Проект "Природа - наш дом"
методическая разработка

Шепелева Ксения Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 53(второй корпус) Красносельского района СПб)

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ во 2 младшей группе №15

«Природа - наш дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

Гросс Э.Е.

Шепелева К.Н.

 

 

 

Санкт – Петербург  2021г.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………………

3

2.Паспорт проекта……………………………………………………………………

4

3.Актуальность………………………………………………………………………..

4

3.1.Цель и задачи …………………………………………………………………….

4

3.2.Предполагаемый результат………………………………………………………

5

3.3.Формы работы ……………………………………………………………………

5

4.Содержание проекта………………………………………………………………..

7

4.1.Организационный этап ………………………………………………………….

8

4.2.Основной (практический) этап ………………………………………………….

9

4.3.Заключительный этап ……………………………………………………………

13

5.Список литературы ………………………………………………………………...

14

6.Приложение ………………………………………………………………………...

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта: «Природа – наш дом»

Тип проекта: познавательно – информационный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта: 25.09.2021– 30.11.2021

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с раннего возраста. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.

Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта: формирование бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать знания и представления о природном и животном мире;

Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных понимаю ребенка;

Формировать умение и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;

 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

Развивать эстетические чувства: умение увидеть и почувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание сохранить ее.

Воспитательные:

Воспитывать гуманного отношения к природе;

Воспитывать чувство любви, неравнодушия к родному краю, его природе.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Формирование представлений о растительном и животном мире;

Воспитание правильного и бережного отношения к природе;

Расширение кругозора;

Активизирование речевой деятельности.

 

Для родителей:

Заинтересованность родителей в воспитании у детей навыков обращения с живой природой и культуре поведения в окружающем мире;

Повышение компетентности родителей по основам экологического воспитания детей 3 – 4 лет;

Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

 

Для воспитателей:

Пополнение методического, дидактического материала;

Пополнение предметно – развивающей среды;

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в области экологического воспитания детей во второй младшей группе;

Выявление новых форм работы с детьми и родителей.

 

Формы работы:

Занятия;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые игры;

Театрализованная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Чтение художественной литературы;

Музыкально – ритмическая деятельность.

Содержание проекта.

 

Этапы реализации проекта:

Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

 

Основной (практический)

Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей и педагогов по теме проекта.

 

Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта

 

I этап – Организационный (25.09.2021 – 20.10.2022)

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

Подбор методической литературы для реализации проекта;

Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;

Выявление уровня знаний у детей;

Проведение анкетирования родителей;

Изготовление дидактических игр и пособий.

 

II этап – Основной (практический) (21.10.2021 – 26.01.2022)

Интеграция темы по образовательным областям.

Образовательная область

Образовательная деятельность

Предметно – пространственная среда

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра:

«Едем отдыхать на природу»;

«Больница для животных.

Трудовая деятельность:

Собрать сломанные веточки на площадке;

Подмести веранду, участок, горку;

Труд в уголке природы;

Наполнить кормушки для птиц кормом.

Дидактические игры:

«Поведение в лесу»

«Назови одним словом»

«Чей домик»

«Кто чем питается»

Познавательное развитие

Беседы:

«Домашние животные»

«Многообразие и разнообразие осенних листьев»

«В гости к лесным зверюшкам»

«Как помочь птицам зимой?»

«Дикие животные»

«Правила поведения с животными»

«Чистый воздух – залог здоровья!»

Беседа о правилах поведения на улице, в лесу, парке.

«Учимся беречь нашу планету», «Спасем планету от мусора»,

Просмотр мультфильма «Мусор – загрязняет нашу природу»

Предметные игры:

Игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек»; «Вершки и корешки»

Настольно – печатные игры:

«Четыре времени года»

«Найди пару»

«Подбери листья»

 

Мультфильм ««Мусор – загрязняет нашу природу»

Речевое развитие

Развитие речи:

Заучивание стихотворения, пословиц, загадок о диких и домашних животных.

Рассматривание картин.

Ознакомление с художественной литературой:

Русские народные сказки:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Богомоловой;

«Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;

«Лиса и Зачц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

Сказки:

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

«Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

«Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Сказки В. Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «птенец выпал из гнезда», «карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой».

С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка».

И. Токмакова «Медведь»

Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь»;

К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».

 С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».

Игры тренинги:

«Солнышко»

«Туча»

«Дождик»

«Ветер»

«Изобрази животное»

Словесные игры:

«Кто летает, бегает, прыгает»

«В воде, в воздухе, на земле»

«Нужно – не нужно»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

«Елочка»;

«Все сосульки плакали»

«Деревья на нашем участке»

Коллективное рисование «Берегите природу»;

Эколята - друзья и защитники природы».

Лепка:

«Подарок любимому щенку (котенку)»

 Аппликация:

Коллаж «Мы друзья природы»

«Мячики для котят»

 «Цыпленок»

Музыкальное развитие:

Прослушивание фонограмм: «Ферма»;

Разучивание движений передающих характер животных;

Прослушивание записей звуков леса, шума моря, журчания воды и др.

Театрализованная игра: «Колобок, игра – драматизация «Кошкин дом»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика:

«Петушки»;

«Зайчики»;

«Веселые медвежата»;

«Жуки»;

«Бабочки»;

«Кузнечики».

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»;

«Наседка и цыплята»;

«Кот и мыши»;

 ««Лягушки в кадушке»;

«Земля, вода, воздух»;

 «Птицелов»;

«Зайка серенький».

Пальчиковые игры:

 «Листопад», «Репка», «Бабочка», «Насекомые», «Капуста».

Маски для подвижных игр

 

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Цель: Выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его осуществления в семье.
  • 2. Консультации: «Прогулки в природу», «Зеленый мир на окне».

Октябрь

  • 1. Изготовление книжки – малышки: «Экологические сказки».
  •  2. Красная книга Санкт – Петербурга (Растения нашего города – фото).

Ноябрь

  1. 1. Конкурс подделок из бросового материала «Чудеса для людей из ненужных вещей».
  2. 2. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»

(совместная работа педагогов, детей и родителей).

III этап – Заключительный (27.01.2022 – 31.01.2022)

1.Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

2.Повышение уровня знаний по экологии у детей;

3.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности  родителей по теме проекта;

4. Воспитание у детей бережного отношения ко всему живому, к окружающей природе.

5. Итоговое мероприятие «Поможем Лесовичку спасти наш лес!»;

6. Изготовление книжки – малышки: «Экологические сказки»;

7. Красная книга Санкт –Петербурга (Растения нашего города – фото);

8. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. Издательство «Мозаика – Синтез», 2010
  • О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Издательство «Мозаика – Синтез», 2015
  • С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Издательство «Мозаика – Синтез», 2016
  • С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Н.Ф. Виноградова «Природа и мир вокруг нас», 1992
  • Интернет – ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Непосредственно образовательная деятельность

НОД: Тема: «Берегите природу!». (Приложение 3)

Цель: формировать у детей представление, что природа – это наш общий дом.

Тема: «Грибная полянка». (Приложение3)

Цель: Составлять из готовых элементов образ гриба, контрастных по размеру.

Тема: «Свойства воздуха. (Приложение 3)

Цель: Создать условия для формирования исследовательских навыков воспитанников. 

Тема: «Осенние листочки». (Приложение 3)

Цели: Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. 

Тема: «Свойства воды». (Приложение 3)

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

 

Развлечение по экологии « По дороге в лес »

                                                                                        

Цель: Формировать у детей  экологическую культуру.

Задачи:

Образовательные

-Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-Учить проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

 

Развивающие

-Развивать познавательный интерес к миру природы;

-Расширять представление детей о лесе и о его обитателях;

 

 Воспитательные

- Воспитывать интерес у детей к жизни леса, любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная система, магнитофон, велосипед, мусорные отходы, корзина для сбора мусора или пакет, пенечки, морковь.

Ход развлечения:

В зал на велосипеде въезжает Маша

Маша: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А я тут мимо вашего детского сада проезжала. Думаю, да-ка загляну! Как интересно здесь у вас! (Рассматривает зал)

-Ох, ну какая же я забывчивая! Я же к Мишке спешу! Осень то давно! Мишка собирается спать. Надо перед тем как он заляжет в спячку с ним повеселиться! А хотите я и вас с собой возьму? (Ответы детей)

-А вы знаете где Мишка живет? (В лесу)

-Тогда я вас приглашаю на лесную прогулку. Познакомлю вас со своим другом. Только должна вас предупредить, ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.

Кто лес уважает, растения не обижает,

Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.

-Так что прежде чем отправиться в лес, давайте-ка вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Экологический опрос». Я буду вам говорить, как  ведут себя некоторые люди  в лесу, а вы, если они ведут себя правильно - будете хлопать, а если неправильно- громко топать. Готовы?

1 слайд

На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор не унесли с собой! Правильно?

2 слайд

Когда по лесу мы гуляем

Ветки с дерева ломаем.

3 слайд

Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4 слайд

Из леса уходя домой,

Не унесем ежа с собой!

5 слайд

Со взрослыми дети по лесу гуляли.

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Маша: Вижу умные вы и воспитанные ребята! Давайте отправляться в путь!

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма, дети идут за Машей, говорят слова и выполняют движения:

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) 

Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать его нельзя!

Подходят к куче мусора

Маша: Ой, ребята, на этой полянке беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали…


 

-Ребята, давайте наведем здесь порядок, а то Мишка очень рассердится, когда увидит мусор в своем лесу.

Проводится игра «Собери мусор в корзину»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети с Машей собирают в корзины для мусора бытовые отходы.

Маша: Молодцы, ребята! Дружно мы справились, очистили полянку! Теперь на ней снова чисто. Зверям и птица радостно.

-Что-то я немного устала. Давайте присядем и отдохнем (садятся на пенечки)

Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

«Загадки о животных»

6 Слайд

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

17 слайд

Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

8 слайд

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

9 слайд

Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

10 слайд

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

11 слайд

Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Под музыку вбегает заяц

Заяц: -Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Маша! Зачемв лес пожаловали?

Маша: А мы тут прогуливаемся! Знакомься, это мои новые друзья. Я с ними в детском саду познакомилась. Мы идем Мишку проведать. Пойдешь с нами?

Заяц: Знаю, как вы гуляете., Насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес!

Маша: Что ты, заинька! Мы с ребятами знаем правила поведения в лесу. Вот послушай.

Дети читают стихи

Муравьиный дом в глуши –

Ты его не тормоши,

Муравьишкам помоги,

Домик их огороди!


 

Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут!


 

В лесу всем птицам помогай

И птичьих гнезд не разоряй

Растут на радость всем птенцы,

Природы звонкие певцы!


 

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке!


 

Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер!

Вести себя достойно просим,

В лесу, запомним, мы лишь гости!


 

Маша: Лес - богатство и краса,

Мы бережем свои леса!

Заяц: Простите, ребята, что не поверил вам сразу. Вы добрые и воспитанные дети.

-Предлагаю вам поиграть!

Танец-игра с зайчиком

Заяц: Ребята, с вами очень интересно, но меня дома ждет мама. Передайте Мишке от меня привет!

Маша: Зайка, а это тебе от нас угощение (достает морковку).

Заяц благодарит и убегает

Маша: -Ну что, ребята, нам пора идти дальше.

Логоритмика «Вместе по лесу идём»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем весело шагать.

Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги.

По тропинке мы идем.

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

Здесь присесть бы, отдохнуть…

Да уже окончен путь.

Подходят к домику Медведя

Маша: Вот мы уже и пришли. А вот и сам Мишка!

Медведь выходит из домика

Мишка: Что за шум в моём лесу? А, это ты Маша безобразничаешь?

Надеюсь, вы не нашкодничали в моем лесу, пока шли?

Маша: Что-ты, Мишенька! Даже наоборот!

Мы с ребятами порядок на полянке навели,

Ни кого не потревожили-

По тропинке тихо шли!

И к тебе играть пришли!

Медведь: Ну, на тебя это, Маша, совсем не похоже! Наверно ребята научили уму-разуму!? (все одобрительно кивают)

Вы, ребята, знать должны, что

Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

Муз. Игра «Четыре шага»

Маша: Миш, а можно нам с ребятами летом в твоем лесу грибочки, ягоды собирать? Ты не рассердишься?

Медведь: Что вы, ребята! Буду рад вас увидеть в лесу снова. Только не забывайте о правилах поведения!

-А сейчас я приглашаю вас на чай с вареньем. Маша сама летом варила! Поделишься с ребятами рецептом?

Маша: Ну конечно!

Муз. Игра «Варим варенье»

Медведь: А сейчас всем мыть руки и за стол!

Книга «Берегите Природу!»

Вывод: В результате проведенной работы у воспитанников сформировалось представление о природе нашего края. Дети познакомились с растительным и животным миром не только нашей области, но в России в целом. У детей сформировалось понятие о бережном отношении к природе, желание заботится о ней и приумножать. В результате участия родителей в проекте в группе пополнилась развивающая среда. Они стали больше уделять времени проблемам экологического воспитания своих детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_priroda_-_nash_dom.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 53(второй корпус) Красносельского района СПб)

ПРОЕКТ во 2 младшей группе №15

«Природа - наш дом»

Подготовили:

Гросс Э.Е.

Шепелева К.Н.

Санкт – Петербург  2021г.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………………

3

2.Паспорт проекта……………………………………………………………………

4

3.Актуальность………………………………………………………………………..

4

3.1.Цель и задачи …………………………………………………………………….

4

3.2.Предполагаемый результат………………………………………………………

5

3.3.Формы работы ……………………………………………………………………

5

4.Содержание проекта………………………………………………………………..

7

4.1.Организационный этап ………………………………………………………….

8

4.2.Основной (практический) этап ………………………………………………….

9

4.3.Заключительный этап ……………………………………………………………

13

5.Список литературы ………………………………………………………………...

14

6.Приложение ………………………………………………………………………...

15

Тема проекта: «Природа – наш дом»

Тип проекта: познавательно – информационный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта: 25.09.2021– 30.11.2021

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с раннего возраста. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.

Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта: формирование бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать знания и представления о природном и животном мире;

Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных понимаю ребенка;

Формировать умение и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

Развивать эстетические чувства: умение увидеть и почувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание сохранить ее.

Воспитательные:

Воспитывать гуманного отношения к природе;

Воспитывать чувство любви, неравнодушия к родному краю, его природе.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Формирование представлений о растительном и животном мире;

Воспитание правильного и бережного отношения к природе;

Расширение кругозора;

Активизирование речевой деятельности.

Для родителей:

Заинтересованность родителей в воспитании у детей навыков обращения с живой природой и культуре поведения в окружающем мире;

Повышение компетентности родителей по основам экологического воспитания детей 3 – 4 лет;

Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Для воспитателей:

Пополнение методического, дидактического материала;

Пополнение предметно – развивающей среды;

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в области экологического воспитания детей во второй младшей группе;

Выявление новых форм работы с детьми и родителей.

Формы работы:

Занятия;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые игры;

Театрализованная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Чтение художественной литературы;

Музыкально – ритмическая деятельность.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

Основной (практический)

Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей и педагогов по теме проекта.

Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта

I этап – Организационный (25.09.2021 – 20.10.2022)

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

Подбор методической литературы для реализации проекта;

Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;

Выявление уровня знаний у детей;

Проведение анкетирования родителей;

Изготовление дидактических игр и пособий.

II этап – Основной (практический) (21.10.2021 – 26.01.2022)

Интеграция темы по образовательным областям.

Образовательная область

Образовательная деятельность

Предметно – пространственная среда

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра:

«Едем отдыхать на природу»;

«Больница для животных.

Трудовая деятельность:

Собрать сломанные веточки на площадке;

Подмести веранду, участок, горку;

Труд в уголке природы;

Наполнить кормушки для птиц кормом.

Дидактические игры:

«Поведение в лесу»

«Назови одним словом»

«Чей домик»

«Кто чем питается»

Познавательное развитие

Беседы:

«Домашние животные»

«Многообразие и разнообразие осенних листьев»

«В гости к лесным зверюшкам»

«Как помочь птицам зимой?»

«Дикие животные»

«Правила поведения с животными»

«Чистый воздух – залог здоровья!»

Беседа о правилах поведения на улице, в лесу, парке.

«Учимся беречь нашу планету», «Спасем планету от мусора»,

Просмотр мультфильма «Мусор – загрязняет нашу природу»

Предметные игры:

Игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек»; «Вершки и корешки»

Настольно – печатные игры:

«Четыре времени года»

«Найди пару»

«Подбери листья»

Мультфильм ««Мусор – загрязняет нашу природу»

Речевое развитие

Развитие речи:

Заучивание стихотворения, пословиц, загадок о диких и домашних животных.

Рассматривание картин.

Ознакомление с художественной литературой:

Русские народные сказки:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Богомоловой;

«Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;

«Лиса и Зачц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

Сказки:

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

«Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

«Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Сказки В. Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «птенец выпал из гнезда», «карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой».

С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка».

И. Токмакова «Медведь»

Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь»;

К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».

 С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».

Игры тренинги:

«Солнышко»

«Туча»

«Дождик»

«Ветер»

«Изобрази животное»

Словесные игры:

«Кто летает, бегает, прыгает»

«В воде, в воздухе, на земле»

«Нужно – не нужно»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

«Елочка»;

«Все сосульки плакали»

«Деревья на нашем участке»

Коллективное рисование «Берегите природу»;

Эколята - друзья и защитники природы».

Лепка:

«Подарок любимому щенку (котенку)»

 Аппликация:

Коллаж «Мы друзья природы»

«Мячики для котят»

 «Цыпленок»

Музыкальное развитие:

Прослушивание фонограмм: «Ферма»;

Разучивание движений передающих характер животных;

Прослушивание записей звуков леса, шума моря, журчания воды и др.

Театрализованная игра: «Колобок, игра – драматизация «Кошкин дом»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика:

«Петушки»;

«Зайчики»;

«Веселые медвежата»;

«Жуки»;

«Бабочки»;

«Кузнечики».

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»;

«Наседка и цыплята»;

«Кот и мыши»;

 ««Лягушки в кадушке»;

«Земля, вода, воздух»;

 «Птицелов»;

«Зайка серенький».

Пальчиковые игры:

 «Листопад», «Репка», «Бабочка», «Насекомые», «Капуста».

Маски для подвижных игр

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Цель: Выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его осуществления в семье.
  • 2. Консультации: «Прогулки в природу», «Зеленый мир на окне».

Октябрь

  • 1. Изготовление книжки – малышки: «Экологические сказки».
  •  2. Красная книга Санкт – Петербурга (Растения нашего города – фото).

Ноябрь

  1. 1. Конкурс подделок из бросового материала «Чудеса для людей из ненужных вещей».
  2. 2. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»

(совместная работа педагогов, детей и родителей).

III этап – Заключительный (27.01.2022 – 31.01.2022)

1.Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

2.Повышение уровня знаний по экологии у детей;

3.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности  родителей по теме проекта;

4. Воспитание у детей бережного отношения ко всему живому, к окружающей природе.

5. Итоговое мероприятие «Поможем Лесовичку спасти наш лес!»;

6. Изготовление книжки – малышки: «Экологические сказки»;

7. Красная книга Санкт –Петербурга (Растения нашего города – фото);

8. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. Издательство «Мозаика – Синтез», 2010
  • О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Издательство «Мозаика – Синтез», 2015
  • С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Издательство «Мозаика – Синтез», 2016
  • С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Н.Ф. Виноградова «Природа и мир вокруг нас», 1992
  • Интернет – ресурсы

Приложение

Непосредственно образовательная деятельность

НОД: Тема: «Берегите природу!». (Приложение 3)

Цель: формировать у детей представление, что природа – это наш общий дом.

Тема: «Грибная полянка». (Приложение3)

Цель: Составлять из готовых элементов образ гриба, контрастных по размеру.

Тема: «Свойства воздуха. (Приложение 3)

Цель: Создать условия для формирования исследовательских навыков воспитанников. 

Тема: «Осенние листочки». (Приложение 3)

Цели: Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. 

Тема: «Свойства воды». (Приложение 3)

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Развлечение по экологии « По дороге в лес »

                                                                                        

Цель: Формировать у детей  экологическую культуру.

Задачи:

Образовательные

-Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-Учить проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

 

Развивающие

-Развивать познавательный интерес к миру природы;

-Расширять представление детей о лесе и о его обитателях;

 

 Воспитательные

- Воспитывать интерес у детей к жизни леса, любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная система, магнитофон, велосипед, мусорные отходы, корзина для сбора мусора или пакет, пенечки, морковь.

Ход развлечения:

В зал на велосипеде въезжает Маша

Маша: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А я тут мимо вашего детского сада проезжала. Думаю, да-ка загляну! Как интересно здесь у вас! (Рассматривает зал)

-Ох, ну какая же я забывчивая! Я же к Мишке спешу! Осень то давно! Мишка собирается спать. Надо перед тем как он заляжет в спячку с ним повеселиться! А хотите я и вас с собой возьму? (Ответы детей)

-А вы знаете где Мишка живет? (В лесу)

-Тогда я вас приглашаю на лесную прогулку. Познакомлю вас со своим другом. Только должна вас предупредить, ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.

Кто лес уважает, растения не обижает,

Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.

-Так что прежде чем отправиться в лес, давайте-ка вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Экологический опрос». Я буду вам говорить, как  ведут себя некоторые люди  в лесу, а вы, если они ведут себя правильно - будете хлопать, а если неправильно- громко топать. Готовы?

1 слайд

На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор не унесли с собой! Правильно?

2 слайд

Когда по лесу мы гуляем

Ветки с дерева ломаем.

3 слайд

Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4 слайд

Из леса уходя домой,

Не унесем ежа с собой!

5 слайд

Со взрослыми дети по лесу гуляли.

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Маша: Вижу умные вы и воспитанные ребята! Давайте отправляться в путь!

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма, дети идут за Машей, говорят слова и выполняют движения:

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) 

Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать его нельзя!

Подходят к куче мусора

Маша: Ой, ребята, на этой полянке беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали…


 

-Ребята, давайте наведем здесь порядок, а то Мишка очень рассердится, когда увидит мусор в своем лесу.

Проводится игра «Собери мусор в корзину»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети с Машей собирают в корзины для мусора бытовые отходы.

Маша: Молодцы, ребята! Дружно мы справились, очистили полянку! Теперь на ней снова чисто. Зверям и птица радостно.

-Что-то я немного устала. Давайте присядем и отдохнем (садятся на пенечки)

Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

«Загадки о животных»

6 Слайд

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

17 слайд

Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

8 слайд

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

9 слайд

Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

10 слайд

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

11 слайд

Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Под музыку вбегает заяц

Заяц: -Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Маша! Зачемв лес пожаловали?

Маша: А мы тут прогуливаемся! Знакомься, это мои новые друзья. Я с ними в детском саду познакомилась. Мы идем Мишку проведать. Пойдешь с нами?

Заяц: Знаю, как вы гуляете., Насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес!

Маша: Что ты, заинька! Мы с ребятами знаем правила поведения в лесу. Вот послушай.

Дети читают стихи

Муравьиный дом в глуши –

Ты его не тормоши,

Муравьишкам помоги,

Домик их огороди!


 

Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут!


 

В лесу всем птицам помогай

И птичьих гнезд не разоряй

Растут на радость всем птенцы,

Природы звонкие певцы!


 

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке!


 

Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер!

Вести себя достойно просим,

В лесу, запомним, мы лишь гости!


 

Маша: Лес - богатство и краса,

Мы бережем свои леса!

Заяц: Простите, ребята, что не поверил вам сразу. Вы добрые и воспитанные дети.

-Предлагаю вам поиграть!

Танец-игра с зайчиком

Заяц: Ребята, с вами очень интересно, но меня дома ждет мама. Передайте Мишке от меня привет!

Маша: Зайка, а это тебе от нас угощение (достает морковку).

Заяц благодарит и убегает

Маша: -Ну что, ребята, нам пора идти дальше.

Логоритмика «Вместе по лесу идём»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем весело шагать.

Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги.

По тропинке мы идем.

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

Здесь присесть бы, отдохнуть…

Да уже окончен путь.

Подходят к домику Медведя

Маша: Вот мы уже и пришли. А вот и сам Мишка!

Медведь выходит из домика

Мишка: Что за шум в моём лесу? А, это ты Маша безобразничаешь?

Надеюсь, вы не нашкодничали в моем лесу, пока шли?

Маша: Что-ты, Мишенька! Даже наоборот!

Мы с ребятами порядок на полянке навели,

Ни кого не потревожили-

По тропинке тихо шли!

И к тебе играть пришли!

Медведь: Ну, на тебя это, Маша, совсем не похоже! Наверно ребята научили уму-разуму!? (все одобрительно кивают)

Вы, ребята, знать должны, что

Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

Муз. Игра «Четыре шага»

Маша: Миш, а можно нам с ребятами летом в твоем лесу грибочки, ягоды собирать? Ты не рассердишься?

Медведь: Что вы, ребята! Буду рад вас увидеть в лесу снова. Только не забывайте о правилах поведения!

-А сейчас я приглашаю вас на чай с вареньем. Маша сама летом варила! Поделишься с ребятами рецептом?

Маша: Ну конечно!

Муз. Игра «Варим варенье»

Медведь: А сейчас всем мыть руки и за стол!

Книга «Берегите Природу!»

Вывод: В результате проведенной работы у воспитанников сформировалось представление о природе нашего края. Дети познакомились с растительным и животным миром не только нашей области, но в России в целом. У детей сформировалось понятие о бережном отношении к природе, желание заботится о ней и приумножать. В результате участия родителей в проекте в группе пополнилась развивающая среда. Они стали больше уделять времени проблемам экологического воспитания своих детей.