Консультация для педагогов«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
консультация

Щербина Татьяна Викторовна

Моральные нормы и нравственные ценности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»

Консультация для педагогов

к педагогическому совету №3

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

(Моральные нормы и нравственные ценности)

Подготовила

воспитатель

Щербина Т.В.

2022 год

Нравственное воспитание - это:

 - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

 - формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

 Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

 - гуманности;

 - трудолюбия;

 - патриотизма;

 - гражданственности;

 - коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ  должны дать детям знания в рамках:  «Что такое – хорошо, и что такое – плохо?»

Вы, педагоги, воспитывающие нравственную личность должны также знать что такое «эмпатия» и «альтруизм».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

 Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага  - хорошо, а быть эгоистом - плохо.И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

Вернёмся к целям нравственного воспитания: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, трудолюбие.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности – чувство любви к Родине. Оно сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Средства нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:

  • художественные средства;
  • природу;
  • собственную деятельность детей;
  • общение;
  • окружающую обстановку.

 1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

 2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их (имеются в виду животные), способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

 3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

4.  Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

 5.  Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, окружающая обстановка, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

 Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

 Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

Методы поделены на  три группы:

 - методы формирования нравственного поведенияупражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

 - методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Все эти методы  применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

ИТАК, рассмотрев некоторые аспекты нравственного воспитания дошкольников и подводя итог теоретической части, делаем вывод:

личностно ориентированное воспитание (а именно личностно-ориентированный принцип заложен в нашей программе) - это организация воспитательного процесса на основе:

 - глубокого уважения личности ребенка;

 - учета особенностей его индивидуального развития;

 - отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."

Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого...

консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо"

Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...

Консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Консультация для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо». Средняя группа

Консультация для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо». Средняя группа Консультация для родителей ДОУ «Что такое хорошо и что такое плохо»Мы не знаем, насколько о...

Консультация для родителей"Что такое хорошо и что такое плохо"

quot;Не воспитывайте своих детей,все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте себя"Английская пословица  Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуютс...