Игры и упражнения в произнесении звуков
материал (младшая группа)

Фролова Татьяна Владимировна

Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.

Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_roditeley_po_zkr.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения в произнесении звука  С

Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.

Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Учите ребенка широко улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

«Прятки»

Попросите ребенка улыбнуться, открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвинуть язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Игра «Насос».

 Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины. Возьмем насос и будем качать:

„С-с-с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)».

 

Произнесите цепочки слогов:

са—са—ся

со—со—со

су—су—су

сэ—сэ—се

Проговорите чистоговорки:

СА-СА-СА – вот идет лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – хвост

Пушистый у лисы.

    СУ-СУ-СУ – видел я

В лесу лису.

Разучите стихотворения:

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он. 

(С. Маршак)

Игры и упражнения в произнесении звука  В.

Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф (верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам), но с подключением голоса.

Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В.

 Затем изобразите, как гудит сильный ветер: громко произносите звук В.

Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).

Игра «Вьюга»

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

  Выполните упражнение  «Пальчики здороваются», произнося слоги 

ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой.

Разучите с ребенком стихотворение:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

(И. Суриков)

Повторите с ребенком скороговорку

«Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал».

Игры и упражнения в произнесении звука  Д.

Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.

Артикуляционная гимнастика

Добиваемся четкого и звонкого звука «д–д–д».
Представьте вместе с ребенком, что вы забиваете в стену гвоздь молотком.
Пускай ребенок бьет кулачком о другой кулачок и произносит при этом звук «Д».
Язык прижимается к верхним зубам, рот открыт.
Громко и отчетливо произносим звук «д – д – д».

Повторите звукоподражанияду-ду (дудочка), ту-ту (поезд).

Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, дыВыполняйте сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками. Помогите малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

Проговаривайте чистоговорки:

ДА-ДА-ДА – холодная вода.

ДЫ-ДЫ-ДЫ – наберу воды.

Прочитайте ребенку фразы:

Мальчик Том рисует дом.

Был жаркий день, мы сели в тень.

Затем попросите малыша вставить недостающие слова:

Мальчик …. рисует …..

Был жаркий …, мы сели в ….

Разучите скороговорку:

«Дина, Диму угощай —

Дина, Диме дыни дай!»

Игры и упражнения в произнесении звука К.

Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).

Артикуляционные упражнения:

 «Лопаточка – иголочка».

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи.

 И спокойно подержи.

 Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

«Чистим зубы». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо). Затем поднять язык вверх и почистить за верхними зубами ( рот широко открыть).

Повторите звукоподражанияко-ко (курица), ку-ку (кукушка), ква-ква (лягушка), кап-кап (дождик).

Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний ( ко-ко или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

Произнесите пары слогов:

ка—кя, кы—ки

ко—ко, кэ—ке, ку—ку

Проговаривайте чистоговорки:

КА-КА-КА – белая мука.

КУ-КУ-КУ– булочку пеку.

КИ-КИ-КИ – булка из муки.

Разучите стихотворение:

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

Разучите скороговорку:

 «У киски в миске сливки скисли».

Игры и упражнения в произнесении звука Г.

Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К (при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута), но с подключением голоса.

Разучите звукоподражанияга-га (гусь), гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка), топ-топ (малыш).

Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух), а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп—гоп и топ—топ.)

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

Проговорите чистоговорки:

ГА-ГА-ГА – зеленые луга.

ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.

ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.

Произнесите цепочки слогов:

га—гя

гы—ги

го—го

гэ—ге

гу—гу

Разучите стихотворение:

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Разучите скороговорку:

 «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».

Скажите ребенку такие фразы:

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собаке кости.

А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:

Мы пришли сегодня в кости,

 Принесли собаке гости.

Игры и упражнения для формирования звуковой культуры речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для автоматизации звука "Т"

система игр и упражнений по автоматизации звука "Т" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Игры и упражнения в произнесении звука Л (с 5–6 лет)

Игры и упражнения в произнесении звука Л (с 5–6 лет)...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»...

Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й]

Упражнения,  способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....

Упражнение на произнесение звука "Р" после согласных в слогах

Игровой материал для автоматизации звука "Р"...