Доклад «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
учебно-методический материал

Бохан Наталья Николаевна

Вы узнаете, как развить ребёнка в игровом общении со сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

 

 

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.

В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам, занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

 

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

 

• помочь детям научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

 

Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Изучая труды основателей социо-игровой педагогики нам очень понравились законы общения, которые они предлагают:

•  Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

•  Не ворчать, не ныть, не бурчать;

•  Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

•  Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

•  Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

•  Поддержи, помоги подняться и победить;

•  Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

•  Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

•  Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

 

Плюсы социо-игрового стиля:

 

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

-  Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

-  Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

-  Дети самостоятельны и инициативны;

-  Дети сами устанавливают правила игры;

-  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

-  Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

 

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:

•  Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

•  Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

•  Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

•  Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

•  Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

•  Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

•  Движение и активность.

•  Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

•  Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

 

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

 

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

 

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно объединиться:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

  - кто на каком этаже живет;

  - четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «Смена лидерства».  Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.    

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. 

 

 

 

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

 

 

Я хочу представить вам картотеку социо-игровых приемов и методов, используемых методов и приемов, используемых при проведении занятия и для организации детей на занятие.

Картотека состоит из 5 разделов:

1. Способы объединения детей в компании (малые группы)

2. Игры-задания для рабочего настроя.

3. Игры для социо-игрового приобщения к делу.

4. Игровые разминки.

5. Задания для творческого самоутверждения.

 Итак, 1 раздел – Объединение детей в мини-группы.

Здесь представлены разнообразные способы объединения дошкольников в компании.

2 раздел - Игры-задания для рабочего настроя.

Входят такие игры, как:

- «Неиспорченный телефон»

- «Летает – не летает»

- «Руки – ноги»

- «Эстафета»

- «Кто меня слышит»

- «Разведчики»

- «Заводные человечки»

- «След в след»

- «Воробьи – вороны»

- «Спрятанное слово»

3 раздел - Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Входят такие игры, как:

«Эхо»

«Спор предлогами»

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

«Составь слово» и др.

4 раздел - Игровые разминки.

Входят такие игры, как:

«Руки-ноги»

«На 5 органов чувств»

- «Ловить зверюшку» и др.

5 раздел - Задания для творческого самоутверждения.

Входят такие игры, как:

«Стихи по ролям»

«Заданные слова»

«Тело в деле» и др.

 

 

Также представлены игры на социализацию детей, методические приемы для организации занятий для младших дошкольников.

Надеюсь, что данный материал поможет и педагогам, работающим со школьниками, ведь продуктивность занятия, заинтересованность детей, прочность усвоенных детьми знаний, умений зависит, прежде всего, от творчества педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"

Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая  технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...

«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...