – чашу, заправляют его бульоном и подают на стол.

А вот это – айран, это полезный напиток, он утоляет жажду, делают из катыка с добавлением воды.

Это корот. Его делают из кислого молока. Кислое молоко кипятят, отжимают через марлю, добавляют соль. Делают небольшие шарики и оставляют сушить. Его можно есть отдельно или добавлять к мясным бульонам.

Катык делают из молока, его кипятят, остужают, заквашивают. Молоко закисает, становится густым. Катык вкусный и полезный напиток. (Выносит на подносе напитки айран и катык, угощает детей. Ребята, какой на вкус айран? (кисловатый) А катык? (вкусный, сладкокислый)

Кумыс – делают из кобыльего молока. Его заквашивают и пьют. Он хорошо утоляет жажду.

Дети:         Спасибо.

Айсылу:        Предлагаю сыграть в башкирскую игру «Юрта (Тирмэ)»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок

Под мелодию без слов, ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Дети:         До свидания, кушыгыз.

Воспитатель: Рядом живет другая подруга Марьюшка. Зайдем к ней в гости.

Марьюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите в дом.

Дети:         Здравствуй, Марьюшка.

(Марьюшка дает в руки детям кошку).

Марьюшка:         В старину был такой обычай: пришедшему в дом гостю давали кошку. Если он гладил ее, играл с ней – значит пришел добрый человек; а если обходился грубо – настораживались, так он относится и к людям.

- Проходите в дом - желанным гостям всегда рады. А теперь нужно умыться (подводит к рукомойнику). Здесь умываются, моют руки, это рукомойник.

- Русский народ очень гостеприимный. Гостям готовили много разных блюд: варили щи, уху, кашу, пекли пироги, ватрушки, драники (из тертого картофеля делали лепешки и пекли в масле).

Это каша пшенная, очень вкусная, питательная. Хорошо готовить ее в русской печи в чугунке.

Это пирог с капустой. Капусту нужно немного потушить, пожарить, остудить и печь пироги тоже в русской печи.

Это ватрушки, сделаны из творога.

Это шаньги с картофелем. Очень вкусные, угощайтесь, пожалуйста.

- Отведайте, гости дорогие, чай с ватрушками. Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный. Этот напиток прогоняет сонливость и болезни.

Поговорки и пословицы о чае:

Дети:         Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.

Чай не пьешь, какая сила.

- Спасибо, до свидания.

Воспитатель:         Какие национальные русские блюда вы запомнили.

Дети:         Щи, уха, пироги, ватрушки, чай, квас.

Воспитатель:         А вот здесь поблизости живет Айвика.

Дети:         Здравствуйте!

Айвика:         Здравствуйте, ребятишки. Проходите в дом.

- У народа мари, кто бы ни приходил к ним в дом, был самым дорогим и почитаемым гостем. Ему самый лучший кусок, самая лучшая еда, лучшее место в доме.

- А это национальное марийское блюдо – кыстыви – блины с кашей.

Оладьи – коймак, пышные блины – мелко уложенные в стопку, горкой. Пушто – размешанное в молоке толокно.

- Марийцы – искусные умельцы в приготовлении всевозможных напитков – это заквашенный березовый сок, сок репы, свеклы. Готовили отвары и настои из трав, ягод. Угощайтесь, гости дорогие.

Айвика: Приглашаю вас на марийский танец.

(звучит национальная музыка, дети танцуют марийский танец)

Воспитатель: Приглашаем всех вас отведать угощения башкирского, народа. Милости просим к столу.

(Дети садятся на чаепитие с национальными блюдами).

Башкирские блюда:

- чак-чак,

- творог,

- кумыс,

- уч-пучмак.

Подвижная игра «Юрта».

Цель: развивать интерес к башкирским народным играм.

Ход Игры: в игре участвуют четыре подгруппы детей ,каждая из них которых образует круг по углам площадки В центре каждого круга стоит стул, на котором повешан платок .Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы , веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши)- получается юрта.(играют 2-3 раза).

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

Подвижная игра «Липкие пеньки»

Цель: развивать ловкость и быстроту движения.

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками». Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.  


Беседа «Башкортостан - мой край родной».

Цели: Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием "Родина". Закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан, формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, развивать познавательные способности, воспитывать любовь, уважение к своей отчизне.

Организационный момент.

Дети входят в группу. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем все в круг.

(Дети собрались возле воспитателя, чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).

Здравствуй, солнце золотое (нарисовать руками круг)

Здравствуй, небо голубое (руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок (покачивание руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок (прижать плечи друг к другу)

Здравствуй, утро - (руки в стороны)

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень! (прижать ладони к груди, затем протянуть вперед)

Здравствуйте!

Основная часть.

Воспитатель:В народе говорят: "Самое дорогое, что есть у человека,- это мама и родина". Родиной мы зовем страну, в которой живем. Скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

В: Правильно. Страна, в которой мы живем, называется Россия. В нашей стране много городов, лесов, рек, озер. Леса, реки, озера - это богатство нашей страны. Россия - самая большая страна в мире. Россия - наша Родина. В каждой стране есть главный город. Главный город страны называется столица. Как называется столица России?

Дети: Москва.

Воспитатель: В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем?

Дети: В Башкортостане.

Воспитатель: Свою республику, город, т. е. то место, где мы родились, и где находится наш дом, мы называем "малой родиной". Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашей республике.

Воспитатель: На карте России, именно посередине, лежит красивая и маленькая республика Башкортостан. Башкирские поэты, прославляя нашу республику, написали много стихов. Давайте послушаем Нурию. Она расскажет стихотворение Мустая Карима "Родина".

Родина. Мустай Карим.

Мы рассказать хотим о том,

как мы живем в краю родном.

Мой край, родной Башкортостан,

ты лучше всех далеких стран.

В такой чудесной стороне живу,

и счастлив я вполне.

Ты славен лесом, криком птиц.

Кумысом славных кобылиц.

Горы, реки и поля-все это Родина моя!

Вот двор, где есть друзья.

Вот школа, дом, семья.

Вот рой пчелы, вкус меда,

и добрая душа народа.

Здесь вырос мой отец и дед,

и я здесь буду жить, учиться!

Чтобы тебе, мой край родной,

так скоро пригодиться.

Башкортостан - надежда наша.

Как я люблю тебя!

В твой день рождения желаю:

цвети Республика моя!

Воспитатель: Прославляя свою Родину народ «сложил» пословицы. Давайте мы их вспомним.

• Своя Родина дороже золота.

• Нет в мире краше Родины нашей

• Для Родины своей сил не жалей

• Родину мать умей защищать

• Жить – Родине служить

• Нет вкусней водицы, чем у родной криницы

• Везде хорошо, но милее Родины нет

Воспитатель: И это все о нашей Родине. Спасибо, ребята! Мы знаем, что у нашей Родины есть правители и символы. Посмотрите, чей это портрет?

Дети: Владимир Владимирович Путин

Воспитатель: Кто он?

Дети: Президент России.

Воспитатель: А как зовут Главу Республики Башкортостан?

Дети: Хамитов Рустэм Закиевич.

Воспитатель: Молодцы.Знаем еще три главных символа: герб, флаг и гимн. Дети, это флаг какой страны?

Дети: России.

Воспитатель: Флаг трехцветный. А что они символизируют! Белый - чистоту, синий - небо, Красный - цвет крови, родства. Вторым символом является герб. Он символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Воспитатель: А это какой флаг?

Дети: Флаг Республики Башкортостан.

Воспитатель: Флаг республики Башкортостан, как и флаг России - трехцветный. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

А вы знаете, что они означают. Синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – цвет жизни.

- А сейчас Диана и Адель выполнят у нас задание.

- Вам нужно будет собрать флаг республики Башкортостан и найти лишний цвет в которого нет в флаге.

- Закрепление, так что же означают цвета на флаге? Молодцы!

Воспитатель: Герб республики Башкортостан символизирует дружбу народов, доброту.

(Герб республики Башкортостан).

Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит).

А еще символом является гимн. Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

Воспитатель: Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай?

(Включается аудиозапись).

Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

- Но для начала скажите, что такое природа?

- Правильно, все,что нас окружает: леса, горы, реки, озера, животные, птицы, насекомые – это и есть природа. Наши леса богаты деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами, животными, птицами и насекомыми

Богата и разнообразна природа Башкортостана.

- А кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей).

В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.

Республику пересекают Уральские горы.

(Показ слайда)

Уральские горы имеют очень много названий. В переводе с тюркского – это «Пояс»«Камень. Каменный пояс».

Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Звали этого великана Урал. Пояс был огромный. Однажды великан снял с себя этот пояс и положил через всю землю.Уральские горы славятся своими сокровищами: железом, золотом, драгоценными и цветными камнями

Воспитатель: Башкортостан – республика лесов, которые занимают почти 40% территории.

Лес оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха. Лес можно назвать «лёгкими планеты». А теперь отгадайте, какие деревья растут в лесах нашего края.

Дети: береза, липа, сосна, ель, дуб, осина, клен.

А сколько различных животных и птиц водится в наших лесах! Назовите их.

Дети: Бурый медведь, рысь, волк, лиса, белка, лось, заяц, журавль, степной орел, филин, дикая утка, лебедь, дятел).

В Башкортостанеобитает множество видов редких животных: марал, ушастый еж, выхухоль, сапсан, черный гриф, орлан - долгохвост, серая куропатка.

(показ на экране)

Воспитатель: Природа Башкортостана славится не только своими лесами и полезными ископаемыми.Есть у нее и другие богатства: бескрайние степи, полноводные реки и озера, целебные источники. В Башкортостане более 600 рек и около 800 озер.

Как называется самая большая, глубокая, длинная река нашей республики?

Дети: Река Агидель.

Воспитатель: А как называется наш город?

Дети: Город Агидель.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему наш город называется Агидель?

Город Агидель расположен на правом берегу нижнего течения реки Агидель (Белой) на северо-западе Республики Башкортостан.

Агидель – очень протяженная река, ее длина 1430 километров. Река Агидель начинается в болотах между горных хребтов Иремель и Аваляк на высоте 744 метра. Берет начало из нескольких родников. Впадает в реку Каму. Город Агидель назван в честь реки Агидель.

(Показ слайда)

Воспитатель: Самое большое озеро - Аслыкуль. Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая. Длина озера 8 км, а ширина 5 км.

(Показ слайда)

Воспитатель: Башкирский мед широко известен в стране и за ее пределами. В далеком прошлом башкиры – коренные жители края – занимались бортничеством (сбором меда диких пчел).

Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент сбора меда диких пчел и попробовать натуральный башкирский мед (детям предлагается рассказать о вкусе меда) (мед вкусный, ароматный, целебный)

Воспитатель: Башкиры – некогда кочевой народ. Очень давно они жили в юртах, готовили себе еду на костре, освещали свое жилище лучиной, но сегодня они живут в своих собственных домах, в благоустроенных квартирах.

Физминутка игра «Юрта»

Воспитатель: - Но главное наше богатство нашей республики – это люди.

- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.

Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы.

Воспитатель: Правильно. Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. Это добрые, веселые, гостеприимные и трудолюбивые люди. Все они очень любят свой родной край и хотят, чтобы он стал еще красивее и богаче.

(показ слайда)

Воспитатель: В нашей Республике много красивых мест. Например, такие как национальные парки и заповедники, также есть оздоровительные курорты, чем славиться наша республика. Где жители нашей республики и других регионов поправляют свое здоровье.

(Показ слайда)

- Молодцы ребята, вот наше занятие подошло к концу.

Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что не понравилось? В чем было затруднение? (Ответы детей).

- О чем мы сегодня говорили?

Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно.


Беседа: «Уфа - столица Республики Башкортостан»

Программное содержание: Расширять знания детей о городе Уфе - столице Республики Башкортостан. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, с новыми архитектурными памятниками, названиями улиц в Октябрьском районе и в городе Уфе. Развивать логическое мышление. Обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к родному городу, гордость, чувство восхищения красотой города.

Ход бееды:

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня совершим путешествие по нашему городу. Послушайте песню Евгения Ниценко – «Мой город – Уфа»:

- О каком городе поется в песне? (О городе Уфе)

- Как называют жителей нашего города? (Уфимцы)

- Город Уфа- столица Республики (Башкортостан)

- Можно назвать город Уфу родным городом? (Можно)

- Почему? (Потому что Уфа - место, где родились наши родители, бабушки и дедушки, родственники)

- Да, Уфа - родной город, наша малая Родина.

-Покажите на карте город Уфу. Показ ребенком.

Показ фотографии.Воспитатель: «Визитной карточкой нашего города является памятник Салавату Юлаеву. Скульптор Сосланбек Тавасиев изобразил С. Юлаева на коне, с кнутом в руке. Памятник поставили на высоком берегу реки Белая. Высота памятника почти 10 метров. Приезжающим в город гостям и жителям всегда виден этот памятник. Салават Юлаев - поэт, воин, борец за лучшую жизнь людей. Изображение С. Юлаева есть на гербе Башкортостана. Показ герба».

Показ фотографии.Воспитатель: «Башкирский Государственный театр оперы и балета - красивое старинное здание. В нем артисты поют и танцуют. Есть артисты балета, оркестр и хор. Для взрослых и детей ставятся спектакли. Ребята, кто из вас был в этом театре? Какой спектакль смотрели? («Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского)»

Физкультминутка:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Показ фотографии Ледовый дворец «Уфа – Арена»

Рассказ Руслана: «Я вместе с папой ходил на хоккей в ледовый дворец. Он очень большой, на трибунах много зрителей. Лед искусственный, по нему ездит машина, которая полирует лед. Мы смотрели игру «Салавата Юлаева» и «Ак Барса». Когда наша команда забивала шайбу, мы кричали от радости. Мы с папой – болельщики команды «Салават Юлаев».

Показ фотографии Ипподром «Акбузат»

Воспитатель: «Это место для соревнования лошадей. На ипподроме есть трибуна, манеж, конюшни для лошадей, кузница, ветеринарная лечебница, отделение для тренировок. Беговой круг – 1км, в центре бегового круга – поле с травяным покрытием для конкура, прыжков через препятствия. Каждую субботу на ипподроме организуются бега для лошадей, объявляют победителей.

Подвижная игра «Джигиты»

Дети под башкирскую музыку выполняют движения «боковой галоп» – имитация действий лошадей, наездников.

Показ видеоролика Легенда «7 девушек»

Воспитатель: «Грустная история о красивых башкирских девушках. В нашем городе есть цветомузыкальный фонтан, который так и называется «7 девушек». Фигуры девушек изображены в башкирских костюмах. Девушки стоят в кругу, каждая из которых выполняет одно танцевальное движение. Когда звучит мелодия и переливаются разноцветные огоньки кажется, что девушки танцуют. Кто еще не видел этот фонтан, сходите с родителями, насладитесь красотой».

Дидактическая игра «Знаю ли я улицы города?»

Воспитатель дает за каждую названную улицу фишку. Победителем считается тот, кто больше всех собрал фишек. Награждается набором открыток с видами Уфы.

Показ фотографии Рихарда Зорге.

Воспитатель:

«В Уфе, в нашем Октябрьском районе есть улица Рихарда Зорге, названная так в память о разведчике, которого звали Рихард, фамилия его Зорге. Он родился в городе Баку, рос в бедной семье, хорошо учился в школе, занимался спортом. Затем стал военным. Рихард был умным, смелым и отважным человеком. Он первым узнал о точной дате начала войны. В годы войны он был ранен, к сожалению погиб на войне. Во многих городах есть улицы, названные в его память. У нас на улице Р. Зорге находятся автовокзал, Дворец Спорта, магазин «Аквариум».

Послушайте стихотворение Гелимдара Рамазанова «Уфа»

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где – вдали его назови –

Сколько встанет за ним родного,

Сколько в нем зазвучит любви!

В нем – отчизна отцов святая,

В нем – любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звездочки над стихом.

Воспитатель:

«Вот и закончилось наше путешествие по городу Уфа. Уфа – самый лучший и красивый город на Земле! Мы любим свой город, гордимся, что живем в таком чудесном месте. Уфа – наша Малая Родина».

Беседа: «Башкирская народная кухня»

Цели: 1. Познакомить детей с башкирскими блюдами:буза,талкан.

2. Продолжать знакомить детей с национальной кухней.

3. Закрепить знания о молочных продуктах и этапах производства молочной продукции.

4. Вызвать у детей желание приготовить совместно с взрослым башкирское блюдо талкан.

5. Воспитывать любовь к родному краю, дружеские взаимоотношение во время работы.

Ход занятия:

- Ребята, Любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей?

-Знаете, ребята, по тому, как человек принимает гостя, можно судить о его культуре. Наш край еще с древних времен славится своим гостеприимством. Послушайте, что рассказывает древняя легенда.

Давным-давно это было, говорят. Создал бог мир, расселил людей в разных местах и каждому дал свой язык, одежду и пищу. А чтобы людям жилось веселее, решил бог подарить им праздники. Погрузили люди праздники на телеги и повезли каждый в свой край. Но по пути у башкира телега сломалась. Что ему было делать? Раздал он свои праздники соседям и пошел домой пешком.

И вот в других краях начались празднества: смех, веселье да песни. Только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ведь нет у них никаких праздников. Думали они, думали, как быть, и решили снова отправить к богу того человека.

Возвратился башкир к богу и рассказал обо всем, что с ним случилось. И тогда бог сказал ему: «кончились у меня праздники. Если они очень вам нужны, приглашайте соседей. Каждый гость принесет с собой праздник». И с тех пор, говорят, приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. И славится наш край своим гостеприимством. Пришел гость - значит, пришел в дом праздник. Недаром в народе говорят«приход гостей- большой праздник».

В старину говорили«гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. Вы, наверное, сами могли не раз в этом убедиться. У каждого человека есть свои национальные блюда, например, у узбеков - плов, у украинцев - сало и борщ, у русских - щи, маринованные грибочки. А знаете ли вы башкирские национальные блюда?

Сегодня мы поговорим с вами о башкирской национальной кухне.

Давным - давно башкиры питались в основном мясными и молочными продуктами. В старину говорили: ”У кого корова, у того есть угощение”, потому что из коровьего молока делали творог (эремсек, красный творог (Кызыл эремсек,курут (корот), масло (май, сметану (каймак, кислое молоко (катык) и другие молочные продукты. (слайд)

Также башкиры пасли коней. Из кобыльего молока делали кумыс.

(Слайд)

-Ребята давайте поиграем в игру как в игру как молоко и молочные продукты пришли на стол

Дидактическая игра «Путешествие молока» (Этапы производства молока)

-Из мяса готовили такие национальные блюда, как бишбармак (из свежей баранины, казы из (конины, hурпа, hалма. (Слайд)

-Ребята, а вы знаете что на досуге башкиры пели песни, сочиняли стихи и даже придумывали танцы про блюда!

-Давайте посмотрим танец про Бишбармак.

(Ставится видеофильм)

-С древних времён, башкирскому народу была известна и растительная пища. Башкиры выращивали злаковые культуры – пшеницу, ячмень, просо. Из злаков изготовляли крупу для каши, муку для теста. Из муки пекли лепёшки, хлеб, блины. (Слайд)

Затем башкиры стали готовить и изысканные национальные блюда из теста: кыстыбый, вак бялиш, уч почмак, губадия, чак-чак, баурсак.

-Посмотрите на доску давайте решим кроссворд и прочитаем ключевое слово.

1. Как называется жаренная с двух сторон, лепёшку, которая складывается пополам. Внутрь кладётся начинка из толчёной картошки или пшённой каши. (кыстыбый (СЛАЙД)

2. Как называется маленький круглый пирожок, на которую кладут начинку из картошки, мяса, лука, собирают края лепёшки и защипывают, придавая круглую форму и оставляют сверху небольшое отверстие, через которое подливают бульон.

3. Как называется мясной суп с капустой. (Улюш (Слайд)

4. Как называется пирог с начинкой из риса, яиц, изюма и кураги. (Губадия (Слайд)

5. Сладкое лакомство из кусочков сдобного теста, поджаренное в большом количестве топлёного или подсолнечного масла, посыпанное сахарной пудрой? (Баурсак).(Слайд)

-Какое слово получилось (БЛЮДО)

-Ребята, а какие национальные напитки знаете?

-Есть еще такой напиток который называется БУЗА. (На столе стоят пиалы с бузой) Попробуйте! Как вы думаете, из чего он сделан?

Его делают из овсяной муки. Овсяную муку кипятят с водой и дают настаиваться в течение нескольких дней. А знаете ли вы что это очень полезный напиток? В нем содержатся очень много витаминов группы В!

Ребятки наше здоровье зависит от питания. В наше время люди часто болеют,так как едят вредную пищу. А мы ведь различаем здоровую и вредную пищу.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища».

-Сегодня мы с вами будем делать талкан. Посмотрите как раньше башкиры делали его(Слайд про производство талкана).

Идём мыть руки, одевать фартук, колпаки и косынки. Подходим к столу. Перед работой, разомнём пальчики, повторяя слова и движения башкирской пальчиковой игры.

(Воспитатель замешивает талкан (проросший измельченный ячмень) с молоком, маслом, медом затем раздает по-немногу, и показывает как скатывть шарики)

Приступаем к работе. (Музыка) После того как скатал, дети кладут в тарелочки снимают колпаки и идут мыть руки.

Рефлексия.


Беседа: «Мой родной Орджоникидзевский район

Цель: Познакомить детей с Орджоникидзовским районом.

Задачи:

1.  Вызвать желание больше узнать о своем родном районе.

2. Формировать чувство преданности своей «малой Родине».

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.

4. Воспитывать интерес и любовь к своей « малой Родине», желание трудиться на её благо.

Ход:

Стихотворение Б.Ширшова «Родина»:

Родина для всех - одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной.

Высоко не величаем

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Беседа с детьми.

Воспитатель: - Дети, в каком городе вы родились? (В УФЕ)

- А кто из вас родился в Орджоникидзевском районе? (Ответы детей.)

- Место, где родился человек – это его Родина.

- Значит город Уфа и Орджоникидзевский район – это ваша Родина.

(Показ карты района.)

- А сейчас мы с вами посмотрим фильм о нашем районе. (Просмотр слайдов.)

- Какие места вам знакомы? (Ответы детей.)

- Какой он, наш район? (Любимый, большой, красивый, чистый, родной и т.д.)

- Дети, а вы знаете, историю  Орджоникидзевского района? (Ответы детей.)

- Еще с XVII века берет начало история Орджоникидзевского района, когда на этих землях строился город, получивший название Уфа, основной функцией которого являлась оборона. Жители близлежащих деревень трудились на благо крепости. Среди прочих, селения Аничково и Черниковка стали основой для существующего ныне района – он располагается на их землях.

Воспитатель: - А сейчас мы отправимся по улицам нашего родного района.

Физминутка:

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Игра «Волшебная палочка»

Дети поочередно называют улицы своего района (Показ фотографий.)

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - На улицах нашего района кроме жилых домов много других зданий.

- Кто знает, что в них расположено? (Школы, магазины, детские сады, поликлиники и др.)

- В нашем районе есть главное здание, которое находится на улице  Мира – это Администрация Орджоникидзевского района.  (Показ фотографий.)

- Здесь работает руководитель нашего района. Это здание легко можно узнать, так как на его фасаде развивается флаг Российской Федерации.

- Наш район окружен восхитительной по красоте природой. (Показ фотографий.)

- Как вы думаете, что нужно, чтобы эта красота радовала нас много лет? (Охранять природы, не ломать ветки на деревьях, не мусорить и т.д.)

- А как мы с вами можем заботиться о нашем районе? (Не мусорить, сажать деревья, цветы и др.)

Итог

- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)


Беседа: «Башкирская пчела».

Программное содержание: Познакомить детей с профессией пчеловода. Рассказать детям о жизни пчел; познакомить со сказкой «Медведь и пчелы»; развивать связную речь, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать уважительное отношение к труду пчеловода.

Ход занятия.

…Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты. (И.Суриков)

(Воспитатель читает стихотворение под аудиозапись-звуки природы, жужжание пчел)

Я пришла к вам сегодня не одна, у меня есть помощник. Угадаете, кто это?

Загадка. Громко я жужжу, летая

              Мед целебный собирая

              Всем  полезна и мила

              Хлопотливая (пчела).

Правильно, к нам сегодня на занятие прилетела пчела.(Залетает «пчела»-взрослый переодетый в костюм пчелы).

-Здравствуйте, ребята! Я пчела-помощница человека .Все, наверное любите мед?(…)А сегодня я хочу рассказать о пчелах.

Башкирский мед - самый вкусный во всем мире. Потому что, здесь, в Башкортостане нас очень уважают и любят. Люди ухаживают за нами, а в благодарность мы дарим людям мед. А вы знаете, как называют людей-специалистов ,которые занимаются пчелами, ухаживают за ними.(пчеловод-воспитатель показывает картинку пчеловода).

А раньше пчелы были дикими. Жили они в лесу. Пчелиная семья-рой жила в     одном дупле.(показ рисунка).Пчелы с ранней весны до поздней осени трудились, собирали мед. Но у них появилось много врагов. Как вы думаете, кто это? (…) Да, это и медведи, и люди. Но с течением времени люди поняли, что с пчелами нужно дружить, что они могут приносить пользу. Так пчелы стали служить человеку, стали домашними.

А теперь, давайте, отдохнем. Игровая  физминутка «Пчелы»

Дети, «превращаются» в пчелок и «жужжа» летают над цветками, которые расположены на полу по кругу.

Воспитатель рассказывает сказку «Медведь и пчелы». Затем проводится работа над сказкой. Дети, опираясь на схемы, рассказывают сказку по цепочке.

Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали? Как мы называем человека, который ухаживает за пчелами? А как называется пчелиная семья?

Пчелы, самые полезные для человека насекомые  из всех насекомых. Мед, который они вырабатывают, не только вкусный, но и очень полезный для здоровья человека.

Пчелка. Мне очень понравилось общаться с вами, ребята. Вы очень любознательные. У меня есть подарок для вас - это башкирский мед.(Дети пробуют мед, который принесла с собой «пчелка»)


Стихотворения

Ирек Киньябулатов стихотворение о проспекте Октября:

Товарищ проспект, ты сердца окрыляешь.

Товарищ проспект, ты – как весенний разлив.

На верность, на мужество ты проверяешь,

Нас именем гордо своим осенив.

Когда над землей опускается вечер,

Шагаю я снова на встречу с тобой.

И знаю: твой пульс беспокоен и вечен,

И имя твое стало нашей судьбой.

Радиф Тимершин «Пчела»:

Трава, примятая росой,

Волной к земле легла.

Юлай глядит – в траве густой

Запуталась пчела.

Прилипли крылышки к спине

Намокшим лепестком,

И еле-еле, как во сне,

Ползет она с трудом.

Ладошку домиком согнул

И взял пчелу Юлай.

На крылья мокрые подул,

Шепнул ей: «Улетай!»

Пчелу дыханьем своим

Согрел в руках Юлай.

Она кружит, кружит над ним:

- Летим, летим, летим!

- Спасибо, друг, прощай!

Гилемдар Рамазанов «Уфа»:

Всего лишь три буквы, короткое слово.

Но где-то вдали его назови –

Сколько встает за ним родного,

Сколько в нем зазвучит любви!

В нем – отчизна отцов святая,

В нем – любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звездочки над стихом…

«Курай» Абдулхак Игебаев

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез –

Как зашумит уральский лес,

И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Муса Гали

Стоит мне курай достать –

Научусь и я играть.

Пусть играет мой курай –

Я хочу джигитом стать.

А. Вали «Родному городу»:

…Он рвется ввысь, мой город. Он растет,

Ему в пределах старых стало тесно.

В любом клочке земли – мой пот,

Душа моя, и мысль моя, и песня.

И я хочу, чтоб с каждым новым днем

Он был величественней, краше,

Чтоб всюду рос за домом дом,

Фонтаны поднимали с влагой чаши.

Цвети, мой город, восхищая нас

Своей высокой, новой красотою,

Чтоб тот, кто посетит тебя хоть раз,

Мечтал опять увидеться с тобою!

Назар Наджми «Башкортостан»

Башкортостан! Единственное слово

Произнесу, и снова надо мной

То ветерок расплещется медово,

То вдруг пахнет мазутной синевой.

БашкортостанКрай золотого хлеба!

На землях этих, где цветы да мед,

Униженный возвысится до неба

И некрасивый красоту найдет.

Здесь все твое,освящено веками:

Огонь и воды, травы и цветы.

Историю свою писал на камне,

Когда не ведал письменности ты.

Ценней и краше золота любого

Песчинка человеческой души.

А твой язык! Твоё большое слово!

Бери его и страстный гимн пиши!

Народ своё душевное богатство

Через века да в новый век несёт,

Во имя дружбы и во имя братства

Другим народам руку подаёт.

Здесь все родное,все твое вовеки:

И цвет, и звук, дыханье и покой,

И личный дождь, и голубые реки,

И собственное небо над тобой.

Различен нрав необозримой шири;

В Башкирии в один и тот же срок

Тепло и жарко где-то в Зилаире,

А вот в Дуване веет холодок.

Дороги победившего народа

В единое сошлись в душе моей.

Я чувствую себя и в капле меда

И ощущаю в запахе полей.

Далекий от ненужных поклонений,

Немало протопавший троп и стран,

Перед тобой склоняюсь на колени,

Земля родная – мой Башкортостан!

Лепка (пластилинография) Тема : «Башкирская посуда»

Цель: научить детей лепить национальную посуду и украшать ее национальным орнаментом; закреплять и расширять знания детей о национальном орнаменте; научить располагать орнамент по масштабу бытовых предметов.

Материалы к занятию:

для педагога: национальная посуда, или фотографии с ее изображением, готовые образцы лепной посуды, рабочая тетрадь, дощечка для лепки, пластилин, тряпочка, стек для резки пластилина;

для восnиmанников: рабочая тетрадь, дощечка для лепки, пластилин, тряпочка, стек для резки пластилина.

Ход занятия

Педагог вместе с детьми слушает башкирскую мелодию и объясняет им содержание мелодичной песни, углубляет знания детей о башкирской культуре. Рассматривая с детьми национальную посуду, учитель обращает внимание ребят на особенности ее формы, украшения, цвета и т.д. Педагог объясняет и показывает на примере. порядок лепки различной посуды.

Пиала:

1. Размять брусок белого пластилина и половинку брусочка

цветного.

Из небольшого кусочка белого пластилина скатать шарик,

Затем расплющить его в ладонях и на дощечке сформировать круглое донышко-подставку.

Белый пластилин раскатать на жгутики средней толщины, а цветной пластилин на более тонкие жгутики.

На донышко-подставку укладываем жгутики из белого пластилина средней толщины по спирали, формируя пиалу.

Пальцами выглаживаем на пиале все неровности. -

 

Чаша для кумыса:

Размять брусок коричневого пластилина и половинку брусочка цветного. б

Из небольшого кусочка белого пластилина, скатать шарик, затем расплющить его в ладонях и на дощечке сформировать кру глое донышко-подставку.

Коричневый пластилин раскатать на жгутики средней толщины, а цветной пластилин на более тонкие жгутики.

На донышко-подставку укладываем жгутики из коричневого пластилина средней толщины по спирали, формируя чашу.

Пальцами выглаживаем на чаше все неровности.

Украшаем чашу орнаментом.

Дети знакомятся с порядком работы и самостоятельно выполняют, выбрав какой-либо вид посуды. Педагог, контролируя работу детей, помогает затрудняющемуся ребенку. В конце занятия педагог анализирует выполненные работы и организует мини-выставку с лучшими работами, дает оценку работам детей.


Рисование «Украсим ковер башкирским орнаментом»

Цель: систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве башкир.

Программное содержание:

1.Обучающие задачи. Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

2.Развивающие задачи. Активизировать словарь детей по теме «Башкирский орнамент». Продолжать работу по развитию творчества и самостоятельности. Научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы в композиции.

3.Воспитывающие задачи. Воспитать интерес к башкирскому декоративному - прикладному искусству.

Ход.

1.Организационный момент.

Под башкирскую музыку, дети заходят в группу с воспитателем, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие.

Мы приветствуем гостей

Дорогих нам воспитателей

Всех знакомых, незнакомых

И красивых и веселых

Первая группа «Золотой рыбки»

Всех вас мы приветствуем!

2.Сюрпризный момент.

-Вос: Ребята кроме воспитателей к нам на занятие пришла кукла. Ее зовут Айгуль.

Посмотрите на эту куклу, как она одета?

-Д: Она надела башкирский национальный костюм.

-Вос: Да, правильно вы ответили. На ней красивое платье. Платье украшено атласными лентами. Поверх платья одевала камзул. На голову надела меховую шапку.

-Вос: Ребята, Айгуль к нам пришла не просто так, она хочет, чтоб вы ей помогли с подарком. Ведь у ее бабушки скоро день рождение. Поможем Айгуль?

- Д: Да, конечно поможем.

-Вос: Давайте, посадим куклу Айгуль на видное место. Пусть она на нас будет смотреть и наблюдать.

3. Мини – музей.

Ребята, перед тем, как сесть за столы я вам предлагать совершить небольшое путешествие в мини – музей. (Подходим к музею).

Вос: Какие изделия башкирских мастериц можно увидеть в музее?

Д: Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, посуду.

Вос: Чем украшали башкиры одежду, ковры, посуду?

Д: Башкиры украшали одежду, обувь, жилище ярко красочным узорами. Орнаментом.

Вос: Молодцы, ребята. Вы правильно заметили и ответили на мои вопросы.

Для того чтобы, более углубленно узнать об орнаменте предлагаю вам пройти за столы. Садитесь.

Презентация.

Очень красиво сказано о башкирском узоре в стихотворении.

Послушайте стихотворение (ребенок рассказывает стихотворение).

В башкирском узоре - цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего небо, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В народном узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа и его доброта. (Р.Б.Даутова).

Вос: Давайте рассмотрим башкирский орнамент. Что такое орнамент? (Слайд №1)

Д: Орнамент – это украшение, узор.

Вос: Какие фигуры вы видите в башкирском орнаменте?

Д: Цветок, трава, треугольник, ромб, волны, линии.

Вос: Какие цвета используется чаще в башкирском орнаменте?

Д: Красный, черный, зеленый, желтый.

Вос: На каком фоне изображают узоры? (Слайд №2)

Д: На черном, красном, желтом.

Вос: Молодцы, ребята. Узор как я вам говорила, используется в основном в украшении ковров. Для чего использовались ковры? Коврами был застлан пол на юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища.

Сегодня на занятии мы попробуем украсить ковер, с узором характерным для башкирских ковров. Прежде чем приступить к рисованию, я вам предлагаю немножко отдохнуть.

Физминутка.

Вос:Приступаем к выполнению работы. Положили листы бумаги перед собой, начинаем рисовать. Рисовать мы будем с вами сверху вниз. Взяли кисточки макнули в воду, нашли красный цвет, набираем краску. Отступаем

Начинаем рисовать слева направо. Рисуем широкую, прямую линию свей кистью. Смываем краску……..

Отступаем от красной широкой линии и рисуем тоненькую желтую линию. Нашли желтый цвет, набираем. Рисуем кончиком кисти тоненькую желтую линию. Смываем краску……..

Отступив от желтой линии, оставив место, слева рисуем ромб черным цветом. Чтобы нарисовать ромб, сначала мы проводим короткую, горизонтальную линию ====== или рисуем крестики, =======. Отступив место, рисуем еще два ромбика.

Пальчиковая гимнастика.

Коврик плету из полосок бумажных. 
Видела коврик такой я однажды. 
Яркими красками коврик горит, 
Можно бабушке его подарить.

Вос: Продолжаем дальше. Вы все знаете, что башкирский орнамент повторяется, поэтому мы с вами сначала нарисуем тоненькую желтую линию, а потом толстую красную линию.

Рисование под музыкальное сопровождение звучит музыка А. Кубагушев «Колыбельная» (пьеса для курая и симфонического оркестра).

Рефлексия. Подведение итогов.

Вос: Все закончили молодцы. Посмотрите, какие красивые ковры получились?

Вос: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Д: Украшали ковер с башкирским орнаментом.

В: Эти ковры мы сегодня подарим кукле Айгуль, чтобы она подарила эти ковры своей бабушке. Вам понравилось наше занятие?

Д: Да.

Вос: Мы сегодня узнали о башкирском орнаменте, вы показали свои знания – молодцы!


Рисование на тему: «Украсим сапог».

Цель: способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.

Задачи: Обучающие: - обучать воспитанников умению украшать башкирский сапожок – итек;

- закреплять умение рисовать элементы башкирского орнамента.

Развивающие: - развивать навыки работы с акварелью и кистью;

- развивать чувство ритма и цвета.

Воспитательные: - воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа. Интеграция: «Познавательное развитие» - дать представление о жизни башкирского народа в период жизни Салавата Юлаева; «Речевое развитие» - активизировать словарь детей – итек, кускар, ромб, сердечко.

Ход занятия.

I часть: «Вводная» - 3 мин.

Сюрпризный момент: приход к детям Салавата (кукла в башкирском костюме).

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел. Это Салават. А вы знаете, кто это такой?

Дети: Башкирский герой.

Воспитатель: Это башкирский национальный герой, который жил очень давно. Давайте рассмотрим его одежду. Во что он одет?

Дети: Шапка, рубаха, камзол или елян, штаны.

Воспитатель: Салават просит у вас помощи. Сейчас зима, а у него нет теплой обуви. Он просит вас нарисовать и украсить его сапожок башкирским орнаментом. Поможем Салавату?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте с вами отправимся в музей, где можно посмотреть башкирский сапожок и башкирский орнамент.

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

II часть: «Основная» - 15 мин.

Воспитатель вывешивает иллюстрации башкирских сапожков и башкирского орнамента.

Воспитатель: Давайте рассмотрим сапоги. По башкирски они называются – «ИТЕК» (индивидуальные и хоровые ответы). Посмотрите на сапожок, он украшен башкирским орнаментом. Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?

Дети: Ромб, рога, треугольники, сердечки, солнце.

Воспитатель: В башкирском орнаменте существуют следующие группы символов. Кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Позднее появились различные виды кускара:

- спиралевидные завитки. - S образные завитки.

И еще один мотив в башкирском орнаменте – это ромб - символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.

Башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера меняют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Башкирский орнамент очень яркий, красочный.

- Скажите, дети, какие цвета используются в башкирском орнаменте?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель:Реже используются: коричневый, голубой, синий, алый, оранжевый.

Давайте поиграем в игру.

Д/и «Найди пару башкирскому узору»

Воспитатель: Посмотрите варианты украшенных сапожков. Как вы думаете, с чего нужно начинать? (варианты детей)

Воспитатель: Мы начнём рисовать сверху вниз, стараясь всё уместить. Рисовать будем с помощью шаблонов. Шаблон накладываю, держу и обвожу простым карандашом. Убираю шаблон и у меня остался контур элемента узора, который я закрашу краской.

Физминутка для глаз:

Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель: Давайте вспомним правила рисования.

Правила рисования.

1. Перед началом рисования новым цветом кисточку надо хорошо промыть.

2. После мытья кисточки её нужно промокнуть салфеткой.

3. В краске не должно быть много воды, она должна быть просто влажная.

4. Кисть нужно держать свободно и уверенно.

Воспитатель: Приступайте к расписыванию сапожка, сели все красиво, спинки выпрямили, ножки сдружили.

III часть: «Заключительная» - 2 мин.

Итог занятия. - Что мы сегодня украшали и каким узором? (Мы сегодня украшали сапожок – башкирским орнаментом).

- Как называется сапожок? (итек).

- Какие элементы мы использовали? Рожки – кускар, ромб, сердечки, треугольники)

Сапожки у всех получились яркие, красочные и Салавату очень понравились. Он остается у нас в группе, чтобы потом выбрать сапожок.

Музыкальное развлечение «Мой край – Башкортостан!»

Цель : воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

На экране изображение Республики Башкортостан

Под башкирскую музыку дети заходят в зал и встают полукругом. Мальчик и девочка в башкирских костюмах выходят на сцену.

1 ребенок:

Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, - 
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…

На сцену выходит ведущий:

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, ребята! Сегодня мы проводим праздник в честь нашей Республики Башкортостан.

2 ребенок:                            

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя                  

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Ведущий: 11 октября 1990 года был подписан важнейший документ, который дал право нашей республике распоряжаться всеми своими природными и народными богатствами.  А самое главное наше богатство – это наша дружба и наше единство.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

(Гимн – это один из государственных символов нашей Республики. Гимн означает восхваление, торжественная песня. Его исполняют только в торжественных случаях, при открытии и закрытии торжеств, по праздникам.)

Ведущий: Гимн нужно слушать стоя. Этим выражают дань уважения всему башкирскому народу.

ЗВУЧИТ ГИМН. ВСЕ ДЕТИ ВСТАЮТ И СЛУШАЮТ ГИМН РБ.

Ведущий: Ребята, посмотрите, это флаг РБ (показ слайда). Давайте вместе вспомним, что представляет собой флаг, и что означают цвета. (Флаг представляет собой прямоугольное полотно, состоящее из трех горизонтальных  полос – синей, белой и зеленой, в центре белой полосы находится цветок курая).

                 Три цвета носит флаг республики моей,            
                 Цвет синий — это ясность и чистота.                                            
                 Цвет белый – миролюбие, открытость.                                       
                 Зеленый-это цвет свободы, вечной жизни.                                 
                 Цветок курая – символ дружбы.

Ведущий: Ребята, еще одним из государственных символов является герб (показ слайда).

Автор –  Фазлетдин Ислахов. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом.

Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».

Ведущий: Ребята, кто изображен на фоне восходящего солнца?

Дети. Салават Юлаев.

Ведущий: Кто такой Салават Юлаев?

Дети. Национальный герой, поэт, воин, джигит.

                                           Башкортостан — земля моя!

                                           Отчизна роз и соловья.

                                           Башкортостан — страна певцов,

                                           Страна танцоров, храбрецов.

(Танец в исполнении мальчиков)

Ведущий: Башкортостан – многонациональная  республика. Единой  семьей  здесь живут  и  трудятся  башкиры и русские, татары и украинцы, белорусы и чуваши, марийцы и мордва, удмурты и немцы.   И каждый народ говорит на своем родном языке. Мы любим наш родной язык, который слышим с детства, на котором говорим свои первые слова, язык матери на котором слушаем колыбельные песни.

(дети исполняют песню «ВАТАН»)

Родина моя,
Реки и поля,
Я люблю тебя,
Милая земля.

Припев: Мой Башкортостан,
Нет края родней —
Светлый уголок
Родины моей.

Родина моя,
Горы и поля,
Расцветай, как сад,
Милая земля!

Ведущий: Каждый из нас с гордостью называет Башкортостан своим домом. Славится наша Республика кумысом и медом. И сегодня к нам на праздник пришел башкирский пчеловод, Бал бабай, чтобы рассказать Вам о меде.

Бал Эби: Здравствуйте дети! Я медовая бабушка. Из древна мед был дорогим и очень полезным продуктом. Это моя пасека, это мой улей, там живут пчелки, они там собирают мед, а мои подготовили танец пчелок.                                                                (танец «Пчелок»)

Бал Эби: Я принесла вам угощения, отведайте, будьте здоровы, до свидания друзья.

Ведущий: (слайд) Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. Башкирский мед считают незаменимым, величайшим лекарством, созданное природой.

Стихотворение А. Игибаева «Курай».

Когда я слушаю курай,

То радость льётся через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу

Домой с собою унесу,

И только дуну в свежий срез,

Как зашумит Уральский лес,

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Ведущий Ребята, перед вами башкирский национальный инструмент – курай. Вот звучит мелодия курая.

Звучит мелодия курая.

Ведущий: А вы знаете как называется жилище башкир?

Дети: Юрта. (слайд)

Ведущий:  Мы знаем интересную башкирскую игру, которая покажет, кто же из ребят самый ловкий и быстрый.

 ИГРА «ЮРТА»

В игре участвуют  две подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам

площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

Разбежимся на лужок.

Правила игры. С окончанием музыки на сигнал: «Юрта» надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Ведущий: Башкирский и русский народы всегда жили в тесном общении друг с другом. Им  часто приходилось вместе защищать интересы России.

Ребенок:

Пусть ты с березовый листок республика моя!
Но всё равно всегда великою зовешься!
Идут года, но мы с тобой всегда.
И в сердце нашем ты, навечно остаешься!

Ведущий: Любовь к Родине, чувство патриотизма… Невидимыми нитями навечно мы связаны с Родиной. Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его удивительной природе, бесчисленных богатствах. Нашей любимой республике мы желаем процветания, мира и добра! Пусть на нашей благодатной земле будет вечно жить мир и дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"

Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...

Проект «Мой край Башкортостан»

Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников....

Папка-передвижка "Мой край - Башкортостан"

Очень трудно найти материал о республике в виде папки-передвижи. А материал, адаптированный для дошкольников тем более. Сделала папку для группы, возможно ещё кому-то пригодится.   https://cloud....

Конспект организованной образовательной деятельности "Цвети, мой край, Башкортостан"

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Раздел: Окружающий мир. Возрастная группа: подготовительная логопедическая. Тема: "Цвети, м...

Викторина "Любимый край Башкортостан"

Познавательная викторина для педагогов "Любимый край Башкортостан"...

проект "Мой край Башкортостан"

Региональный компонент...

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом  татарского народа)...