Консультация для педагогов «Зимняя прогулка с детьми 3-4 лет»
консультация (младшая группа)

Кузина Тамара Егоровна

Помощь в организации зимней прогулки с детьми младшей группы для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_progulka_3_4_goda.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Консультация для педагогов

«Зимняя прогулка с детьми 3-4 лет»

Подготовила

воспитатель группы «Одуванчик»

Кузина Т.Е

Воронеж – 2021

Зима это холодное, но прекрасное время года. Она настолько красива, что, кажется, ты находишься в сказке. Эти запорошенные улицы, скрипящий и искрящийся снег под ногами, белая пелена, укрывшая все вокруг. Зима заслуживает не меньше внимания, любви, чем лето.

 В зимнее время прогулка в детском саду проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки — до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15°С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Материал должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров, куклы в зимней одежде, а к ним — саночки, коляски, каталки, грузовые машины, лопатки, снеголепы.

Иногда, сказочные персонажи расставляют по всему участку, не более 4—5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая устойчивый интерес детей к ним.

Среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений, и для развернутой беседы с детьми по поводу сюрпризных моментов. Здесь необходима фантазия взрослого.

Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Вход на веранду можно украсить снежинками, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной

Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшими подгруппами (2—3 человека), поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка.

Одной из особенностей младшего дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. Особое внимание удовлетворению потребности детей в двигательной активности нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, а погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать. Постройки из снега, расположенные по всей территории, не только служат для украшения участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину снежного кота, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждой снежной фигурой мячи, бросать снежки в корзину снеговика, по спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии. Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках.

Следует отметить, что санки, особенно детям 3 лет, давать не следует во избежание травм. Вместо санок им можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, с подшитой снизу клеенкой. Дети могут их носить, садиться на них на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями и тупиками. Высота стен снежного лабиринта не должна превышать 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей; ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и лазании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Поверхность дорожек должна быть сглажена. Дети могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, или узорами из разноцветных льдинок. Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок и его обитателей, при желании поиграть с ними.

Для того чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т.д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской; одни дорожки извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т.д.). Это и прятки, и перебежки от одной фигуры к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Для такой активной деятельности малыши должны быть правильно одеты. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать у ребенка досаду и разочарование. Взрослый должен продумывать организацию прогулки таким образом, чтобы дети не замерзали и в то же время не перегревались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды.

По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов.

Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

• разнообразные наблюдения;

• дидактические задания;

• трудовые действия самих детей;

• подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 3 до 5 минут (в общей сложности все компоненты прогулки занимают 15—20 минут) и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус

В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним—двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с ребятами за каким-либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.

Занятие для детей 4 – 5 лет.

«Птицы наши друзья»

Цели: Уточнить представления детей о жизни птиц. Познакомить их с водоплавующими птицами. Воспитывать у детей любовь к птицам, логическое мышление и желание трудиться.

Оборудование: плакат с изображением птиц, рисунки гнезд, воздушный шарик, фломастеры, перфокарты с изображением птиц и их корма, светофорчики, подносы с материалом для поделок.

Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что сегодня мы будем беседовать о птицах и предлагает стать удобно перед плакатом с их изображением.

Восп. просит детей рассмотреть птиц и рассказать об одной из них. Дети рассказывают (кто рассказ о птице, кто загадку, кто поговорку, пословицу) По ходу беседы воспитатель просит ребенка  сказать, где находится птица на плакате (например, во втором ряду слева или в нижнем ряду справа и т.д.)

Восп. спрашивает, как называются домики, где живут птицы (гнездо, дупло, скворечник) Задание «Найди домик для птицы» (домики расположены по всей группе) Дети берут рисунки птиц и,  найдя домики, крепят к ним птиц, при этом объясняя, что соловей строит свое гнездо в кустарнике, дятел живет в дупле, скворец в скворечнике и т.д.

Сели за стол. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Восп. просит внимательно рассмотреть рисунок и послушать задание - красной волнистой линией соединить сороку с тем, чем она питается, зеленым пунктиром цаплю с ее кормом, оранжевой линией рыбу с птицей, которая ею кормится.

Восп. «Какая птица питается рыбой и почему?»

Восп. «Ребята, хочу познакомить вас с перелетной птицей (показывает картинку с изображением лебедя) Кто это? Да, это красавец-лебедь. Лебедь – это водоплавующая птица и поэтому на ногах у нее перепонки, а перья она смазывает жиром, чтобы вода с них стекала. Посмотрите, если я помажу дощечку жиром и брызну на нее водой, то вода превращается во что? (В капли и стекает) Также она стекает с перьев лебедя. Каких еще водоплавующих птиц вы знаете? (Гуси, утки, чайки и т.д.) Когда водоемы замерзают, эти птицы улетают на юг.

Восп.: «К нам в гости прилетит сейчас птица, которая зимует в нашей местности. Отгадайте о ней загадку. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут ее … ворона»

Сюрпризный момент. Девочка в ярком наряде Каркуши «влетает» в группу и рассказывает ст. Орлова «Кража»

Восп. просит Каркушу успокоится и рассказать, почему она такая нарядная. «Ворона» отвечает, что у нее день рождения. Восл. дарит ей воздушный шарик и просит детей проиграть с ней.

 П/игра «Поймай шарик»

«Ворона» приглашает детей в гости и улетает.

Восп. говорит, что на день рождение принято дарить  подарки и предлагает детям приготовить их имениннице.

Дети берут подносы с подготовленным материалом (кубики Никитина, бусы, цветные полоски для коврика из бумаги, мозаики, геометрические фигуры) Сидя или стоя у столов, дети выполняют работу. Когда поделки сделаны, воспитатель предлагает позвать Каркушу, подарить ей подарки и спеть для нее песню «Здравствуйте, птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Зимние прогулки с детьми.

Консультация для родителей. Зимние прогулки с детьми....

Консультация для родителей. "Зимние прогулки с детьми"

Цель: расширение педагогического кругозора родителей. Задачи: познакомить родителей с активностью детей в зимний период на прогулке.Повышать компетентность родителей в вопросах формиров...

Консультация для родителей "Зимние прогулки с детьми"

Что нужно, чтобы зимние прогулки с ребенком были успешны? Хорошее настроение ребенка - это в первую очередь, дальше- правильная теплая одежда и , конечно, немного вашей фантазии....

Консультация для родителей: "Зимние прогулки с детьми".

1.Одежда детей зимой.2.Если ребенок замерз,что делать.3.игры детей на улице....

Консультация для родителей: "Зимние прогулки с детьми"

Консультация для родителей: "Зимние прогулки с детьми"...

Консультация для родителей "Зимняя прогулка с детьми"

Все знают, ребенку надо больше гулять! Зимой полезно проводить время на свежем воздухе. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребенка....