Семинар для педагогов ДОУ "Особенные дети."
презентация

Захаренко Дарья Дмитриевна

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров.  В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_.docx19.78 КБ
Файл osobennye_deti.pptx915.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

 «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми  с ОВЗ в ДОУ»

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров.  В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

 Цель  — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

 Задачи:

  повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

  обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

  оказание психотерапевтической помощи участникам.

Основная часть

    Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»

Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ

На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Анализ анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

 Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

 Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают.  Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

 Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

2. Практическая часть.

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

 В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог: Захаренко Д.Д. Формирование психологической готовности воспитателей к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ

Слайд 2

Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи :  повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;  формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;  обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

Слайд 3

Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): « обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Слайд 4

Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ : На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми . ( Анализ анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ » )

Слайд 5

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Слайд 6

Основные стадии переживания ситуации в семье : 1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). 2 . Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет). 3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие). 4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования). 5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности , сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период). 6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем). (Стихотворение Сони)

Слайд 7

2. Практическая часть Упражнение «Котенок »

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Использование Лэпбуков в совместной образовательной деятельности педагога и детей»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – это  портфолио или коллекция малень...

Семинар для педагогов "Развитие художественно - творческих способностей детей путем повышения компетенции педагогов в изобразительной деятельности"

Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности.Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Наиболее эффективным средством дос...

Семинар для педагогов «Знакомим детей с профессиями взрослых»

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания т...

Семинар для педагогов ДОУ "Современные игровые технологии развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста". Презентация к семинару.

В семинаре рассказывается о коммуникативных играх для деетй дошкольного возраста, которые могут быть использованы во время образовательной деятельности,  в развлечениях, а также рекомендованы род...

Семинар для педагогов "Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности"

Именно  с  мотивации  начинается  всякое взаимодействие  между  ребёнком  и взрослым.  Без  мотивации  со  стороны  взрослого у  дошкол...