"Пальчиковые игры с детьми"
консультация

шушкова

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-palchikovye_igry_s_detmi_mladshego_vozrasta.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Выступление

" Пальчиковые игры с детьми младшего возраста"

Подготовила

Воспитатель

Шушкова Елена Николаевна

декабрь 2020 год

Нижнекамск

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое

фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо

живой бабушкиной сказки - аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей:

одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит

не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем,

один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний

день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой

вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями,

делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Многие ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересную игру. В группе раннего возраста используют один из способов развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры.

Японская пословица гласит:

               Расскажи мне – я услышу,

               Покажи мне – я запомню,

               Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем

принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится

на кончике его пальцев»

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и

холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет

самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних

органов: мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник,

указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя

на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган

человека.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы,

мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры:

пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка

из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Нетрадиционные пальчиковые игры, которые я использую в своей работе:

Игра с мячиками.

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно

катать по ладошке, столу, коврику.)

-Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

-Взад, вперёд его гоняю.

-Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

-И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем

мячик).

-Колобок я разожму и другой рукой начну.

-Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой

рукой).

Игра «Сапожки»

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не

отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

-Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

-Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок 

Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

-У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

-Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

-Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

-Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» 

с использованием карандаша с гранями.

-Карандаш в руках катаю,

-Между пальчиков верчу.

-Непременно каждый пальчик,

-Быть послушным научу.

Игра с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков.

Игра с бусинами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,

что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно

сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

-Дома я одна скучала,

-Бусы мамины достала.

-Бусы я перебираю,

-Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней

рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте

ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое

занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На

следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и

проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и

проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не

сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

Игры с лентами, нитками и клубочками

Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для

ребенка дошкольного возраста, поэтому, если хотите, чтобы ребенок

хорошо говорил, развивайте его руки.

Список использованных источников:

1.Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

3.Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка

дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры с детьми.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет"

Консультация для родителей "Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет"...

Пальчиковые игры с детьми на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика рекомендована  родителям ....

Пальчиковые игры с детьми до 3-х лет

Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук....