Проект: «Хлеб – всему голова»
проект (старшая группа)

Проект: «Хлеб – всему голова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_-_vsemu_golova.docx492.7 КБ

Предварительный просмотр:


Сроки реализации:

05.10.2020г – 09.10.2020г

Выполнили:

Воспитатель

Абасова Н.С.

Информационная карта проекта

1.    Полное название проекта: «Хлеб – всему голова»

2.    Автор проекта (Ф. И. О): Абасова Набат Сардаровна

Музыкальный руководитель Григорьева Анна Ивановна

4. Тип проекта: исследовательский - творческий, фронтальный, краткосрочный.

5.   Сроки проведения: 06.09.2021г – 20.09.2021г.

6.  Возраст детей: 5-6 лет

7.   Форма проведения: тематическая неделя

8. Проблема

Детская.

Как делают хлеб?

Взрослая.

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

9. Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

10. Задачи.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

 систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол;

• создать и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб - всему голова».

 закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку

систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.

• воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

 расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный);

формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий

- формирование элементарных экологических знании об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;

 развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы

 развивать поисковую деятельность с помощью родителей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;

 умение планировать этапы своих действий, ориентировать свой выбор.

Образовательная область «Речевое развитие»:

 обогащение активного словаря;

 развивать связную монологическую и диалогическую речь;

 продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

 продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами;

 развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений; после просмотра и прослушивания спектаклей, мультфильмов, аудио сказок.

 формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;

 воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

 развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

 развивать эстетическое восприятие;

 формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий (рисование, лепка);

 формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью;

 развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;

 развивать творческие способности;

приобщать детей к культуре и традициям русского народа.

Образовательная область «Физическое развитие»:

 развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности;

 воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

11. Связь с социумом:

- Экскурсия в магазин хлебобулочных изделий

- экскурсия на пищеблок.

-целевая прогулка на пшеничное поле

12. Краткое содержание проекта.

Непосредственно образовательная деятельность.

Коммуникативная деятельность «Рассказ воспитателя «Хлеб – всему голова»;

Восприятие художественной литературы и фольклора «Чтение произведения В. Бакалдина «Стихи о хлебе».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- окружающий мир «Растения поля»;

- экология «Ржаной и пшеничный хлеб»;

- математика «Количество и счет. Геометрические фигуры. Величина».

Изобразительная деятельность:

- рисование «Что растет из колоска»;

- лепка «Хлеб и хлебобулочные изделия» (из соленного теста);

- аппликация «По замыслу»

Конструктивно-модельная деятельность «Колосок»

Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»

Дидактические игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Игровая деятельность:

- словесные дидактические игры:

• «Назови профессию»;

• «Что, где растет»;

• «Что из какой муки испекли?»;

• «Четвертый лишний»;

• «Что сначала, что потом»;

• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

• «Как превратить муку в тесто?»;

• «Назови ласково».

- настольные игры:

• «Разрезные картинки»;

• «Логический поезд»;

• «Найди пару»

- сюжетно - ролевые игры:

• «Семья»;

• «Хлебный магазин»;

• «Кулинария».

Театрализованная деятельность:

- детская инсценировка  сказки «Как волк вздумал хлеб печь»;

- настольный театр «Колосок»;

- игра – драматизация «Маша и медведь»;

- пальчиковый театр «Колобок».

Просмотр презентаций и электронных дидактических пособий: «От зернышка до хлебушка»,

Беседы:

• «Как на наш стол хлеб пришел»;

• «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»;

• «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;

• «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;

• «Какой бывает хлеб»;

• «Пшеница – спутница и кормилица человека»

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»; демонстрационного материала «Хлеб – всему голова».

Экскурсия в хлебный отдел супермаркета, на пищеблок.

Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А.Куприянова «Вспашка».

Рассматривание натюрмортов с хлебом.

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Чтение художественной литературы:

• Я. Тайц «Все здесь»

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

• М. Глинская «Хлеб»;

• В. Ремизов «Хлебный голос»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• С. Михалков «Булка»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Просмотр видеофильмов:

• «Как растет пшеница»;

«Труд комбайнера»;

• «По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультфильмов:

• «Золотые колосья» белорусская сказка;

• «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.

Андерсена;

• «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Исследовательская деятельность:

• рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя);

Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»

Опытно – экспериментальная деятельность:

Посадка пшеницы в землю(в горшочке на подоконнике)

Сеяние и наблюдение за ростом пшеницы в аквариуме

Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).

Замешивание теста.

Выпечка пшеничного и ржаного хлеба

Продажа хлеба на аукционе родителям

13. Продукт проекта: выставка рисунков на тему «Хлеб – всему голова»

14. Форма презентации: чаепитие с хлебобулочными изделиями « Сделал дело гуляй смело»

Памятка для родителей.

«Хлеб – всему голова»

Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
Хлеб - всему голова в поле, в доме, в державе!

Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью.

Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
«Хлеб — всему голова» — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что
 были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба

Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.

Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

Игра «Договори пословицу»

  • Горька работа… (да хлеб сладок)
  • Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
  • Пироги не растут… (на кустах)
  • В землю не положишь (и с земли не возьмешь)
  • Догулялись мужики (нет ни хлеба, ни муки)
  • На чужой каравай (рта не разевай)
  • Пот на спине (так и хлеб на столе)
  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлебушко – пирогу дедушка.
  • Каравай хлеба не (свалится с неба)
  • Хлеб созрел, но к нам на стол
  • Прямо с поля не пошел,
  • С поля даже в магазины
  • Хлебу ехать рановато.
  • Он уселся на машину
  • И спешит на элеватор.

Литовская сказка

«Как волк вздумал хлеб печь»

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

М. Глинская

«Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Пословицы про хлеб

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

Хороводная игра

«Каравай»

Как на наш весёлый праздник,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём!

Загадки


"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый.. . (Хлеб)

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мы ржаные Кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине! (Хлеб)

Весной в земле,
А весь год на столе. (Хлеб)

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде, 
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, 
Ведь к обеду нужен ... (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.  (Хлеб)

Стихи о хлебе

Булка

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

С. Михалкова

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

В. Орлов

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь — зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

Я. Аким

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной…

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь».

Н Тихонов


«Слава тем, кто хлеб растил!»

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, тёплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол»

К нам «пожаловал, пришёл».

«Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!»

«В нем – здоровье», в нём — и сила,

«В нем — чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!»

«Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!»

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Наш душистый каравай,

Как награду принимай!

«Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!»

С. Погореловский

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду”.

Я. Дягутите

Хлеб

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Свежий хлеб.

И. Токмакова

Чудо

Зернышко-крошку всю зиму хранил,

В рыхлую землю весной посадил.

Чудо случилось, наверное, с ним.

Зернышко стало живым и большим.

Зернышко-крошка лежало в земле,

Лежало, согрелось, разбухло в тепле.

Сначала разбухло, потом проросло.

Тонким росточком на грядке взошло.

Чубик завил этот слабый росток,

Выкинул перышки нежный листок.

Ну, разве не чудо, что чубик такой

Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!

Он землю буравил, он лез напролом,

Он к свету и солнцу пробился с трудом.

А над землею – опять чудеса:

Что-то растет не по дням – по часам.

Зернышка нет и в помине давно.

Не угадаешь, чем стало оно?

Лев Квитко

Игра « Назови профессию»
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...(Агроном)

Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)

В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Дети это -….(Комбайнер)

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)

Загадки

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)


Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

На соломинке — дом сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом"(Зерно)

"Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

"Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел". (Серп)

Скороговорки про хлеб

Хорош пирожок, внутри творожок.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Пекарь пёк пироги в печи.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Шел Глеб с хлебом, шла Оля с солью.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Шли три пекаря, три Прокопия пекаря,

Три Прокопьевича; говорили про пекаря,

Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.

Частушки о хлебе

Одним духом сыт не будешь,

Если хлеба не добудешь.

Хлеба нет, и не споёшь,

И без хлеба пропадёшь.

Если хлеба будет край,

И под елью будет рай,

Если хлеба ни куска,

То и стол, не стол – доска.

На чужой на каравай

Шире рот не разевай.

Не валяйся на печи –

Будешь кушать калачи!

Всякий в поле Еремей

Своё дело разумей.

За трудом не пропадёшь.

Что посеешь, то пожнёшь…


Пальчиковые игры

«Копна»

- Чья копна на моей копне?

- Чья копна на моей копне?

Первый игрок сжимает руку в кулак, оставив большой палец вверх. Второй игрок обхватывает большой палец предыдущего игрока и говорит:

- Моя копна на твоей копне.

Игра повторяется до тех пор, пока все дети не обхватят пальцы друг друга. Затем эта «пирамида» разбивается.

«Как у деда Ермолая».

Как у деда Ермолая                          две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая:                  кончика пальцев соединены

Только сам, да сама,                            показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума,        показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами,                          показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами                  показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи                     показывают большие пальцы на обеих руках

Уплетают калачи                       руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз.

Приметы о хлебе

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.







Дидактические игры

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

6. "Хлебное поле"

Задачи: закрепить умение различать и называть колосья злаковых растений, развивать умение соотносить реальные предметы с их изображением на картинках.

7. "Кто поможет хлеборобам"

Задачи: распознать машины – помощники, найти предметы, которые заменили сегодня старинные орудия труда землепашцев.

Подвижные игры

1. Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

2. Старинная игра «Пирог»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.

Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»

Материал:

Ход:

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох);

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.

Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.

Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.

Ход:

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

4. Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

5. Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

6. Подвижная игра "Пшеница и хлебороб"

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, развивать внимание, быстроту реакции. Упражнять в беге и приседании. Воспитывать выдержку.

Дневник наблюдения за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы

05.09.2020г. Увлажнили пшеницу, ростков нет

06.09.2020г. Увлажнили пшеницу, ростков нет

07.09.2020г. Увлажнили, появились первые ростки белого цвета

08.09.2020г. Увлажнили, ростков стало больше

09. 09.2020г. Увлажнили, практически все зерна пустили ростки

12.09.2020г. Увлажнили, ростки стали больше и стали зеленеть, их длина 2 см

13.09.2020г. Увлажнили, ростки стали больше и стали зеленеть, их длина 2 см

14.09.2020г. Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх

15.09.2020г. Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх, их длина 6-7см

16.09.2020г. Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх, поворачиваются к свету

19.09.2020г. Увлажнили, ростки зеленые, их длина составляет 10 см

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\94da35b1-a1bd-45f3-a27b-d5341059558b.jpg

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\54f8877b-8c21-4e1c-857e-7f0bdd7d2960.jpg

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\4791aa51-65ff-4008-8d9f-5dd65ac480cc.jpg

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\9905f187-48c9-40d4-a266-21a06b2986b7.jpg

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\1b0fa018-1516-4f1b-ba16-a42f56afb94f.jpg

C:\Users\ВЛАДИМИР\Desktop\5a12a0c1-6101-464d-be9a-96103970a431.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»

Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...