Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей"
консультация (младшая группа)

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве; детским негативизмом, т. е. непринятием чего-либо без определённых причин; своеволием; недисциплинированностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kaprizy_i_upryamstvo_detey.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

    Консультация «Капризы и упрямство детей»

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;

детским негативизмом, т. е. непринятием чего-либо без определённых причин;

своеволием; недисциплинированностью.

   Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

   УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

    Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешне проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми. Ребенок хнычет, плачет, часто находиться в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.

    Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям: ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье.     Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

  Причиной капризов может быть также нездоровье ребенка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребенка нетрудно перестроить. Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитание воли, преодоление капризов.

       Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера таких, как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения.

     Доброжелательный тон в обращении взрослых друг другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением ими разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка.

И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец; что запрещает мать – разрешает отец или бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. Единые требования к ребенку со стороны всех членов семьи воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой почве.

     В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т. е. ребенок изнежен, заласкан, родители мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль общения ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся. Эти отношения должны пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т. п. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства сокращения неразумных желаний ребенка.

     Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего, младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребенка. Например, родители, желая доставить детям радость и удовлетворение, иногда берут детей с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают смотреть подолгу телепередачи и т. п. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного.

     КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

    Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

в недовольстве, раздражительности, плаче;

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

  Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам.

    Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

     В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями.

     Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

      Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

     Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

    Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

   Спокойный тон общения, без раздражительности.

   Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

    Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт огуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

   НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом;

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);

из жалости или желания понравиться.

   НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие;

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

    О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

    НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался;

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

когда вы сами не в себе.

  7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью;

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя;

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;

надо наказывать и вскоре прощать;

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;

ребёнок не должен бояться наказания

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Капризы и упрямство детей дошкольников.

Консультации для родителей:Капризы и упрямство детей  дошкольников....

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление "

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста

В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....

Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителейПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямств...