«Народные Башкирские малоподвижные игры для детей дошкольного возраста»
рабочая программа

Вильданова Софья Владимировна

Такие игры помогают привить дошкольникам любовь к родному краю, сформировать интерес к изучению игр разных национальностей, воспитать чувство толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskie_narodnye_igry.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные

Башкирские малоподвижные игры

для детей

дошкольного возраста»   

                                                                  Выполнила воспитатель:

               Вильданова Софья Владимировна

                                                        Введение

Актуальность данной методической разработки заключается в формировании у ребенка начал творческого отношения к миру движений посредством ознакомления с разнообразием башкирских народных игр. Такие игры помогают привить дошкольникам любовь к родному краю, сформировать интерес к изучению игр разных национальностей, воспитать чувство толерантности.

Нaродные башкирские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Материал данной разработки знакомит воспитателей с использованием башкирских народных игр в совместной деятельности взрослого и ребенка. Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования.

Особое внимание акцентируется на правильном выборе народной игры, хорошем знании той или иной игры, а также физической нагрузке детей. Не следует забывать, что ребенок не должен уставать в игре, а наоборот, после игры он должен чувствовать в себе вдохновение и новую силу, душевный подъем.

Подвижные  игры  широко используются  в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, однако практический опыт показывает, что  подбор малоподвижных игр и игровых  упражнений в настоящее время ограничен, в связи с  их немногочисленностью.

Целью малоподвижных игр  и игровых  упражнений  является:

–снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного   состояния к более спокойному;

-снятие общего  утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;

-развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

-укрепление сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;

- ориентировка в пространстве;

-формирование и закрепление  двигательных  умений;

-получение  удовольствия   и  создание хорошего настроения;

-сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

-повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В играх  малой подвижности  движения выполняются  в медленном темпе, к тому же интенсивность их  незначительна. 

Спецификой данного вида игр является способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые  включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3-6 раз).

Эти игры  не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из  детей.

Игры малой подвижности подразделяются на  игры, способствующие  развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи.

Игры малой подвижности  и игровые  упражнения проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной, вечерней прогулке, в физкультурных минутках и физкультурных паузах, самостоятельной двигательной деятельности детей.

         Предлагаемые  игры и игровые  упражнения  не требуют  большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют младшие дошкольники  с помощью воспитателя, а старшие   - самостоятельно.

           Картотека:

«Башкирские народные малоподвижные  игры»

« Аҙ хәрәкәтле

башҡорт халыҡ

уйындары»

Башкирская народная игра «Медный пень»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

«– Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

«– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Башҡорт  халыҡ  уйыны «Еҙ бүкән»

Уйын барышы: балалар, парлашып, бер-бер артлы тора, берәү ишһеҙ булырға тейеш. Алда торған балалар сүгеп, еҙ бүкән булып ултыралар. Арттағылар баҫып торалар. Ишһеҙ бала бер пар янына килә һәм һорай:

-Еҙ бүкәнде һатыуҙанмы?

-Еҙ бүкәнде һатыуҙан.

- Хаҡын купме биреүҙән?

-Хаҡ ярым хаҡ, бот ярым бот.

-Әйҙә, йүгерешәсек,кем килеп алыр икән?- типәйтешәләр ҙә түңәрәк тышынан ҡара-ҡаршы йүгерәшәләр. Кем беренсе шуңа еҙэләгә. Ишһез бала шул уҡ һүҙҙәр менән үҙенә еҙ бүкән эҙләй.

Ҡағиҙәһе: түңәрәк эсенән үтәргә, түңәрәктән ситкә китергә ярамай.

Әһәмиәте: уйын етеҙлекте һәм йылдамлыҡты үҫтерә.

Йыһаз: Балаларҙын баштарына бүкән битлектәре

Башкирская народная игра «Прячу платок»

Подготовка. В эту игру любят играть девочки. Желающие участвовать в игре считалкой выбирают «пастуха». Остальные садятся плотно друг к другу, образуя круг. «Пастух» берет в руки платок.
Пояснение к игре. Игрок-«пастух», скажем, Зифа, с платком в руках выходит за круг и вместе со всеми девочками начинает петь:
Прячу, прячу я платочек
Под зеленую березу.
Незаметно положу его
Подружке за спиной.
В это время Зифа должна ходить вокруг круга и в один удобный момент оставляет платок за спиной одной из напарниц. А сама ходит, будто платок спрятан у нее в руках. Если девочка, скажем, Зухра за спиной которой лежит платок, не заметит его до того, пока Зифа обойдет весь круг, то Зифа быстро подхватывает платок и обегает круг, подхлестывая Зухру платком.
Далее Зухра остается с платком, а Зифа садится на ее место. Если девочка, сидевшая в кругу, заметит, что платок оставлен за ее спиной, она быстро встает и бежит с платком за девочкой, оставившей его. А девочка, оставившая платок, чтобы не быть битой, бежит вне круга и старается занять место напарницы. Если не успеет занять, еще раз остается с платком. Снова начинают петь.

Так же интересно продолжается игра далее.

Башҡорт  халыҡ  уйыны «Йәшерәм яулыҡ»

Уйын барышы: Балалар түңәрәк яһап ултыралар, араларынан көтөүсе һайлана. Ул яулыҡ ала. Балалар йырлай:
Йәшерәм-йәшерәм яулығымды
Йәшел ҡайын аҫтына.
Һиҙҙермәйсә һалып китәм
Бер иптәшем артына.

Көтөүсе булған бала түңәрәкте уратып йөрөй һәм бер уңайлы ваҡытта һиҙҙермәй генә яулыҡты бер иптәшенең артына һалып китә. Ә үҙе һаман яулыҡты йәшереп тотҡан һымаҡ йөрөй.

Артында яулыҡ ятҡан бала, көтөүсе түңәрәкте әйләнеп килгәнсе, үҙенең артында яулыҡ ятҡанын һиҙмәй ултырһа, көтөүсе уның янына килеп еткәс, яулыҡты ала ла уға яулыҡ менән һуға. Был бала көтөүсе булып ҡала. Әгәр ҙә түңәрәктәге бала артына яулыҡ һалынғанын һиҙеп ҡалһа, тиҙ генә тороп, көтөүсе артынан йүгерә. Ә көтөүсе яулыҡтан һуғылмаҫ өсөн, түңәрәк буйлап йүгереп, уны баҫтырған иптәшенең урынына ултырырға тырыша. Әгәр ултырып өлгөрмәһә, ул тағы көтөүсе була һәм уйын яңынан башлана.

Башкирская народная игра Курай (Дудочка)

Игра проводится под  любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В   центре   круга   один   ребенок,   он   кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит   в противоположную сторону.   Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:

«Услыхали наш курай,

Собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай

На зеленом, на лугу

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

 «Ты, курай задорный, веселей играй.

 Тех, кто лучше пляшет, выбирай»

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.

Правила: разбегаться только после окончание слов.

Башҡорт  халыҡ  уйыны Ҡурай (Дудочка)

 Ниндәй моңо аҫтында башҡорт халыҡ уйындары үткәрелгән. Балалар ҡулға-ҡул тотоношоп, түңәрәктәр ойоштороу һәм бер яҡҡа хәрәкәт итә. Түңәрәк үҙәгенә бер бала, уның ҡурайсылар, ҡурайҙы ҡулына уны (оҙон дудочка), ҡапма-ҡаршы яҡтарҙа ул йөрө. Балалар түңәрәк буйлап йөрөргә, йүгерергә, биргән һүҙҙәрен үтәмәгән притоп:

 «Ҡурай беҙгә услыхать,

 Беҙ бында йыйылған бөтә.

 Ҡурайсы менән наиграться,

 Кем ҡайҙа таралып бөткән.

 Хай, хай, хай, хай

 Йәшел, туғай

 Беҙ ҡурай аҫтында поплясать,

 Врассыпную бөткән балалар майҙансығына тиклем, һүҙ аҫтында башҡарылған башҡорт бейеү хәрәкәттәре:

 «Һин, задорный ҡурай, уйнай күңелле.

 Кем яҡшы плясать, һайлау»

 Балалар-хәрәкәтте башҡарыусы һайлау яҡшы ҡурайсы, йөрөгән шул булыр.

 Ҡағиҙә: һүҙен бөткән һуң ғына тамамлай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ   ОГЛАВЛЕНИЕ   с бегом: «Ловишки»«Уголки»  «Парный бег»«Мы...

Малоподвижные игры для детей дошкольного возраста

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослы...

"Малоподвижные игры в старшем дошкольном возрасте"

Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, однако опыт показывает, что подбор малоподвижных игр и игровы...

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА...

ИГРАЕМ с ДЕТЬМИ ДОМА! Сборник подвижных и малоподвижных игр для детей дошкольного возраста 2-7 лет

Уважаемые родители и педагоги дошкольных учреждений! Впереди долгие выходные, предлагаю вашему вниманию подборку подвижных и малоподвижных игр для ваших детей. В данном сборнике предложены игры, адвпт...

Статья: Малоподвижные игры для детей подготовительного возраста.

Статья о роли малоподвижных игр для детей подготовительной группы. Цель этих игр- снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойнму. В играх малой под...

Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста.

Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:снижение физической нагрузки, т. е. постепенный ...